Решение по делу № 2а-243/2017 от 30.06.2017

Дело № 2а-243/2017                                                                                     КОПИЯ       

                                                                                                                                                                                                                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2017 года         с. Троицкое                                                                 

Нанайский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Фроленковой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Синяковой В.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края ФИО7,

представителя ответчика - главы Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО8, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - главного специалиста сектора правовой работы администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО9, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Прокурора Нанайского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц - жителей Нанайского муниципального района Хабаровского края к Главе Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО4, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, в порядке ст. 39 КАС,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Главе Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края и Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, в порядке ст. 39 КАС, ссылаясь в своем заявлении на то, что Прокуратурой Нанайского района Хабаровского края в ходе осуществления надзора за исполнением требований природоохранного законодательства, установлен факт не исполнения администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края более трех месяцев, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер по обустройству межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов.

В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой района в Нанайский районный суд направлен иск о возложении на Администрацию Нанайского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанности организовать обустройство полигонов для утилизации и переработки твердых бытовых отходов (ТБО) на территории муниципального района в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к обустройству и содержанию твердых бытовых отходов».

Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, кроме того бездействие Администрации по не организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории муниципального района признано незаконным.

Определением суда второй инстанции, решение оставлено без изменения.

Вместе с тем, обязанность организовать на территории района обустройство полигона ТБО, Администрацией района не исполнена. Так проектно-сметная документация не разрабатывалась, участок под полигон ТБО не отводился, изыскательные гидрологические работы не проводились, кроме того, согласно ответа на запрос прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ , бюджетом района на ДД.ММ.ГГГГ года, ассигнования на организацию обустройства полигона ТБО не предусматривалась.

В ходе проверочных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения «<адрес>», у съезда с федеральной трассы «Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре» по направлению к оз. <адрес>, в точке с географическими координатами <данные изъяты> выявлена несанкционированная свалка ТБО. В связи с большой площадью свалки, определить объем ТБО, не представляется возможным. Установлено, что указанная свалка находится на территории сельского поселения. ТБО свалены в кучи под открытым небом на поверхность земельного участка. Периметр свалки не огорожен. Отходы свалены на участке, граничащим с лесными насаждениями.

Участок, на котором осуществлено размещение ТБО, не отделен от стены леса минерализованной полосой.

Установлено, что указанные отходы, имеют местное, коммунальное происхождение.

Аналогичные факты загрязнения территории муниципальных образований района ТБО, установлены в ходе проверочных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, <адрес> сельских поселений. Кроме того, несанкционированные свалки, выявлены у подъездных дорог в <адрес> <адрес> сельские поселения, на территории бывшего аэродрома <адрес>.

По результатам осмотра территорий сельского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, <адрес> сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, <адрес> сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, установлено, что у каждого из перечисленных выше населенных пунктов имеется своя несанкционированная свалка ТБО, не отвечающая требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Факты несанкционированного складирования ТБО установлены в следующих географических точках:

1. <данные изъяты> (свалка в окрестностях сельского поселения «<адрес>»);

2. <данные изъяты> (свалка у въезда в <адрес> сельское поселение);

3. <данные изъяты> (сванка в окрестностях сельского поселения «<адрес>»;

4. <данные изъяты> (свалка у въезда на территорию села <адрес> сельское поселение));

5. <данные изъяты> (свалка у подъездной дороги в <адрес> сельское поселение);

6. <данные изъяты> (свалка в окрестностях <адрес> сельского поселения);

7. <данные изъяты> (территории бывшего аэродрома <адрес>);

8. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре»);

9. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре» у <адрес>);

10. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре»).

По причине отсутствия на территории района межпоселенческого полигона, население складирует коммунальные отходы на землях поселения, госземзапаса, землях лесного фонда, что, в свою очередь, наносит непоправимый вред окружающей среде, экологии Нанайского муниципального района.

Большие массы твёрдых бытовых отходов, сваленные в кучи на землях сельского поселения под открытым небом, обладают способностью к самопроизвольному возгоранию при попадании на них солнечных лучей, в результате чего, возникают предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Неисполнение решения Нанайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по организации на территории района обустройства полигона ТБО привело к увеличению количества несанкционированных свалок на территории района и площадей загрязнения ТБО. Таким образом, администрацией района с ДД.ММ.ГГГГ года не решена задача публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечить своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку, то есть, не принимается мер по проведению мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Указанное место временного хранения не соответствуют требованиям федерального законодательства. Фактически размещение бытовых отходов осуществляется в отсутствие правовых оснований на землях лесного фонда.

Бюджетом района предусматриваются денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок. С учетом того, что на территории района отсутствует полигон ТБО, фактически, ликвидация свалок подразумевает несанкционированное размещение отходов ТБО в не предусмотренных для указанных целей местах, что при водит к увеличению площади загрязнения района ТБО, имеющими по сути местное, коммунальное происхождение.

С учетом того, что мероприятия по организации обустройства межпоселенческого полигона ТБО должны были быть реализованы Администрацией еще в ДД.ММ.ГГГГ года, бездействие администрации свидетельствует о неисполнении более трех месяцев, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер по решению проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления, что в свою очередь привело к увеличению количества несанкционированных свалок.

Администрацией района не принято мер по разработке генеральной схемы очистки территории муниципального района.

В силу чего прокурор Нанайского района Хабаровского края просит суд признать бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края в части неисполнения более трех месяцев, с момента вступления в должность главы администрации Нанайского муниципального района, ФИО4, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий межпоселенческого характера, направленных на решение проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления - незаконным, признать бездействие главы администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, ФИО4, в части не исполнения более трех месяцев, с момента вступления в должность главы администрации Нанайского муниципального района, вопроса местного значения, предусмотренного пп. 9 п. l ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в не принятии мер по организации мероприятий межпоселенческого характера, направленных на решение проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления - незаконным.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края ФИО7 заявленные требования прокурора поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - главы Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив суду, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края принимаются активные действия по очищению района от мусорных свалок. Так разработана и утверждена муниципальная программа « Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края на 2017-2022 годы», в приложении к которой указан перечень основных мероприятий муниципальной программы, которые выполняются. Проводятся районные субботники по очистки и благоустройству территорий сельских поселений Нанайского муниципального района Хабаровского края. Бульдозерами очищаются образовавшиеся свалки мусора, в том числе и вблизи <адрес>. На данные мероприятия необходимы значительные финансовые средства, которых в бюджете района недостаточно, а все просьбы о дополнительном финансировании к Министру жилищно-коммунального хозяйства остаются без ответа.

Представитель ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - главный специалист сектора правовой работы ФИО9 с заявленными требованиями прокурора Нанайского района Хабаровского края также не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявления от ДД.ММ.ГГГГ за , и на отсутствие финансирования для решения данного вопроса, для которого необходимо 9 млн. руб.

Дополнительно пояснила, что в целях самостоятельного решения проблемы - организации (строительства) полигона ТБО, администрацией района приглашались к сотрудничеству организации, работающие в данной сфере на других территориях Хабаровского края. Администрацией района проводилась работа по выбору земельного участка для размещения объектов ТБО, был получен акт выбора земельного участка и составлен акт натурного обследования под объект «Межпоселенческий полигон для утилизации ТБО», ввиду значительных затрат на изыскательные работы (проектно-сметную документацию), без привлечения финансовых средств мероприятия по организации обустройства полигона не могут быть реализованы.

Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные в суд документы, суд приходит к следующему:

         В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым требованием в защиту прав, свобод и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

          Как следует из материалов гражданского дела, Прокуратурой Нанайского района Хабаровского края в ходе осуществления надзора за исполнением требований природоохранного законодательства, был установлен факт неисполнения администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края более трех месяцев, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер по обустройству межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из п.п. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичные положения также содержатся в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей среды - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 ФЗ № 7).

В соответствии со ст. 10 вышеназванного закона, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами, согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Статьей 55 Федерального закона № 7-Ф3 определено, что органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-Ф3, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из чего следует, что организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды на уровне Администрации Нанайского муниципального района предполагает помимо издания нормативно правовых актов, деятельность по недопущению загрязнения территории Нанайского района отходами производства и потребления, что предполагает необходимость реализации органом местного самоуправления муниципального района ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечить своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Судом установлено, что решением Нанайского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края были удовлетворены. Суд признал бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края по не организации утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов на территории муниципального района незаконным и обязал администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ, организовать устройство полигонов для утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории муниципального района в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требование к устройству и содержанию полигонов для твердых и бытовых отходов».

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нанайского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Однако из материалов дела следует, что Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края на день подачи искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) обязанность организовать на территории района обустройство полигона ТБО не исполнена. Проектно-сметная документация не разрабатывалась, участок под полигон ТБО не отведен, изыскательные гидрологические работы не проводились, кроме того, бюджетом района на 2016 и 2017 год ассигнования на организацию обустройства полигона ТБО не предусматривались (ответ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Поэтому в этой части требования прокурора о признании бездействия Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, в том числе главы администрации в части неисполнения более трех месяцев, с момента вступления в должность Главы администрации Нанайского муниципального района ФИО4, вопроса местного значения, выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий межпоселенческого характера, направленных на решение проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления незаконным, являются законными и обоснованными.

Факты, изложенные прокурором в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, предоставленными суду актами осмотров с фототаблицами.

Из материалов дела видно, что в ходе проверочных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения «<адрес>», у съезда с федеральной трассы «Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре», по направлению к оз. <адрес> в точке с географическими координатами <данные изъяты> выявлена несанкционированная свалка ТБО, площадь которой определить не представляется возможным. Установлено, что указанная свалка находится на территории сельского поселения. ТБО свалены в кучи под открытым небом на поверхность земельного участка. Периметр свалки не огорожен. Отходы свалены на участке, граничащим с лесными насаждениями. Участок, на котором, осуществлено размещение ТБО, не отделен от стены леса минерализованной полосой. Установлено, что данные отходы, имеют местное, коммунальное происхождение.

Аналогичные факты загрязнения установлены на территории <адрес>, <адрес> сельских поселений (проверочные мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ). Несанкционированные свалки выявлены и у подъездных дорог в <адрес>, <адрес> сельские поселения, и на территории бывшего аэродрома <адрес>.

По результатам осмотра территорий сельского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, <адрес> сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», Найхинского сельского поселения, <адрес> сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, установлено, что у каждого из перечисленных выше населенных пунктов имеется своя несанкционированная свалка ТБО, не отвечающая требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Факты несанкционированного складирования ТБО установлены в следующих географических точках:

1. <данные изъяты> (свалка в окрестностях сельского поселения «<адрес>»);

2. <данные изъяты> (свалка у въезда в <адрес> сельское поселение);

3. <данные изъяты> (сванка в окрестностях сельского поселения «<адрес>»;

4. <данные изъяты> (свалка у въезда на территорию села <адрес> сельское поселение));

5. <данные изъяты> (свалка у подъездной дороги в <адрес> сельское поселение);

6. <данные изъяты> (свалка в окрестностях <адрес> сельского поселения);

7. <данные изъяты> (территории бывшего аэродрома <адрес>);

8. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре»);

9. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре» у <адрес>);

10. <данные изъяты> (съезд с федеральной трассы «Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре»).

В связи с отсутсвием на территории района межпоселенческого полигона, население складирует коммунальные отходы на землях поселения, госземзапаса, землях лесного фонда, чем наносит непоправимый вред окружающей среде, экологии Нанайского муниципального района.

Большие массы твёрдых бытовых отходов, сваленные в кучи на землях сельского поселения под открытым небом, обладают способностью к самопроизвольному возгоранию при попадании на них солнечных лучей, в результате чего, возникают предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Неисполнение решения Нанайского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ привело к увеличению количества несанкционированных свалок на территории района, и площадей загрязнения ТБО,

Поэтому тех мероприятий, которые разработаны и утверждены администрацией района с ДД.ММ.ГГГГ года по охране окружающей среды недостаточно.

Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ -пр утверждена территориальная схема обращения с отходами (ТБО).

В Нанайском районе (согласно п. ДД.ММ.ГГГГ п. 5.1 раздел 5 Территориальной схемы) отсутствует механизм утилизации и переработки отходов. Их размещение производится на несанкционированных полигонах по всему муниципальному району, в то время как имеется место временного хранения ТБО, расположенное на втором км. подъезда к районному центру <адрес>, на автодороге «Хабаровск-Лидога-Ванино». Площадь отходов составляет около <данные изъяты> га.

Указанное место временного хранения не соответствуют требования федерального законодательства. Фактически размещение бытовых отходов осуществляется в отсутствие правовых оснований на землях лесного фонда.

Бюджетом района ежегодно предусматриваются денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок.

Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 № 447-пр, администрацией района получен акт выбора земельного участка и составлен акт натурального обследования под объект «Межпоселенческий полигон для утилизации ТБО», однако мер администрацией района не предпринималось никаких. Мероприятия по организации обустройства межпоселенческого полигона ТБО должны были быть реализованы Администрацией еще в ноябре <данные изъяты> года.

Таким образом, бездействие администрации свидетельствует о не исполнении более трех месяцев, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в не принятии мер по решению проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления. Это в свою очередь привело к увеличению количества несанкционированных свалок, площадь которых только растет.

Администрацией района не принято мер по разработке генеральной схемы очистки территории муниципального района, что представляет собой документ, определяющий организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий (СанПиН 42-128-4690-88), которая определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий муниципального образования, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполнения мероприятий.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Из ст. 13 вышеназванного закона следует, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).

Санитарные правила содержания территорий населенных мест CaнПиН 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР О5.О8.1988 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.

Согласно же п. 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких отходов из не канализованных зданий: уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, устанавливающие обязательность наличия генеральной схемы очистки территории населенного пункта являются действующим нормативным правовым актом.

Несмотря на отсутствие упоминания понятия «генеральная схема очистки территории» в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», обязанность соблюдения санитарных правил, в том числе, в части разработки и утверждения Генеральной схемы очистки населенных пунктов, установлена законодательством, регулирующим вопросы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Генеральные схемы очистки муниципальных образований Хабаровского края являются основанием для разработки территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ -пр, о чем свидетельствует раздел 9 Приложения названной территориальной схемы.

Генеральная схема очистки территории Нанайского муниципального района Администрацией не разрабатывалась и не утверждалась.

Из приложения к Постановлению Правительства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ -пр следует, что места накопления бытовых отходов предусмотрены только на территории <адрес> сельского поселения и сельского поселения «<адрес>».

         Однако в состав района входят также территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> сельских поселений, а также муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», в которых также имеются места для сбора и накопления бытовых отходов, указание на места накопления отходов только в двух поселениях района не соответствует действительности.

Прокуратурой Нанайского района установлен факт нарушения Администрацией Нанайского муниципального района федерального законодательства в части непринятия мер по организации очистки межселенной территории от несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, данная свалка расположена у съезда с федеральной трассы «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре» на земельном участке у подъездной дороги в <адрес> Нанайского муниципального района в точке с географическими координатами <данные изъяты>кадастровый квартал <данные изъяты>), находится она на землях запаса, неподалеку от территории, занятой свалкой, проходит линия электропередач, периметр свалки не огорожен, участок не отделен от стены леса минерализованной полосой (фототаблица к материалам дела прилагается).

Согласно информации КГКУ «Нанайское лесничество» несанкционированная свалка ТБО у подъездной дороги в <адрес> находится на

межселенной территории на землях земельного запаса, на государственный кадастровый учет земельный участок на котором расположена указанная свалка - не поставлен.

В ст. 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилам и иными нормативными актами РФ.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с п. 9., 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях, соответствующих муниципальных

районов, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, что предполагает собой необходимость реализации органами местного самоуправления сельских поселений ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.06.1998 « 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако на территории района отсутствуют хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, указанную в вышеназванном законе, а также данный ФЗ не содержит положений, которые снимают с администрации района полномочия по организации очистки межселенной территории.

Отсутствие на территории района межселенного полигона ТБО, иной площадки для сбора и накопления отходов соответствующей требованиям СанПин не может являться уважительной причиной бездействия по организации очистки межселенной территории от отходов, так как, по смыслу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном случае бездействие администрации, выражается в непринятии мер организационно-распорядительного характера.

Наличие на межселенной территории несанкционированной свалки ТБО является нарушением п.п. 8, 9, 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 19 Постановления от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Следовательно, очистка межселенной территории от несанкционированных свалок является мероприятием, проводимым, как во исполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так и во исполнение требований правил пожарной безопасности, так как большие массы твёрдых бытовых отходов, сваленные в кучи на землях запаса под открытым небом, обладают способностью к самопроизвольному возгоранию при попадании на них солнечных лучей, в результате чего, возникают предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.200 I № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Так, свалка у подъездной дороги в <адрес> находится на несформированном земельном участке на землях запаса. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена, равно как и собственность муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 23.06.2014 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю, к федеральной собственности относятся (в том числе): земельные участки, занятые зданиями, стронциями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно п. 3 ст. 3.1 в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, сознанным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

По смыслу положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (в ред. от 18.06.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.03.2015 к ведению муниципального района отнесено распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае если государственная регистрация права собственности на них не осуществлялась, а также не произведено разграничение прав на земельный участок в порядке, предусмотренный федеральным законодательством.

В силу ст. 3.3 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 этой же статьи определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена также наделены полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков, в том числе, в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения земельным участком является составным элементом права собственности на него.

Так собственник земельного участка, в соответствии с положениями ст. 40 ЗК РФ, имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ; возводить жилые производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культур технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно - гигиенически ми и иными специальными требованиями: осуществлять другие права на использование земельного участка.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением случаев, когда на земельный участок установлено право ограниченного пользования, в предусмотренном федеральным законодательством порядке.

По смыслу положений ст. 3, 3.1, 3.3 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 муниципальный район, выступая в качестве землепользователя, наделенного правом распоряжения межселенными территориями, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет право собственника в отношении земельного участка под свалкой у подъездной дороги в <адрес>, определенные ст. 40 ЗК РФ.

Наличие у администрации полномочий по осуществлению права собственности в отношении земельного участка под несанкционированной свалкой, вытекает также из содержания п. 2 ст. 264 ГК РФ, в соответствии с которым, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежавшие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

С учетом положений ст. 209, 264 ГК РФ, ст. 3, 3.1, 3.3 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 40, 41 ЗК РФ, Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края наделена, в отношении земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения ТБО, правом распоряжения, владения и пользования, следовательно несет бремя содержания земельного участка определенного ст. 210 ГК РФ.

В связи с тем, что собственник отходов на земельном участке, расположенном на межселенной территории не установлен, исходя из приведенных выше норм федерального законодательства, примечания к п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, администрации района надлежит принять меры организационно-распорядительного характера по организации сбора и вывоза бытовых отходов с межселенной территории.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты до настоящего времени.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность главы Нанайского муниципального района Хабаровского края, на основании постановления избирательной комиссии Нанайского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО4 выступает в качестве главы администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, на которого в силу распоряжения о распределении обязанностей между главой района, заместителями главы администрации Нанайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , возложены обязанности по организации и руководству работой администрации района по решению вопросов местного значения.

Из изложенного выше следует, что факт неисполнения вопроса местного значения более трех месяцев установлен в период нахождения ФИО4 в должности главы администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края.

На основании изложенного суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

     Заявленные требования удовлетворить.

     Признать бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края в части неисполнения более трех месяцев, с момента вступления в должность главы администрации Нанайского муниципального района, ФИО4 вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий межпоселенческого характера, направленных на решение проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления незаконным.

    Признать бездействие главы администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО4 в части неисполнения более трех месяцев, с момента вступления в должность главы администрации Нанайского муниципального района, вопроса местного значения, предусмотренного п.п. 9 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий межпоселенческого характера, направленных на решение проблемы загрязнения Нанайского района отходами потребления незаконным.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме, 01 августа 2017 г.

Судья Фроленкова Е.Е.                                                                 ___________

    

          

2а-243/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Нанайского муниципального района
Прокурор Нанайского района
Ответчики
Саватеев В.И.
Суд
Нанайский районный суд Хабаровского края
Дело на странице суда
nanaysky.hbr.sudrf.ru
30.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
05.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2017[Адм.] Судебное заседание
27.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее