Решение по делу № 21-280/2021 от 09.03.2021

Судья Онищук Н.В. Дело № 7-21-280

РЕШЕНИЕ

8 апреля 2021 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МБОУ «Центр детского творчества» Юрьевой Т.Н. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Уссурийского городского округа,

установила:

постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Предэ Д.П. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Уссурийского городского округа (далее – МБОУ ДО ЦДТ УГО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 18 февраля 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора МБОУ ДО ЦДТ УГО Крашевского А.С. без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник МБОУ ДО ЦДТ УГО Юрьева Т.Н. подала на него жалобу, в которой ставится вопрос об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения, а также защитник ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

В судебное заседание законный представитель и защитник МБОУ ДО ЦДТ УГО не явились, от директора учреждения Крашевского А.С. в Приморский краевой суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя МБОУ ДО ЦДТ УГО.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Предэ Д.П., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 года № 141-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).

Одновременно с этим пунктом 1 статьи 18 Закона 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Пунктом 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12 апреля 2016 года № 66 и пунктом 7 Методических указаний по разработке проектов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору на территории Приморского края, утвержденных приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12 апреля 2016 года № 63 предусмотрено предоставление ежегодное представление технического отчета.

Так, в соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями, и представляемого в уведомительном порядке в Департамент (далее - технический отчет).

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в Департамент или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Датой представления технического отчета считается отметка Департамента о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

Технический отчет может быть подан в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ или через МФЦ.

В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний технический отчет по обращению с отходами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в Департамент в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями).

Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

- подтверждения фактической утилизации, фактического обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период (пункт 8 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом после 1 января 2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, требование по разработке НООЛР законодательством не установлено.

Из приведенных положений следует, что на территории Приморского края юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы вне зависимости от категории объектов, и которым до 1 января 2019 года установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение обязаны были предоставить в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края технический отчет по обращению с отходами за 2018 год.

Как следует из материалов дела, приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр детского творчества» Уссурийского городского округа утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для площадки, расположенной по адресу: .

В соответствии с пунктом 11 Порядка, а также пункта 7 Методических указаний МБОУ ДО ЦДТ УГО обязано было предоставить в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ технический отчет по обращениям с отходами за 2018 года.

Согласно служебной записке главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края технический отчет к установленному сроку МБОУ ДО ЦДТ УГО не представило.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица МБОУ ДО ЦДТ УГО к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения юридическим лицом МБОУ ДО ЦДТ УГО административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской, приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об утверждении нормативов образования отходов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором учреждение проинформировано о необходимости предоставления ежегодно технического отчета по обращению с отходами и другими материалами дела, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не оспаривая факта не предоставления в установленный срок в адрес Департамента технического отчета по обращению с отходами, защитник юридического лица в жалобе ссылается на то, что данные действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное суждение является ошибочным, поскольку как указывалось выше нормативы образования отходов и лимиты на их размещение установлены Учреждению в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Одним из условий обращения МБОУ ДО ЦДТ УГО с отходами является подтверждение объемов отходов, неизменность технологического процесса в виде технического отчета.

Данное условие Упреждением было нарушено, то есть юридическим лицом при обращении с отходами не исполнены требования природоохранного законодательства, направленные на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав. Между тем выявленные нарушения (непредставление отчетов) затрагивают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с отходами производства и потребления.

Деяние учреждения, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в области обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения норм подлежащего применению законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Последующие действия, предпринятые привлекаемым к административной ответственности лицом для устранения допущенного нарушения, не являются основанием для освобождения от административной ответственности.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Уссурийского городского округа оставить без изменения, жалобу защитника Юрьевой Т.Н. – без удовлетворения.

Судья С.П. Судницына

21-280/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МБОУ ДО ЦДТ УГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Судницына Светлана Петровна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
10.03.2021Материалы переданы в производство судье
08.04.2021Судебное заседание
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее