Дело № 2а-769/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Гаджиевой З.Ю.,
с участием помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Пирбудагова А.Ш., представителя административного ответчика - Гаджиева У.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «село Карабудахкент» о признании незаконными бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан и Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан во исполнение пункта 10 плана работы на первое полугодие 2020 года и задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 74/3-39-2017 от 25.05.2017 в июне 2020 года проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной сфере на административной территории МР «Карабудахкенсткий район» Республики Дагестан. В ходе которой установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:09:000034:2487, расположенного на административной территории «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, собственником которого согласно выписке ЕГРН является <адрес>, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на площади 3 га и установленная для сжигания биологических отходов печь - Инсиниратор ИУ 750. Учитывая, что нецелевая эксплуатация вышеуказанного земельного участка создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом, а также непринятие надлежащих мер в области обращения с отходами создает условия для угрозы реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 03.08.2020 в адрес главы администрации муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района внесено представление, которое 21.08.2020 рассмотрено и признано обоснованным, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. 22.04.2021 проведено контрольное обследование административной территории на предмет устранения ранее выявленных нарушений природоохранного законодательства, в ходе которого установлено, что на вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения, ранее выявленные нарушения законодательства в сфере земельных отношений и в области обращения с отходами производства и потребления администрацией села не устранены, о чем свидетельствует справка помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора от 22.04.2021, а также приложены к ней фотографии. Администрация муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района являясь в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, реализацией властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечены своевременные меры по недопущению захламления вышеуказанного земельного участка. Потому прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель категории сельскохозяйственного назначения, расположенных на части земельного участка муниципальной собственности муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан с кадастровым номером 05:09:000034:2487; обязать администрацию муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан с кадастровым номером 05:09:000034:2487, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления; обязать администрацию муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан принять исчерпывающие меры по недопущению повторных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на указанном земельном участке.
Помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Пирбудагов А.Ш. в судебном заседании заявленные прокурором административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «село Карабудахкент» по доверенности Гаджиев У.Б. в судебном заседании заявленные требования не признал, представил возражения в которых указал, что ООО «Мастер» является гарантирующей организацией по сбору и вывозу ТБО под централизованную мусорную свалку. Также эксплуатирующей организацией мусоросвалки является «Кар-эко-дом». Потому просил суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих в жилых домах, находящихся около несанкционированной свалки отходов в с.Карабудахкент Карабудахкентского района РД.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, администрацией муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района являясь в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, реализацией властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечены своевременные меры по недопущению захламления вышеуказанного земельного участка.
Однако, администрацией МО «село Карабудахкент» Карабудахкентского района не в полной мере реализуются установленные законом полномочия по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, что повлекло образование несанкционированных свалки на территории муниципального образования.
В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой 08.08.2020 установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:09:000034:2487, расположенном на административной территории «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан, собственником которого согласно выписке ЕГРН является село Карабудахкент, Карабудахкентский район, Республика Дагестан, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на площади 3 га и установленная для сжигания биологических отходов печь - Инсиниратор ИУ 750.
Образование несанкционированной свалки отходов на территории муниципального образования свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на указанной территории.
По результатам проверки 08.08.2020 главе администрации муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, которое рассмотрено и признано обоснованным, по результатам рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ходе контрольной проверки, проведенной 22.04.2021, установлено, что несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке, не ликвидирована.
Бездействие администрации МО «село Карабудахкент» Карабудахкентского района по участию в организации сбора и транспортирования отходов с несанкционированного места размещения отходов на земельном участке, следует признать незаконным, не соответствующим изложенным нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых подано настоящее административное исковое заявление, а потому на администрацию должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем организации сбора и транспортирования отходов с несанкционированного места размещения отходов на земельном участке, сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:09:000034:2487, расположенном на административной территории «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «село Карабудахкент», - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель категории сельскохозяйственного назначения, расположенных на части земельного участка муниципальной собственности муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан с кадастровым номером 05:09:000034:2487.
Обязать администрацию МО «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности муниципального образования «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан с кадастровым номером 05:09:000034:2487, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.
Обязать администрацию МО «село Карабудахкент» Карабудахкентского района Республики Дагестан принять исчерпывающие меры по недопущению повторных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на указанном земельном участке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2021.
Председательствующий А.А. Казаватов