Судья: Стома Д.В. УИД 39RS0002-01-2022-002344-36
Дело № 2-3589/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-2959/2023
20 июня 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ольховского В.Н.
судей Филатовой Н.В., Алексенко Л.В.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рикунца Алексея Александровича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 39 Федеральной службы исполнения наказания», филиалу МЧ № 3 ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Рикунца Алексея Александровича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., пояснения Рикунца А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рикунец А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России и филиалу МЧ № 3 ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, указав, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области.
С 1997 года он состоит на учете в ГБУЗ «Калининградская областная инфекционная больница» с диагнозом <данные изъяты>
Вместе с тем ответчики в периоды с апреля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2021 года в нарушение его права на бесплатное лечение не обеспечивали его необходимыми лекарственными препаратами <данные изъяты>, что повлекло ухудшение состояния его здоровья, <данные изъяты>.
В подтверждение своих доводов о ненадлежащем оказании медицинской помощи ссылался на результаты проверок, проведенных по его жалобам Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области.
Указывая, что незаконное бездействие ответчиков причинило значительный и непоправимый вред его здоровью, Рикунец А.А. просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 3 500 000 руб.
Определением от 08.04.2022 суд первой инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства, а определением суда от 05.05.2022 привлек к участию в деле в качестве ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 16.08.2022 заявленные исковые требования были оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рикунец А.А. просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новое судебное постановление. Возражает против выводов суда о том, что допущенные ответчиками нарушения в сфере оказания истцу медицинской помощи носили формальный характер, связанный с ненадлежащим оформлением медицинских документов. Также возражает против выводов суда об опровержении представленными ответчиками листами назначения препаратов за 2019-2020 годы его доводов о ненадлежащем оказании ему медицинской помощи. Полагает, что само по себе установление факта нарушения установленного законом порядка и стандарта оказания медицинской помощи, в том числе в части ведения медицинской документации, проведения диагностики и лечения, свидетельствует о нарушении его прав в сфере охраны здоровья, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Лица, участвующие в деле, за исключением указанных выше, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно ст. 18 которого каждый имеет право на охрану здоровья.
Как указано в ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 Закона).
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Рикунец А.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области с 20.05.2011, в период с 18.08.2015 по 25.03.2018 отбывал наказание в других территориальных органах ФСИН.
Медицинское обслуживание исправительного учреждения ФКУ ИК-13 осуществляет ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России.
Согласно медицинской документации, представленной в материалы дела, пояснительной записке начальника МСЧ по организационно-методической и клинико-экспертной работе П., заключению по организации медицинского обеспечения осужденного Рикунца А.А. за период его содержания в ИК-13, утвержденному врио начальника учреждения 15.07.2021, Рикунец А.А. с 1997 года имеет диагноз <данные изъяты>, с 1998 года диагноз <данные изъяты>, с 2003 года получает <данные изъяты>, с 2008 года по 2015 год прервал лечение, с 2015 года возобновлен <данные изъяты>. За время содержания в ИК-13 неоднократно осматривался узкими специалистами, по показаниям проводилась <данные изъяты>. В связи с обращением Рикунца А.А. в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания по болезни, 20.03.2020 Рикунцу А.А. проведено медицинское освидетельствование врачебной комиссией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Решением медицинской комиссии установлено, что имеющиеся у Рикунца А.А. заболевания по степени выраженности нарушений функций органов и систем не включены в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Согласно медицинской карте стационарного больного № 214 в период с 27.07.2020 по 19.10.2020 Рикунец А.А. находился на стационарном обследовании и лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России с клиническим диагнозом <данные изъяты>.
В 2021 году Рикунец А.А. находился под наблюдением <данные изъяты>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Из письма ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России от 07.06.2021 о результатах освидетельствования Рикунца А.А. следует, что на основании клинико-экспертных документов у Рикунца А.А. с диагнозом <данные изъяты>
Обращаясь в суд с настоящим иском, Рикунец А.А. настаивает на ухудшении состояния своего здоровья вследствие необеспечения его ответчиками в периоды с апреля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2021 года необходимыми лекарственными препаратами <данные изъяты>.
Такие доводы Рикунца А.А. являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание как не нашедшие своего подтверждения и опровергнутые совокупностью представленных ответчиками доказательств, получивших, вопреки мнению заявителя, надлежащую правовую оценку, которую судебная коллегия признает правильной.
Так, как следует из представленных листов выдачи лекарственных препаратов за 12 месяцев 2018, 2019, 2020 и 2021 годов, включая спорные периоды – с апреля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2021 года – Рикунцу А.А. выдавались медицинские препараты <данные изъяты> получение которых подтверждено собственноручной подписью истца под записью в конце листа «Получил все». Свои подписи в указанных листах истец не оспаривал.
При этом судом установлено, что со стороны Рикунца А.А. имелись нарушения в выполнении медицинских назначений относительно приема препаратов <данные изъяты>.
Так, в амбулаторной карточке Рикунца А.А. имеется запись врача-терапевта от 04.04.2018: <данные изъяты>.
Согласно пояснительной записке заместителя начальника МСЧ-39 К. за время содержания в учреждении Рикунец А.А. неоднократно отказывался от обследований и лечения. 13.01.2021 на приеме у заместителя начальника МСЧ-39 жалоб на ухудшение состояния здоровья и на оказание медицинской помощи не предъявлял. В полном объеме получает <данные изъяты>.
По информации УФСИН России по Калининградской области от 09.07.2021, полученной в ходе проверки обращения Рикунца А.А., последний находится под наблюдением медицинских работников филиала МЧ-3 ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России в связи с имеющимися заболеваниями. Согласно данным амбулаторной карты, <данные изъяты> По данным лабораторных исследований за 2020 и 2021 годы отрицательная динамика не выявлена. В настоящее время состояние здоровья оценивается как удовлетворительное, все обследования и консультации врачей-специалистов проводятся в плановом порядке.
12.04.2021 Рикунец А.А. обращался с жалобой в Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области, и по результатам проведенной проверки было установлено, что за период нахождения в ИК-13 с 2018 года Рикунец А.А. проходил амбулаторное и стационарное лечение, неоднократно осматривался медицинскими работниками, в том числе, <данные изъяты>.
Кроме того, 01.06.2021 Рикунец А.А. обращался в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с жалобой о неоказании ему медицинской помощи в филиале «МЧ № 3» ФКУЗ МСЧ № 39 ФСИН России. Для проведения проверки жалоба направлена в прокуратуру Калининградской области.
По результатам проверки, проведенной Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установлено, что Рикунец А.А. неоднократно осматривался врачами-специалистами, в период с 20.07.2020 по 19.10.2020 находился на стационарном лечении, где <данные изъяты> В настоящее время состояние здоровья Рикунца А.А. оценивается ка удовлетворительное, необходимости в проведении стационарного лечения не имеется.
В ходе указанных проверок были выявлены нарушения обязательных требований в деятельности ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России. Однако, как верно указано судом, такие нарушения в прямой причинной связи с состоянием здоровья Рикунца А.А. не состоят, поскольку носили формальный характер, связанный с неправильным оформлением медицинской документации, ведением учета выдачи и списания лекарственных средств.
Так, было установлено, что Учреждением допущены нарушения требований ч.ч. 1,7,8 ст. 20 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части оформления не по соответствующей форме отказов Рикунца А.А. от приема медицинских препаратов; отсутствуют сведения о <данные изъяты> с апреля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2021 года.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего спора сторона ответчиков, возражая относительно заявленных требований, представила листы выдачи лекарственных препаратов, которые в ходе проверок, проводимых контролирующими органами, не были представлены в полном объёме.
Такие документы, как указано выше, судом исследованы и опровергают утверждения истца о <данные изъяты> в спорные периоды.
При этом в суде апелляционной инстанции Рикунец А.А. подтвердил, что с апреля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2021 года он находился в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области.
Кроме того, как достоверно установлено судом и подтверждается медицинской документацией, со стороны самого Рикунца А.А., в том числе и в спорные периоды, имели место отказы от <данные изъяты>.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении права Рикунца А.А. на охрану здоровья в период его нахождения в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку они выводы суда не опровергают, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Оснований для их переоценки, в том числе по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда Калининградской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: