Дело № 2-491/2024
УИД 44RS0013-01-2024-000440-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красное-на-Волге 15 октября 2024 г.
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Смолина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пискуновой В.В.,
с участием помощника прокурора Красносельского района Волковой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности зарегистрировать опасный производственный объект «Сеть газопотребления» в государственном реестре опасных производственных объектов, внести изменения в реестр лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II, III классов опасности в связи с добавлением места осуществления лицензированного вида деятельности,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности зарегистрировать опасный производственный объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов, внести изменения в реестр лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II, III классов опасности в связи с добавлением места осуществления лицензированного вида деятельности.
Свои требования прокурор Некрасовского района Ярославской области мотивировал тем, что прокуратурой Некрасовского района проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов. В ходе проверки установлено, что в собственности ООО «Теплогазсервис» находится опасный производственный объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 1 Приложения 1, подпунктом 2 п.4 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вышеуказанный объект относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности. Вместе с тем, являясь организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, ООО «Теплогазсервис» не соблюдает требования промышленной безопасности, предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре, в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, обязанность по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре возложена на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. В нарушение указанных требований опасный производственный объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: <адрес>, эксплуатируемый ООО «Теплогазсервис» в государственный реестр опасных производственных объектов не внесен. Вместе с тем ООО «Теплогазсервис» осуществляет эксплуатацию вышеуказанного опасного производственного объекта.
Также в соответствии с п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту, указанному в реестре лицензий до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий. Тогда как лицензиат ООО «Теплогазсервис» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II,III классов опасности, при этом в лицензии отсутствует указание об осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес>.
Таким образом, ООО «Теплогазсервис» не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II,III классов опасности по адресу: <адрес>, в связи с чем, у ООО «Теплогазсервис» имеется обязанность внести изменения в реестр лицензий, а именно в лицензию № ВП-17000559 (С), выданную ООО «Теплогазсервис» 02.09.2011 года.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены и в окончательной форме прокурор Некрасовского района Ярославской области просил обязать ООО «Теплогазсервис» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать опасный производственный объект «Сеть газораспределения», расположенный по адресу: <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов; обязать в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в реестр лицензий на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в связи с добавлением осуществления лицензируемого вида деятельности.
Протокольным определением суда от 09.09.2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Центральное управление Ростехнадзора.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Волкова П.А. действующая на основании поручения прокурора Некрасовского района Ярославской области от 19.09.2024 г., и указания прокурора Красносельского района Костромской области исковые требования поддержала по доводам указанным уточненном иске. Считала сроки в 6 и 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу для выполнения соответствующих мероприятий в отношении опасного производственного объекта достаточными и разумными.
Ответчик ООО «Теплогазсервис» в лице директора Лебедева А.А согласно отчета об отслеживании оправления с почтовым идентификатором № и согласно телефонограммы от 14.10.2024 г. извещен надлежащим образом о дате, месте, времени судебного заседания. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, уважительности причины не явки не сообщил, письменной позиции по делу не выразил, несмотря на предоставление такой возможности судом, для чего судебное заседание 09.09.2024 г. по делу откладывалось на 15.10.2024 г. Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на сайте Красносельского районного суда Костромской области в разделе «Судебное делопроизводство».
Представитель ответчика Благовестникова М.В., действующая по доверенности, также извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заселения, согласно телефонограммы от 09.09.2024 г. При этом ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, об уважительности причины неявки суду не сообщила. Письменную позицию по делу не представила.
Третье лицо Центральное Управление Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, согласно отчета об отслеживании почтового отправления 15794014404443, своего представителя в суд не направило, письменной позиции по делу не высказало, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, выслушав помощника Красносельского района Костромской области Волкову П.А., суд полагает исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области подлежащими удовлетворению.
Из представленных материалов и судом установлено, что ООО «Теплогазсервис» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником сети газопотребления, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.15-16).
Прокуратурой Некрасовского района Ярославской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере теплоснабжения, в ходе которой установлено, что ООО «Теплогазсервис», являясь собственником и эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта III класса опасности, в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не зарегистрировало опасный производственный объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов. Кроме того в нарушение требований Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II,III классов опасности, выданной ООО «Теплогазсервис» 02.09.2011 г. отсутствует указание об осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес> (л.д.17-19)
Согласно ответа, заместителя руководителя Центрального Управления Ростехнадзора Пузанова Д.В. от 30.05.2023 года № по состоянию на 30.05.2023 года ООО «Теплогазсервис» не обращалось в Управление с заявлением о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации (л.д.12-13).
По результатам проверки прокуратурой Некрасовского района Ярославской области в адрес ООО «Теплогазсервис» внесено представление (л.д.20-21).
Данное представление рассмотрено генеральным директором ООО «Теплогазсервис» Лебедевым А.А. и дан ответ 16.08.2023 года о том, что ООО «Теплогазсервис» в части включения в лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов Сети газопотребения, расположенной по адресу: <адрес> обратилось в Центральное Управление Ростехнадзора с соответствующим заявлением (л.д.22).
Согласно ответа заместителя руководителя Центрального Управления Ростехнадзора Пузанова Д.В. от 16.05.2024 года № среди организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты по адресам, не указанным в лицензии, значится ООО «Теплогазсервис» ИНН 4415006543, осуществляющее деятельность на территории Некрасовского муниципального района Ярославской области (л.д.10-11).
В силу ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены положениями Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указанный закон распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящимФедеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, атакже иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 кнастоящему Федеральному закону. Опасные производственные объектыподлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемомПравительством Российской Федерации (ч.ч.1,2 ст.2 Федерального закона от21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Установление и оценка применения содержащихся в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности обязательных требований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (ч.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и др.
Из представленных суду материалов усматривается, «Сеть газопотребления», эксплуатируемая ООО «Теплогазсервис», расположенная по адресу: <адрес> квалифицируется как опасный производственный объект, который должен быть зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством, а деятельность по его эксплуатации лицензирована. На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены, а именно: опасный производственный объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: <адрес>, эксплуатируемый ООО «Теплогазсервис» не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями законодательства, в лицензию на осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов № №), выданную ООО «Теплогазсервис» 02.09.2011 года не внесено место осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>, предписание контролирующего органа не исполнено.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из требований законодательства о безопасной эксплуатации производственного объекта повышенной опасности.
Заявленный прокурором срок, обязывающий ответчика выполнить соответствующие мероприятия в течение 6 (шести) и 7 (семи) месяцев со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным с учетом длительности периода, в течение которого указанные мероприятия не проводились, объема проведения необходимых работ.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.103 ГПК РФ).
В данном случае прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, а поэтому госпошлина в размере 6000 рублей подлежит взысканию с ООО «Теплогазсервис» в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности зарегистрировать опасный производственный объект «Сеть газопотребления» в государственном реестре опасных производственных объектов, внести изменения в реестр лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в связи с добавлением места осуществления лицензированного вида деятельности - удовлетворить.
Обязать ООО «Теплогазсервис», ИНН 4415006543, ОГРН 1094437000350 зарегистрировать опасный производственный объект – «Сеть газораспределения», расположенный по адресу: <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Теплогазсервис» ИНН 4415006543, ОГРН 1094437000350 внести изменения в реестр лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II, III классов опасности, в связи с добавлением места осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес>, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Теплогазсервис» в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение в течение месяца со дня его изготовления полного текста может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы или представления через Красносельский районный суд.
Судья: А.Н. Смолин
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2024 года в 16 часов