Дело № 2а-550/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г. Медногорск
Медногорский городской суд Оренбургской области
в составе:
председательствующего судьи Удотова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабенышевой Н.С.,
с участием:
помощника прокурора г. Медногорска Нестерова А.С.,
представителей истца ОАО «Уралэлектро» юрисконсультов Измайловой О.А. и Балагуровой Т.А., действующих на основании доверенностей,
представителя ответчика администрации МО г.Медногорск – юрисконсульта Корсетского С.А., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица – ООО «ВодоСнабжение» юрисконсульта Кобзевой Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» (далее ОАО «Уралэлектро») о признании недействующими распоряжения главы администрации города Медногорска Оренбургской области № от "."." г. и утвержденных им Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Медногорска,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Уралэлектро» обратилось в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослалось на следующие обстоятельства.
В рамках исполнения договора № от ".".", заключенного между ОАО «Уралэлектро» и ООО «Водоснабжение», до "."." года расчеты производились в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644. По нормативам, установленным в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, у ОАО «Уралэлектро» отсутствовали превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в городскую канализацию, либо фиксировались незначительные превышения концентраций по некоторым показателям, которые принимались во внимание предприятием и оплачивались.
Однако, "."." в адрес ОАО «Уралэлектро» поступил счет № от ".".", выставленный ООО «Водоснабжение» в оплату за сброс сточных вод, загрязняющих веществ в систему канализации на сумму <данные изъяты> руб. "."." в адрес ОАО «Уралэлектро» снова поступил счет № от ".".", выставленный ООО «Водоснабжение» в оплату за сброс сточных вод, загрязняющих веществ в систему канализации на сумму на сумму <данные изъяты> руб.
Расчеты платы по вышеуказанным счетам ООО «Водоснабжение» производило на основании, в том числе, распоряжения главы администрации города Медногорска №-р от "."." «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г.Медногорска», которое, по мнению истца, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, в приложении к которым установлены иные, гораздо более мягкие, требования к концентрациям загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Ссылаясь на указанное, административный истец просил суд признать незаконными вынесенное главой администрации МО г.Медногорск распоряжение. №-р от "."." и утвержденные им Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Медногорска
В ходе судебного разбирательства представители административного истца ОАО «Уралэлектро» Измайлова О.Н. и Балагурова Т.А. завяленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по доводам и основаниям, изложенным в иске.
В дополнение представитель истца Измайлова О.Н. пояснила, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333 утверждена "Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", пунктами 2, 12 и 14 которой установлено, что нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества и объема сбрасываемых вод в водные объекты. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
Из представленных ООО «Водоснабжение» документов можно установить, что проект нормативов качества сточных вод и загрязняющих веществ, принимаемых в муниципальную систему канализации города Медногорска, был утвержден в <данные изъяты> года и после этого, на его основании оспариваемым распоряжением администрации были утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в канализации г. Медногорска.
Между тем, данный проект был разработан для одного выпуска сточных вод сроком на 5 лет, только для ООО «<данные изъяты>» и только для загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами из ООО «<данные изъяты>» в речку <данные изъяты>. При этом отдел водных ресурсов по Оренбургской области из БВУ утвердил данный проект только на срок 3 года и при условии, что ООО «<данные изъяты>» в срок до "."." г. заключит договор со специализированной организацией о контроле качества сбрасываемых сточных вод на <данные изъяты> год, разработает план водоохранных мероприятий на <данные изъяты> годы и к "."." представит их в ТОВР по Оренбургской области, при изменении объема сбрасываемых сточных вод будет производить пересчеты загрязняющих веществ, будет ежегодно отчитываться о поэтапном выполнении плана водоохранных мероприятий, и ежеквартально предоставлять результаты химических анализов, проводимых лабораторией.
Расчет допустимых концентраций для биологической очистки (эффективность очистных сооружений) должен предусматривать объем годовых расходов сточных вод. Без этого расчет вести просто некорректно. Однако, распоряжение главы администрации от "."." установило размеры концентраций именно без учета объемов сбросов абонентов.
По мнению ОАО «Уралэлектро» следует также учитывать, что ООО «<данные изъяты>», для которого в <данные изъяты> году был утвержден проект нормативов ПДС, было в <данные изъяты> году ликвидировано, новые распоряжения на основании новых НДС, разработанных для других организаций ООО «<данные изъяты>» и ООО «Водоснабжение», администрацией на протяжении 10 лет не издавались, а решение Министерства ЖКХ от 04.08.2016 № 117/73 о предоставлении водного объекта в пользование, вопреки доводам ответчика, не является проектом нормативов качества сточных вод и загрязняющих веществ, принимаемых в муниципальную систему канализации г.Медногорска. В связи с этим оспариваемое распоряжение от ".".", основанное на ПДС для в настоящее время несуществующей организации водопроводно-канализационного хозяйства (ООО «<данные изъяты>»), действующим являться не может.
Кроме того, по мнению истца необходимо учитывать, что расчет нормативов загрязняющих веществ для абонентов произведен для сточных вод абонентов жилищного фонда (с. 22-35 проекта), а не для предприятий, организаций и т.д., что отсутствуют сведения о рассмотрении Медногорским советом депутатов проекта Порядка приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Медногорска, который подлежал рассмотрению одновременно с утвержденными распоряжением орт "."." Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, а также то, что вопреки требованиям законодательства и самого распоряжения от "."." №-р в газете «<данные изъяты>» было опубликовано только само распоряжение, а утвержденные им Условия опубликованы не были. Последнее обстоятельство, по мнению истца, также влечет необходимость признания распоряжения недействующим по причине его неопубликования.
Второй представитель истца ОАО «Уралэлектро» Балагурова Т.А. в дополнение в вышеизложенным обстоятельствам, пояснила, что еще одним основанием для признания оспариваемого распоряжения администрации недействующим является то обстоятельство, что при его издании администрация руководствовалась положениями пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 3, которым из пункта 61 был исключен пятый абзац. Данное изменение пункта 61 влечет за собой необходимость пересмотра и изменения критериев, установленных распоряжением администрации от ".".", которые в результате должны были стать более мягкими по сравнению с установленными в <данные изъяты> году.
Представитель ответчика – администрации МО г.Медногорск Корсетский С.А. с иском ОАО «Уралэлектро» не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Подтвердив факт опубликования только текста распоряжения от "."." № и неопубликования при этом утвержденных им Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, пояснил, что данное обстоятельство не может повлечь признание распоряжения и утвержденных им условий недействующими, поскольку Условия были разосланы всем связанным с их применением организациям, в том числе и ОАО «Уралэлектро». Факт получения ОАО «Уралэлектро» данных условий при рассылке подтверждается соответствующей подписью представителя ОАО «Уралэлектро» в журнале выдачи копий распоряжений администрации.
Относительно доводов истца о неактуальности распоряжения в связи с введением в действие постановления Правительства РФ № 644 и истечением срока действия нормативов ПДС, утвержденных для ООО «<данные изъяты>», выразил мнение о том, что данные обстоятельства не могут повлечь за собой необходимость изменения нормативов, установленных распоряжением, так как в настоящее время действуют и подлежат применению два вида нормативов по составам и свойствам сточных вод абонентов. Нормативы водоотведения по составам сточных вод, устанавливаемых в соответствии с постановлением Правительства РФ №167 и требования по составу сточных вод, предусмотренные приложением 5 к правилам, утвержденным постановлением Правительства № 644. Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность. Так, нормативы водоотведения по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, а требования к составам и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренных приложением 5 к правилам 644 на предотвращение негативного воздействия централизованной системы водоотведения. Плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, порядок исчисления взимания, которой соответствует правилам №167 определяется нормативным субъектом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативного водоотведения по составу сточных вод не могут быть применены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов. Нормы концентрации загрязняющих веществ, утвержденные распоряжением, были выданы в природоохранном органе, после чего администрация, учитывая их, а также возможности очистных сооружений установила максимальную концентрацию для абонентов. То есть, были взяты критерии с природоохранного ведомства и критерии очистительной способности очистных сооружений, после чего они были сложены и была получена максимальная концентрация. За указанный период нормативы, установленные в 2007 году никак не изменялись, а поэтому не было оснований для пересмотра, изменения распоряжения № от"."." либо его упразднения с изданием администрацией нового нормативного акта.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Водоснабжение» Кобзева Л.А. против иска ОАО «Уралэлектро» возражала, просила в его удовлетворении отказать, так как ОАО «Уралэлектро» с данным приложением (Условиями) было ознакомлено и поэтому неопубликование приложения к распоряжению в газете «<данные изъяты>» не может являться поводом для признания его недействующим.
Относительно порядка издания оспариваемого распоряжения и утвержденных им Условий пояснила, что они были приняты в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов), а так же от 12.02.1999 г. №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ». Как установлено пунктом 1 Постановления № 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: 1) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами № 167; 2) требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность. Так, нормативы водоотведения (сброса) но составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644, - на предотвращение негативного воздействия па централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: 1) платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами № 167 и Постановлением № 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 2) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами № 644. Аналогичные разъяснения содержатся в письме заместителя Министерства строительства и ЖКХ РФ №36109-А4/04 от "."." Ч.Л.В. Так же в данном письме указано, что НПА органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод и нормативные правовые акты субъектов РФ, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов и определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами №167 и Постановлением №1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с критериями, указанными в пункте 61 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, были рассчитаны и утверждены перечень и нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в канализацию г.Медногорска. Более того, при разработке вышеуказанных нормативов была создана рабочая комиссия, в которой участвовали специалисты администрации г.Медногорска, представители организации водопроводно-канализационного хозяйства г.Медиогорска, ОАО «Уралэлектро», ООО «<данные изъяты>» и т.д., а так же специалист Минэкологии Оренбургской области. После достаточно длительной совместной работой комиссии был утвержден перечень и нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в канализацию г.Медногорска, на основании которых главой администрации города Медногорска Оренбургской области было принято распоряжение № от ".".". При этом, следует отметить, что принятые рассчитанные нормативы соответствовали в среднем аналогичным допустимым концентрациям, принятым в других городах Оренбургской области, т.к. требования к качеству сброса очищенных сточных вод одинаковые, а приемником является один и тот же водный объект - река Урал (либо его притоки).
Основания для пересмотра либо отмены распоряжения № от "."." главой администрации города Медногорска Оренбургской области отсутствовали ввиду того, что выдаваемые предприятиям ВКХ (<данные изъяты>, Водоснабжение) гос. органами нормативы сброса в водный объект практически не менялись. Технология очистки на очистных сооружениях так же не менялась. Таким образом условия, предусмотренные п.61 Постановления № 167, не менялись, что влечет вывод об отсутствии оснований для признания распоряжения № от "."." недействующим.
Помощник прокурора Нестеров А.С. в своем заключении по делу выразил мнение об обоснованности заявленных ОАО «Уралэлектро» требований ввиду того, что данное распоряжение в полном объеме опубликовано в газете не было.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По смыслу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств того нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление возлагается на административного истца.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 постановлением N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 61 Правил N 167 ( в редакции, действовавшей до 05.01.2015 г.) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из положений статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которыми предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, и положений пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Действуя в рамках вышеуказанного правового регулирования главой администрации МО г.Медногорск "."." издано распоряжение №, которым он утвердил Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации <адрес>. При этом распоряжение главы города Медногорска от "."." № «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города» было признано утратившим силу.
Из пункта 1 утвержденных данным распоряжением Условий приема загрязняющих веществ следует, что нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых предприятиями и организациями в городскую канализацию, установлены с учетом всех 4-х условий, установленных пунктом Правил № 167 (в редакции, действовавшей до 05.01.2015 г.), а именно: 1) соблюдение нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций ВКХ; 2) обеспечение проектных и нормативных параметров очистки городских сточных вод на биологических очистных сооружениях канализации; 3) технической и технологической возможности биологических очистных сооружений очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; 4) защита сетей и сооружений системы канализации.
Пунктом 7 указанных Условий установлены перечень и нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в канализацию г.Медногорска.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
14 августа 2013 года вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Этим же постановлением Правительства Российской Федерации были признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил №167, в связи с чем свое действие до настоящего времени сохраняют только пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил № 167.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее установленным Правилами № 167 нормативам по составу сточных вод у всех абонентов возникла обязанность соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, которая по смыслу указанных Правил направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов.
При этом, утверждение этих Правил не отменяет действия пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в силу положений которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не лишены возможности вводить меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В рамках вышеприведенного правового регулирования постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 № 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" абзац пятый пункта 61 Правил №167, которым предусматривалось, что при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должна учитываться, в том числе, защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим силу.
Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений при установлении вышеуказанных нормативов должны учитываться только 3 условия: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В свете указанного доводы истца ОАО «Уралэлектро» о том, что вследствие изменений, внесенных в пункт 61 Правил № 167, ранее утвержденные распоряжением администрации № от "."." нормативы, которые, как на это прямо указано в пункте 1 оспариваемых Условий приема загрязняющих веществ, разрабатывались с учетом требований защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, в настоящее время стали неактуальными, заслуживают внимания.
Соглашаясь с данным доводом, суд приходит к выводу, что неисключение из расчетов одного ранее учитываемого условия «защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации», которое теперь учитывается в плате по Правилам № 644, приведет к внесению абонентом ОАО «Уралэлектро» одной и той же платы дважды.
Следовательно, после исключения из пункта 61 Правил № 167 пятого абзаца, нормативы, установленные распоряжением администрации от "."." № подлежали пересмотру в сторону установления новых более мягких, чем ранее, требований.
Поскольку администрацией МО г.Медногорск данных действий своевременно совершено не было, установленные настоящим распоряжением нормативы не могут быть признаны соответствующими пункту 61 Правил № 167 (в редакции, действующей с 05.01.2015 г.).
Таким образом, начиная с 05.01.2015 г. утвержденные распоряжением администрации МО г.Медногорска от "."." № Условия приема загрязняющих веществ не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – пункту 61 Правил №167т (в редакции от 05.10.2015), что в силу требований пункта 3 части 8 ст. 213 и п.1 ч.2 ст. 215 КАС РФ является основанием для его признания недействующим.
Анализируя доводы истца о несоблюдении ответчиком нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, суд обращает внимание на следующее.
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Частью 2 статьи 47 Закона установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2003 № 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: 1) полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; 2) форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; 3) предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В пунктах 20, 21 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта необходимо учитывать, что соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Согласно статье 18 Устава МО г.Медногорск постановления и распоряжения главы администрации относятся к правовым актам органа местного самоуправления.
Пунктом 3 порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативно-правовых актов, утвержденного решением Медногорского городского Совета депутатов Оренбургской области от "."." №, установлено, что официальное опубликование муниципальных нормативно-правовых актов муниципального образования город Медногорск осуществляется в газете "<данные изъяты>", обеспечивающей возможность своевременного ознакомления населения муниципального образования город Медногорск с текстами муниципальных правовых актов в границах муниципального образования.
На вступление оспариваемого распоряжения в силу после его официального опубликования в газете «<данные изъяты>» было прямо указано и в самом распоряжении (пункт 5) № от "."."
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что опубликовано в газете «<данные изъяты>» от "."." было только распоряжение, что подтверждается копией данной газеты, тогда как приложение к оспариваемому распоряжению – Условия приема загрязняющих веществ официально опубликованы для всеобщего сведения не были.
По общему правилу, обязанность доказывать факт опубликования полного текста оспариваемого распоряжения, то есть вместе с приложением, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих факт опубликования приложения к распоряжению, административным ответчиком в суд не представлено.
Напротив, как следует из пояснений представителя администрации МО г.Медногорск Корсетского С.А. приложение к оспариваемому распоряжению – Условия приема загрязняющих веществ официально опубликовано для всеобщего сведения не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок опубликования распоряжения главы администрации МО г.Медногорск от "."." № с полным текстом утвержденных им Условий приема загрязняющих веществ соблюден не был, данный правовой акт главы администрации критериям нормативного акта не отвечает, в связи с чем применению не подлежит и является недействующим в силу его неопубликования.
Кроме того, по убеждению суда имеется еще одно основание для признания его недействующим.
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Поскольку распоряжением главы администрации были утверждено решение, регулирующее вопрос местного значения, который должен был регулироваться постановлением, а не вопрос организации работы администрации, оно в нарушение ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было принято в ненадлежащей правовой форме.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Принимая во внимание, что по делу установлены три обстоятельства (несоответствие оспариваемого правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушение требований закона к форме правового акта и нарушение требований закона к порядку его опубликования), каждое из которых является самостоятельным основанием для признания оспариваемое распоряжения администрации МО г.Медногорск № от "."." недействующим, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ОАО «Уралэлектро».
В соответствии с пунктом 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Медногорский рабочий» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию сообщение о принятии настоящего решения.
Поскольку административный ответчик – администрация МО г.Медногорск от уплаты госпошлины освобожден, вопрос о взыскании с нее госпошлины рассмотрению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования открытого акционерного общества «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» удовлетворить.
Признать полностью недействующими распоряжение главы администрации города Медногорска Оренбургской области № от "."." и утвержденные им «Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Медногорска», с момента принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Медногорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Медногорского
городского суда подпись С.Л. Удотов
Решение в окончательной форме составлено: 22.01.2018.
Судья Медногорского
городского суда подпись С.Л. Удотов