Дело № 3а-138/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 11 декабря 2017 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего Лукиных Л.П.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой В.А. к Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
Попова В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области), Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. В обоснование административного иска указала, что на праве постоянного (бессрочного) пользования ей принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью <...> кв. м, расположенный по <адрес>. Постановлением Правительства Курганской области № 454 от 26 сентября 2011 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. установлена в размере 7087 343 руб. 61 коп. На основании отчета <...> № 129/2017 от 30 октября 2017 г. рыночная стоимость указанного земельного участка на эту же дату составляет 681500 руб. Полагала, что в связи с несоответствием определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушаются права административного истца, поскольку это влечет для нее увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога. Учитывая изложенное, административный истец просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 681 500 руб.
Административный истец Попова В.А., представитель Окулов Д.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждено уведомлением о вручении почтового извещения.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебном заседании не участвовал. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждено уведомлением о вручении почтового извещения. До судебного заседания заявил письменное ходатайство об исключении из числа административных ответчиков, которое судом удовлетворено, определен процессуальный статус в качестве заинтересованного лица.
Заинтересованные лица Тюнин Е.С., Тюнина Н.Н., Тюнин А.Е., Тюнина О.Е., Тюнин Е.Е., представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Администрации г. Кургана, Администрации Варгашинского поссовета Курганской области в судебном заседании не участвовали. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что подтверждено телефонограммами и уведомлениями о вручении почтовых извещений.
От заинтересованных лиц Тюнина Е.С., Тюниной Н.Н., Тюниной О.Е., Тюнина Е.Е. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Администрации Варгашинского поссовета Курганской области в своем письменном отзыве обратил внимание, что в 2009 г. был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка – для размещения и эксплуатации зданий бытового обслуживания. Ранее данный земельный участок был учтен с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства. Указал, что по заявлению Тюниной Н.Н. на основании распоряжения Администрации Варгашинского поссовета от 15 декабря 2016 г. было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на 1/6 доли земельного участка Тюниной Н.Н. Возражал против установления кадастровой стоимости данного земельного участка равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив доводы административного искового заявления, отзывы на иск, заслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, Поповой В.А. на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит 1/6 доля земельного участка с кадастровым №, площадью <...> кв. м, расположенного по <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждены постановлением Администрации Варгашинского поссовета Курганской области № 185 «б» от 22 октября 2001 г., согласно которому данный участок передан Поповой В.А. Тюнину Е.С., Тюниной Н.Н., Тюнину А.Е., Тюниной О.Е., Тюнину Е.Е. в постоянное (бессрочное) пользование в 1/6 доли каждому без выдела в натуре.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена на основании постановления Правительства Курганской области № 454 от 26 сентября 2011 г., которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, а также средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость принадлежащего Поповой В.А. земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 7087 343 руб. 61 коп.
Согласно отчету <...> № 129/2017 от 30 октября 2017 г., составленному оценщиком Б.Е.В. по состоянию на 1 января 2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения и эксплуатации зданий бытового обслуживания, расположенного по <адрес>, составила 681 500 руб.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости данного земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости и его рыночной стоимости и, следовательно, обоснованности доводов административного истца о том, что результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права.
Частью 1 ст. 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что установлено в ст. 70 ЗК РФ.
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (п.п. 1, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 г.
На основании данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 2, 4, 10 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости с учетом уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в ст. 248 КАС РФ.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2010 г.
С учетом изложенного, именно на эту дату – 1 января 2010 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
На основании ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов представленного в материалы дела отчета № 129/2017 от 30 октября 2017 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком <...> Б.Е.В. участвующими в деле лицами не опровергнута, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Возражения представителя Администрации Варгашинского поссовета Курганской области против административных исковых требований также не содержат доводов, опровергающих выводы оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка.
Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен оценщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход и обосновал отказ от использования доходного подхода. Проанализировав все методы сравнительного подхода для определения стоимости земельного участка, оценщик пришел к выводу, что метод сравнения продаж позволяет наиболее достоверно оценить земельный участок, так как имеется достаточная информация об аналогичных объектах.
Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на результатах расчетов методом сравнения продаж с использованием объектов-аналогов, исходя из анализа предложений о продаже сопоставимых земельных участков с применением корректировки цен аналогов, их площади и расположения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы оценщика недостоверными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Поповой В.А. административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером№, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 681 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Поповой В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поступившее в Курганский областной суд 21 ноября 2017 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения и эксплуатации зданий бытового обслуживания, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 681 500 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Л.П. Лукиных