Судья Берегова С.В. |
№ 33-1189/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Глушенко Н.О., Савельевой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 09 февраля 2021 г. по гражданскому делу (...) по исковому заявлению А.Г. к администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(...) А.Г. обратилась по тем основаниям, что она относится к категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать (...) А.А. лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют. (...) г. истец заключила брак с (...) Л.М., (...) г. родила ребенка – ФИО. Указывает, что ввиду отсутствия жилья, на основании договора купли-продажи, была приобретена комната, расположенная по адресу: (...), общей площадью 17,1 кв.м. В настоящее время жилым помещением по договору специализированного найма не обеспечена, решение по данному вопросу не вынесено. Просит возложить обязанность на администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика предоставить истице благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Кондопога по норме предоставления.
С таким решением не согласна администрация, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. На начало 2021 года в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями числится 47 человек, 25 из них уже приобрели право на предоставление жилого помещения, 10 человек в текущем году приобретут право, тогда как, в 2020 году средств было предоставлено на приобретение 13 жилых помещений, в 2021 году выделяются средства на приобретение 10 жилых помещений. Предоставленная субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточна для приобретения истцу жилого помещения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН20 ноября 1989 года, закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В частях 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктах 1 и 2 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 921-ЗРК от 28.11.2005 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В статье 4 названного Закона Республики Карелия закреплено, что государственными полномочиями Республики Карелия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Кондопожского районного Совета XXIII сессии XXIV созыва от 15 марта 2006 г. установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма (15 кв.м.) и норма учетной общей площади жилого помещения (10 кв.м.) в Кондопожском районе на одного человека.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, чтораспоряжением Главы местного самоуправления Кондопожского района № (...) от (...) г. над малолетней (...) (в связи с заключением брака фамилия изменена на (...)) А.Г. установлена опека, опекуном назначен (...) О.В., мать (...) А.Г. лишена родительских прав по решению Медвежьегорского районного суда от (...) г., в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк.
Постановлением администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» № (...) от 05 ноября 2014 г. отменено Постановление Главы администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» № (...) от 13 июня 2006 г. «О закреплении жилья несовершеннолетней А.Г.». В соответствии с отмененным постановлением за (...) А.Г. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (...), находящееся в собственности постороннего гражданина.
Протоколом Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 18 июня 2015 г. признан факт невозможности проживания (...) А.Г. в закрепленном за ней жилье, расположенном по адресу: (...). По данному факту администрацией Кондопожского муниципального района вынесено постановление № (...) от 19 июня 2015 г.
В соответствии с представленными документами (...) А.Г. включена в список для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании договора купли-продажи (...) А.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (...).
Из справки о составе семьи № (...) от 14 декабря 2020 г. следует, что (...) А.Г. зарегистрирована постоянно с 14 октября 2020 г. по вышеуказанному адресу. Жилое помещение имеет общую площадь 17,1 кв.м. Вместе с ней зарегистрированы ФИО., (...) года рождения.
(...) А.Г. является собственником благоустроенного жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает вместе с ФИО, в результате общая площадь, приходящаяся на каждого проживающего, будет составлять 8,55 кв.м. (17,1 кв.м./2), что менее учетной нормы, установленной на территории г. Кондопога.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что истица не может быть признана обеспеченной жильем, в связи с чем возложил на администрацию обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже нормы предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Кондопога Республики Карелия.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, указывает следующее.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5).
Согласно части 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия.
Таким образом, денежные средства на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. Законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
(...) годаистице исполнилось 18 лет, с этого времени у нее наступило право на предоставление жилого помещения.
Доводы ответчика о недостаточном финансировании не могут быть приняты во внимание.
Обязанность по предоставлению жилого помещения истице возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 09 февраля 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи