Дело №2-190/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Насурлаевой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левицкой Татьяны Павловны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, о признании незаконным решения от отказе в установлении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Левицкая Т. П. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с иском к ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе РК, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконным решение № 466339/18 от 18.10.2018 г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Левицкой Т. П. согласно ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ, обязать ответчика включить в специальный стаж Левицкой Т. П., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. в должности заведующей Уваровским ФАП Ленинского районного территориального медицинского объединения, а также выездного фельдшера скорой помощи Ленинского РТМО и Ленинской ЦРБ, и назначить пенсию с даты обращения за её назначением – с 11 июля 2018 г.
В судебное заседание истец не явилась, подала заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, просила исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске, с учетом уточнения требований в части требования о признании решения ответчика № 466339/18 от 18.10.2018 г. об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, просила судебные издержки не взыскивать с ответчика (л.д.90).
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представитель ответчика по доверенности Жуковская Е. Я. подала заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.20-22,86).
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Левицкая Татьяна Павловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11.07.2018 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с заявлением о назначении пенсии по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д.38-39,44).
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 466339/18 от 18.10.2018 г. Левицкой Т. П. отказано в установлении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии согласно ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в частности было указано, что периоды работы с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. не могут быть учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как документально не подтверждено отнесение Ленинского РТМО к лечебно-профилактическим учреждениям, а наименование структурных подразделений объединения не соответствует наименованию структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, при этом включенный в специальный стаж составил без данных периодов 23 года 4 месяца 6 дней (л.д.10-13,31-34).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По сведениям, содержащимся в копии трудовой книжки, а также в справках, имеющихся в выплатном (пенсионном деле), истец в период с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. работала в должности заведующей Уваровским ФАП Ленинского районного территориального медицинского объединения, а также в должности выездного фельдшера скорой помощи Ленинского РТМО и Ленинской ЦРБ, в связи с переименованием (л.д.7-9,46-48,50,58-59).
При этом исключен при подсчете специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии, именно указанные периоды работы, так как не подтверждено отнесение Ленинского РТМО к лечебно-профилактическим учреждениям.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
29.10.2002 г. было принято Постановление Правительства РФ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, вступившее в силу 14.11.2002 г.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ по 29.01.2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001 года.
Суд принимает во внимание, что поскольку начало выполнения Левицкой Т. П. работы в указанном качестве приходится на действие Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. (в редакции от 12.04.1984 г.), в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имели работники врачи и другие медицинские работники: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, а фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты включены в Перечень Лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в который включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании отказа в назначении пенсии и исключения периода работы с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. незаконным.
Разрешая дело, в соответствии с приведенными выше нормами материального права, суд исходит из того, что периоды работы истца с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г., подлежат зачету в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.
Что касается переименования учреждения, в котором истец работала в спорный период, суд отмечает, что 18.06.1991 г. на основании приказа № 127 произошло переименование (перевод) Ленинской центральной районной больницы в Ленинское районное территориальное медицинское объединение, а 21.02.1995 г. на основании приказа № 32 произошло обратное переименование учреждения, а именно из Ленинского РТМО в Ленинскую ЦРБ, при этом статус учреждения здравоохранения не был утрачен, а функции сохранялись (л.д.70-82).
Материалами дела, в том числе архивными документами и копией выплатного (пенсионного) дела подтверждается, что Левицкая Т. П. действительно в период с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. работала в должности заведующей Уваровским ФАП Ленинского районного территориального медицинского объединения, входившим в лечебно-профилактические (медицинские) учреждения, а также в должности выездного фельдшера скорой помощи Ленинского РТМО и Ленинской ЦРБ, в связи с переименованием.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", установил тождественность выполняемой Левицкой Т. П. в спорный период работы, предусмотренной Списками, что подразумевает необходимость включения спорного периода работы истца в ее специальный стаж, что усматривается, в том числе, из должностной инструкции фельдшера скорой медицинской помощи (л.д.55-57).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет реализовано.
Как следует из расчета, имеющегося в материалах пенсионного дела, с учетом включения спорного периода работы истца с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г. в специальный стаж, общая продолжительность специального стажа по состоянию на 11.07.2018 г., то есть на дату обращения истца к ответчику с заявлением об установлении пенсии, превышал 25 лет (л.д.35-37), что соответствует требованиям действующего законодательства и позволяет сделать вывод о наличии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ и возложения обязанности на ответчика назначить пенсию истцу с момента обращения за её назначением.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающих, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1), и что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (часть 2).
В пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") указано, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Доводы ответчика об отсутствии у ответчика на момент обращения за назначением пенсии решения суда об установлении факта, имеющего значение, суд находит необоснованными.
Истец обжаловала решение ответчика по иным основаниям, которые были исследованы в судебном заседании, и им дана правовая оценка, а право истца на назначение досрочной пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ возникло до обращения к ответчику за назначением пенсии и не зависело от установления факта принадлежности правоустанавливающего документа, так как несоответствие личных данных истца в справках, выданных работодателем личным данным истца не может являться основанием ограничения пенсионных прав.
Истец на взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, уплаченных при подаче искового заявления в суд, не настаивает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Левицкой Татьяны Павловны удовлетворить.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 466339/18 от 18.10.2018 г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Левицкой Татьяне Павловне в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Левицкой Татьяне Павловне период работы с периодов работы с 01.04.1992 г. по 20.02.1995 г. и с 28.03.1997 г. по 04.04.1997 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым назначить Левицкой Татьяне Павловне пенсию по старости, начиная с 11.07.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 10 января 2019 г.
Судья Цветков А. Я.