Решение по делу № 33-3744/2024 от 13.09.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Беркутова Т.М.         УИД:

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2024 года         г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

судей Нургалиева Э.В., Пашкиной О.А.,

при секретаре Андреевой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Владыкиной О.Г., Четвериковой О.В., Резеновой Т.Г., Сиваковой В.М., Мильчаковой О.Л., Ананиной И.Р. на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 4 июля 2024 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Владыкиной О.Г., Четвериковой О.В., Резеновой Т.Г., Сиваковой В.М., Мильчаковой О.Л. и Ананиной И.Р. к БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» о признании незаконными действий по расчету заработной платы, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Дубовцева Д.Н., выслушав объяснения истцов Мильчаковой О.Л., Резеновой Т.Г., представителя всех истцов по делу – Максимовой С.Р., представителя истцов Владыкиной О.Г. и Резеновой Т.Г., а также представителя третьего лица - Межрегионального профессионального союза работников здравоохранение «Действие» - Золотарева А.А., поддержавших доводы жалобы; объяснения представителя ответчика - БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» - Зоновой О.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Владыкина О.Г., Четверикова О.В., Резенова Т.Г., Сивакова В.М., Мильчакова О.Л., Ананина И.Р. обратились в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее по тексту - БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР»), после многократных уточнений исковых требований, в окончательных их редакции просили:

- признать незаконными действия БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» по расчету заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат за период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года;

- возложить на БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» обязанность произвести с 1 июля 2023 года перерасчет заработной платы истцов и выплатить им все компенсационные и стимулирующие выплаты исходя расчета, определенного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 35-П, а именно: изначально произвести каждому из истцов доначисление оклада до минимального размера оплаты труда, после чего произвести начисление всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда;

- взыскать с БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.;

- взыскать с БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» в пользу Владыкиной О.Г., Четвериковой О.В., Резеновой Т.Г., Сиваковой В.М. и Мильчаковой О.Л. судебные расходы в размере 15000 рублей в пользу каждого, в пользу Ананиной И.Р. судебные расходы в размере 20000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», работают в должности палатной медицинской сестры в детском инфекционном отделении. Заработная плата истцов состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Ответчик осуществляет расчет и доплату стимулирующих и компенсационных выплат от установленного оклада, который не соответствует минимальному размеру оплаты труда в Удмуртской Республике. По этой причине истцы недополучают заработную плату.

Истцы надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

В суде первой инстанции представитель всех истцов Максимова С.Р., представитель третьего лица – МПРЗ «Действие» - Золотарев А.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР – Баташов М.А. исковые требования не признал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истцы Владыкина О.Г., Четверикова О.В., Резенова Т.Г., Сивакова В.М., Мильчакова О.Л. и Ананина И.Р. просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

По мнению истцов суд дал неверное толкование Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 35-П, на правовой позиции которого были основаны исковые требования. Кроме этого суд не дал оценку приводимым стороной истцов доводам.

Других доводов в жалобе не приведено, дополнения к жалобе истцами и их представителями не подавались ( том 2, л.д.50-52).

В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истцов Четвериковой О.В., Ананиной И.Р., Сиваковой В.М. и Владыкиной О.Г., надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.

При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражений относительно нее.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» является правопреемником Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская городская больница №1 Минздрава УР». Учредителем ответчика является Удмуртская Республика, функции и полномочия учредителя от имени Удмуртской Республики осуществляет Минздрав УР.

Истцы состоят с БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» в трудовых отношениях, работают в должности медсестры палатной в детском инфекционном отделении:

-Четверикова О.В. на основании трудового договора № от 30 марта 2012 года (том 2, л.д.18-19);

-Мильчакова О.Л. на основании трудового договора № от 30 марта 2012 года (том 2, л.д.20-21);

-Резенова Т.Г. на основании трудового договора от 30 сентября 2022 года (том 2, л.д.28-31);

-Ананина И.Р. на основании трудового договора от 20 марта 2012 года (том 2, л.д.22-23);

-Владыкина О.Г. на основании трудового договора № от 20 марта 2012 года (том 2, л.д.24-25);

-Сивакова В.М. на основании трудового договора № от 2 апреля 2014 года (том 2, л.д.26-27).

Обратившись в суд истцы указывают, что работодателем нарушается порядок начисления стимулирующих и компенсационных выплат, которые рассчитываются от установленного оклада. Начисление стимулирующих и компенсационных выплат должно производиться после того, как будет произведено доначисление оклада до минимального размера оплаты труда.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался конституционно-правовым истолкованием нормативных положений, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, от 11 апреля 2019 года № 17-П, от 27 июня 2023 года № 35-П ; положениями ст. 2, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 129, ст. ст. 132, 135, 149,153, 154, 210 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года №554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», Положением об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года № 410; региональными соглашениями о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике.

Не установив нарушений со стороны работодателя по расчету заработной платы при расчете и доплате стимулирующих и компенсационных выплат суд отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Статьей 129 Трудового Кодекса предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П).

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133). Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года составляет 16242 рубля (без учета районного коэффициента).

Действующим в спорный период Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 10 февраля 2023 года установлено, что с 1 января 2023 года минимальная месячная заработная плата работника, работающего на территории Удмуртской Республики и состоящего в трудовых отношениях с работодателем (за исключением работника организации, финансируемой из федерального бюджета), должна быть не ниже 16242 рублей (с учетом районного коэффициента 18678,30 руб.) при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( пункта 1 соглашения).

В пункте 2 данного Регионального соглашения указано, что в минимальную месячную заработную плату работника, указанную в пункте 1 Соглашения, не включаются:

1) повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

2) выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производимые в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации;

3) доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, производимые в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года № 410 утверждено «Положение об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики».

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждения и включает в себя: размеры окладов (должностных окладов) работников; надбавку за работу в сельских населенных пунктах; порядок установления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с Перечнем выплат компенсационного характера, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики; порядок установления и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с Перечнем выплат компенсационного характера, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики; иные вопросы оплаты труда, предусмотренные законодательством (п.2).

Пунктом 6 Положения установлены оклады (должностные оклады) медицинских и фармацевтических работников учреждения.

Согласно п. 10 Положения работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера:

- выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, надбавки);

- выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией;

- выплата по районному коэффициенту;

- выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из пункта 18 Положения следует, что выплаты компенсационного характера (за исключением выплат по районному коэффициенту) устанавливаются в процентах к должностному окладу или абсолютном размере и начисляются пропорционально отработанному в данных условиях времени. Конкретные размеры выплат компенсационного характера и условия их осуществления устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, принимаемыми с учетом мнении представительного органа работников учреждения, в пределах фонда оплаты труда учреждения.

Согласно пункта 19 Положения в целях стимулирования работников - учреждения к качественном результату труда, в также их поощрения за выполненную работу работникам учреждения руководителем учреждения могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера:

- ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения;

- надбавка за качество выполняемых работ;

- надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; - премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, год);

- иные выплаты, направленные на стимулирование работника учреждения к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются локальными нормативными актами учреждения в пределах фонда оплаты труда учреждения (пункт 20).

Разделом 5 коллективного договора предусмотрены условия оплаты труда. Из п. 5.4 коллективного договора следует, что выплата месячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) обеспечивается не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П. В минимальную месячную заработную плату работника не включаются: повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производимые в соответствии со ст. 147 ТК РФ; доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, производимые в соответствии со ст. 151 ТК РФ.

Приложением № 5 к коллективному договору БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР на 2022-2025 года » является Положение об оплате труда работников БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР».

Разделом II указанного Положения определены порядок и условия оплаты труда работников учреждения.

Согласно пункта 10 Положения работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера:

- выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, надбавки);

- выплаты категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией;

- выплата по районному коэффициенту;

- выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из пункта 15 Положения следует, что выплаты за работу в ночное время осуществляются с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П. Оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада),если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Оплата производится с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П. Оплата труда за сверхурочную работу производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ) с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П.

По условиям заключенных с Четвериковой О.В., Мильчаковой     О.Л., Ананиной    И.Р., Владыкиной О.Г. и Сиваковой В.М. трудовых договоров оплата их труда включает в себя: оклад, надбавку в связи с опасными для здоровья и особо тяжкими условиями труда; надбавку за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.

Согласно заключенного с Резеновой Т.Г. трудового договора оплата её труда включает в себя: оклад; выплаты компенсационного характера (районный коэффициент; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессия (должностей), сверхурочной работе); оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ в ночное время с 22.00-6.00); выплаты работникам, занятым на вредных и (или) опасных условиях труда в процентах); выплаты стимулирующего характера (надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы и качества работ; надбавка за наличие квалификационной категории).

Из расчетных листков истцов следует, что их заработная плата состоит из оклада по часам, компенсационных и стимулирующих выплат. К выплатам компенсационного характера отнесены: доплата за ночные часы, доплата за работу в праздничные дни, доплата за работу с вредными условиями труда, доплата за совмещение профессий. К выплатам стимулирующего характера отнесены: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых услуг, надбавка за стаж работы, доплата за неотложную помощь, доплата за лечение иногородних, доплата по КСГ.

Действующее трудовое законодательство не содержит запрет на установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы в размере, меньше минимального размере оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающей другие элементы, будут не меньше установленного федеральным законом МРОТ.

В рассматриваемом случае истцам выплачивалась заработная плата, включающая в себя как оклад, так и иные элементы заработной платы ( компенсационные и стимулирующие выплаты). Общий размер заработной платы истцов в спорный период был не ниже МРОТ с учетом пропорционально отработанного времени.

Из представленных работодателем расчетных листков истцов за 2023 год следует, что в них отражено количество фактически отработанных часов за каждый отчетный период. В расчетных листках отражено количество оплаченных ночных часов, часов за работу в праздничные дни. При этом МРОТ на каждый месяц рассчитывается исходя из количества фактически отработанного времени с начислением на него уральского коэффициента в размере 15%.

Для сравнения с МРОТ работодателем складываются следующие суммы: оклад по часам, стимулирующие выплаты и районный коэффициент. Доплата до МРОТ работодателем производится исходя из разницы между МРОТ за фактическое отработанное время с начисленным на него уральским коэффициентом и начислением для сравнения с МРОТ.

При этом, выплаты компенсационного характера (доплата за ночные часы, доплата за работу в праздничные дни, доплата за работу с вредными условиями труда, доплаты за совмещение профессий, за увеличение объема работ) вопреки доводам истцов не учитывались работодателем при начислении для сравнения с МРОТ, то есть эти выплаты не включались в состав МРОТ.

Аналогичным способом рассчитывалась заработная плата истцов и в 2024 году ( том 1, л.д. 185-229).

Поэтому суждения стороны истцов о неверном исчислении выплат компенсационного характера являются несостоятельными.

Согласно статьи 188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества) (часть 1).

Лицо, вызванное в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные судом вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать суду техническую помощь. Консультации и пояснения специалиста могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 данного кодекса (часть 2).

Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста, данные в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания (часть 3).

В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы (часть 4).

Из приведенных положений закона следует, что специалист оказывает содействие суду в исследовании отдельных доказательств, но не является новым доказательством по делу.

В связи с приводимыми стороной истцов в суде первой и апелляционной инстанции доводами о том, что для доведения их заработной платы до предусмотренного законом минимального размера оплаты труда ответчик включает районный коэффициент, судом апелляционной инстанции для разъяснения порядка и методики начисления истцам заработной платы (указанной в расчетных листках) по ходатайству стороны ответчика в качестве специалиста была привлечена ведущий бухгалтер БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» Н.Е.Н.

Указанный специалист на примере расчетного листа за август 2023 года истца Ананиной И.Р. (том 1, л.д.188) пояснила, что изначально за основу берется установленный законом МРОТ и на него начисляется районный коэффициент. МРОТ с учетом районного коэффициента в 2023 года составлял 18678,30 руб. Затем рассчитывается МРОТ с учетом районного коэффициента за фактическое отработанное время. Согласно производственного календаря при 36 часовой рабочей неделе в августе 2023 года норма часов составляет 165,6 час. Ананина И.Р. отработала в августе 2023 года 168 часов. Таким образом, при фактически отработанном времени её МРОТ с учётом районного коэффициента за август 2023 года составил сумму 18949 руб. Это видно из правой верхней таблицы к расчетному листу (том 1, л.д.188).

     Не все виды начислений участвуют для сравнения с МРОТ. В правой нижней таблице «начислено для сравнения с МРОТ» видны те выплаты, которые учитываются для сравнения с МРОТ: это оклад, надбавка за квалификационную категорию, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых работ, надбавка за стаж работы мед. работникам (средний персонал). Эти суммы складываются и на них начисляется районный коэффициент. В рассматриваемом примере эта сумма составила 18065,84 руб., которая сравнивается с МРОТ с учетом районного коэффициента за фактическое отработанное время. Определяется разница: 18949-18065,84 = 883,16 руб. Именно сумма в размере 883,16 руб. составляет доплату до МРОТ с учетом районного коэффициента.

Начисление заработной платы происходит с помощью программного продукта, если арифметически пересчитать районный коэффициент сразу на сумму МРОТ, то в итоге результат будет такой же, разница будет равно нулю.

С целью проверки пояснений специалиста, на примере расчетного листка истца Ананиной И.Р. за август 2023 года судебная коллегия производит расчет с учётом начисления районного коэффициента иным способом, а именно после доведения суммы до минимального размера оплаты труда:

- 12344,35 (оклад)+1420,29(надбавка за квалификационную категорию)+ 1031,75 ( надбавка за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых услуг) + 913,04 ( надбавка за стаж работы мед работникам) = 15979,43 руб.

- доводим указанную сумму до установленного законом МРОТ (15979,43 +262,57)= 16242 руб.

- начисляем на указанную сумму районный коэффициент, получается сумма 18678,30 руб., что не противоречит федеральному закону и соответствует размеру минимальной месячной заработной плате работника на 2023 год (с учетом районного коэффициента), работающего на территории Удмуртской Республики и состоящего в трудовых отношениях с работодателем.

Таким образом, с учетом фактически отработанного истцом Ананиной И.Р. рабочего времени в августе 2023 года (168 часов при норме 165,6) сумма МРОТ составит 18949 руб.

То есть при применении разных методик расчетов, итоговая сумма не меняется.

Судебная коллегия проверив производимый ответчиком расчет районного коэффициента, применяемый в отношении всех истцов в 2023 году и в 2024 году, выслушав пояснения специалиста, считает необоснованными доводы стороны истцов о том, что для доведения их заработной платы до предусмотренного законом минимального размера оплаты труда ответчик включал районный коэффициент. Это обстоятельство опровергается исследованными документами (расчетными листами). Применение ответчиком расчета МРОТ с учетом районного коэффициента и фактически отработанного времени с помощью используемого программного продукта, каким-либо образом права истцов не нарушает, уровень их заработной платы не снижает.

При этом как уже было указано выше, в состав заработной платы истцов для ее сравнения с МРОТ ответчик не включал компенсационные выплаты - доплаты за ночные часы, за работу в праздничные дни, доплату за работу с вредными условиями труда, доплаты за совмещение профессий и увеличения объема работ. То есть их начисление производилось после доведения месячной заработной платы до минимального размера оплаты труда. Вышеуказанные компенсационные выплаты были включены не в МРОТ, а вошли в состав регулярно получаемой месячной заработной платы.

Приводимые стороной истцов доводы о неверном исчислении компенсационных и стимулирующих выплат также обоснованно судом первой инстанции отклонены.

Размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера определены Положением об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года № 410, Положением об оплате труда работников БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР», являющегося Приложением № 5 к коллективному договору БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР на 2022-2025 года.

Оснований считать, что работодатель отступил от вышеуказанных положений при начислении истцам компенсационных и стимулирующих выплат судебная коллегия не усматривает. Это обстоятельство истцами не оспаривается.

Требования истцов в указанной части основаны на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко».

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку стороны истцов на Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П и возможность применения по аналогии данных в пункте 3 резолютивной части данного постановления разъяснений о расчете до внесения изменений в правовое регулирование оплаты труда за сверхурочную работу, из того расчета, что за работу в выходной/праздничный день оплата труда должна производиться, по мнению ответчика, из двойной тарифной ставки, а стимулирующие и компенсационные выплаты подлежит начислению только на одинарную тарифную ставку.

Судебная коллегия отмечает, что Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П содержит позицию Конституционного Суда РФ только применительно к признанию не соответствующим Конституции РФ исключительно положений ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, и необходимости руководствоваться предложенным порядком расчета только для оплаты сверхурочной работы, до внесения соответствующих изменений.

Никаких разъяснений о возможности применения по аналогии данного постановления к порядку оплаты труда за работу в ночное время, за работу в выходной и праздничный день, доплаты за работу с вредными условиями труда, доплаты за совмещение профессий и увеличения объема работ, а также наличия признаков неурегулированности в части оплаты труда в статьях 147. 151, 153,154 153 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление от 27 июня 2023 № 35-П не содержит.

Судам общей юрисдикции не предоставлено самостоятельного права распространения выводов, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ, на иные правоотношения, которые предметом проверки и оценки (положения ст. 153 ТК РФ) Конституционного Суда РФ не являлись, тем более права применения Постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 № 35-П по аналогии к иным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для изменения либо отмены решения суда и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к изменению либо отмене оспариваемого решения суда.

Выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 4 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2024 года.

Председательствующий                  Д.Н. Дубовцев

Судьи          Э.В. Нургалиев

О.А. Пашкина

33-3744/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мильчакова О.Л.
Владыкина О.Г.
Четверикова О.В.
Ананина И.Р.
Сивакова В.М.
Резенова Т.Г.
Ответчики
БУЗ УР «Глаз.межрайон. больница МЗ УР»
Другие
ППО МПРЗ Действие БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР»
Максимова Снежана Рафаилевна
представитель ответчика Баташев Михаил Алексеевич
представитель третьего лица Золотарев Александр Александрович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Дубовцев Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
16.09.2024Передача дела судье
16.10.2024Судебное заседание
27.11.2024Судебное заседание
11.12.2024Судебное заседание
24.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2024Передано в экспедицию
11.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее