Решение от 31.05.2018 по делу № 2а-129/2018 от 07.05.2018

Дело №2а-129/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Родино 31 мая 2018 года

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Стукаловой Е.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление Роскомнадзора) о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению, в котором указал следующее.

Прокуратурой Родинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, по факту распространения информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. По результатам проверки установлено, что на Интернет-сайте: <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Вход на сайт свободный, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Текстовая информация в совокупности с изображениями явно, недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе среди несовершеннолетних, и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения. Распространение информации, направленной на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить к совершению каких-либо действий, являются пропагандой.

Такая информация, в силу прямого указания Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», относится к запрещенной к распространению среди детей.

В соответствии с положениями ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В данный реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Интернет-сайт <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.

В связи с изложенным, прокурор Родинского района Алтайского края просит признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения среди детей, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайт

<данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Прокурором Родинского района Алтайского края в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

22.05.2018 от ответчика Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в Родинский районный суд поступило письмо-пояснение о том, что Управление не возражает против применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные прокурором Родинского района Алтайского края требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку установить лиц, разместивших информационные материалы в сети «Интернет» не представляется возможным, суд признает обоснованным избранный прокурором Родинского района Алтайского края способ защиты интересов неопределенного круга лиц.

Целью обращения в суд является ограничение доступа к указанной информации на территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (ст.ст.1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации порнографического характера, информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В соответствие с ч.1, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Такая информация, в силу прямого указания ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», запрещена для распространения среди детей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под доступом детей к информации понимается возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Частью 1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно положениям ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (ч.1 ст.15.1).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст.15.1).

При этом под доменным именем понимается обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".

Сетевой адрес представляет собой идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет" основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 3 указанных Правил установлено, что формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

Прокурором Родинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, путем мониторинга сети «Интернет».

По результатам проверки установлено, что в сети «Интернет» на сетевом адресе: <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.

Учитывая, что статьей 6.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выражающуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то на сайте с сетевым адресом <данные изъяты> содержится информация, распространение которой в силу закона запрещено.

Судом установлено, что посещение сайта свободно для неограниченного круга граждан, в том числе и несовершеннолетних, доступ к указанной информации не защищен контент-фильтрацией, какого-либо пароля для доступа в сеть «Интернет» и подтверждения лицом, желающим получить пароль для доступа, возраста 18 лет, не требуется, что подтверждено соответствующими актами.

Текстовая информация в совокупности с изображениями явно и недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе среди несовершеннолетних, и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения.

На день вынесения решения сайт <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен не включен.

Поскольку факт распространения на сайте запрещенной информации установлен, представленные на сайте информационные материалы нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и представляет реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, следовательно, имеются правовые основания для признания данной информации запрещенной,

Данные обстоятельства являются основанием для включения вышеуказанного доменного имени в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Положение), согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Пунктом 4 Положения установлено, что Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п.5.1.1.6 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Таким образом, в силу возложенных на него обязанностей Роскомнадзор обязан осуществлять государственный контроль и надзор в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Удовлетворяя исковые требования к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, суд исходит из того, что ответчик информирован о наличии на страницах сайта в сети «Интернет» запрещенной информации, однако, предусмотренных ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» действий по включению сайтов в Реестр доменных имен предпринято не было, что является основанием для возложения обязанности на административного ответчика включить сайт в Единый реестр доменных имен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что включение сайта, содержащего запрещенную информацию, в Единый реестр указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будет способствовать ограничению доступа к указанному сайту несовершеннолетних, суд удовлетворяет административные исковые требования прокурора Родинского района в полном объеме.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Таким образом, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░░

2а-129/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Родинского района Алтайского края
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай
Суд
Родинский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
rodinsky.alt.sudrf.ru
07.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
31.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
04.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
08.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
31.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее