Шалинский городской суд ЧР
судья Хумигов А.А.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2019 г. по делу N 22-к-87/19
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Шовхалова Б.И.,
при секретаре Исмаиловой Х.Х.,
с участием прокурора отдела прокуратуры ЧР – Межидова С.С.,
защитника – адвоката Исаева М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании судебный материал по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Пашаева С.С. на постановление Шалинского городского суда ЧР от 15 февраля 2019 года об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Газалиева Саид-Эмина Исмаиловича.
Заслушав доклад судьи Шовхалова Б.И., изложившего обстоятельства дела, мнение прокурора Межидова С.С., полагавшего постановление суда отменить, выступление адвоката Исаева М.А., просившего оставить постановление без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
постановлением Шалинского городского суда ЧР от 15 февраля 2019 года Газалиев С-Э.И., осужденный 18 декабря 2017 года Шалинским городским судом ЧР по ч. 1 ст. 230 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на 1 год 11 месяцев.
Не согласившись с постановлением суда, участвующим в деле прокурором подано апелляционное представление, в котором просит его отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении ходатайства отказать. В качестве доводов указывает, что выводы суда об удовлетворении ходатайства осужденного не основаны на всесторонне исследованных обстоятельствах, которым в постановлении даны анализ и правильная оценка, а кроме того при вынесении судебного решения не учтены мнения участников процесса.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы апелляционного представления, выслушав участников процесса, суд находит постановление суда подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Судебное решение в отношении осужденного Газалиева С-Э.И. этим требованиям не отвечает.
В соответствии с требованиями ст. 79 УК РФ, лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Вместе с тем, формальное отбытие установленной законом части срока наказания и соблюдение им порядка и условий отбывания наказания, в соответствии со ст. 11 УИК РФ, является его обязанностью и само по себе не влечет обязательно условно-досрочного освобождения. Для этого суд должен прийти к убеждению, что положительные данные о личности осужденного свидетельствуют о таких навыках в его поведении, которые исключат совершение им преступлений в дальнейшем, а потому он не нуждается в полном отбывании назначенного наказания.
Данные требования судом в полной мере не выполнены, поскольку судом не проанализированы соответствующим образом все представленные материалы и доводы участников процесса, в итоге поверхностно подошел к оценке представленных доказательств, односторонне привел их анализ в постановлении, оставив без внимания приведенные в представлении прокурора обстоятельства.
Вопреки выводам суда первой инстанции, доказательств наличия достаточных оснований, свидетельствующих об устойчивости изменений в поведении осужденного за весь период отбывания наказания, снижающих его общественную опасность, в представленных материалах не имеется.
Напротив, в совокупности представленные материалы свидетельствуют о необходимости дальнейшей воспитательной работы с данным лицом в условиях колонии в целях его исправления.
Условно-досрочное освобождение от наказания применяется к осужденным как самая высшая поощрительная мера, в связи, с чем ее применение в отношении Газалиева С-Э.И. при указанных выше обстоятельствах признается незаконным, необоснованным и несправедливым.
В соответствии со ст. 389.23 УПК РФ, в случае, если допущенное судом нарушение может быть устранено при рассмотрении судебного материала в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции устраняет данное нарушение, отменяет постановление суда первой инстанции и выносит новое судебное решение.
Таким образом, принимая во внимание несоответствие выводов суда, изложенным в постановлении от 15 февраля 2019 года, фактическим обстоятельствам, как основание, предусмотренное ст. 389.16 УПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить постановление суда первой инстанции по доводам апелляционного представления, и вынести новое судебное решение, которым надлежит отказать в удовлетворении ходатайства осужденного Газалиева С-Э.И. об условно-досрочном освобождении, поскольку отбытие осужденным установленной законом части срока не может являться безусловным основанием для условно-досрочного освобождения, а применение к Газалиеву С-Э.И. условно-досрочного освобождения преждевременно и нарушит принцип справедливости, восстановленный судом при вынесении приговора.
При таких обстоятельствах ходатайство осужденного Газалиева С-Э.И. об условно-досрочном освобождении удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
постановление Шалинского городского суда ЧР от 15 февраля 2019 года об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Газалиева Саид-Эмина Исмаиловича - отменить.
Отказать в удовлетворении ходатайства осужденного Газалиева С-Э.И. об условно-досрочном освобождении от наказания.
Апелляционное представление - удовлетворить.
Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.