Решение по делу № 2-401/2023 (2а-3147/2022;) от 10.11.2022

Дело № 2-401/2023

УИД 92RS0004-01-2022-003971-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

13 апреля 2023 года                                             город Севастополь

    Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего судьи - Григорьевой У.С.,

    при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.А.,

    представителе истца Красюк Ю.Г. и Митяй О.В.,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Евдокимова А.Б. – Бельской Ю.Н. и Васильковского А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСН «Горпищенко-52» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент архитектуры и градостроительства г Севастополя, Правительство города Севастополя, Сироткина ФИО13, Евдокимов ФИО13 о признании распоряжения незаконным,

установил:

ТСН «Горпищенко-52» в лице председателя Правления Красюк Ю.Г. обратилось в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в котором просит признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 6414-РДЗ от 17.05.2017 «О предоставлении гражданину <данные изъяты> Сироткиной ФИО13 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 6414-РДЗ от 17.05.2017 Сироткиной Э.Е. в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Предоставленный Сироткиной Э.Е. земельный участок сформирован из придомовой территории многоквартирных жилых домов № № по ул. <адрес>. Таким образом, по мнению истца, в связи с принятием оспариваемого распоряжения отсутствует возможность формирования земельного участка для обслуживания дома <адрес>. Так же указывает, что при вынесении распоряжения от 17.05.2017 № 6414-РДЗ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя был нарушен порядок изложенный в Постановлении Правительства Севастополя от 10.04.2015 № 277-ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждении плана границ земельного участка».

Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 09.01.2023 производство по административному делу по административному иску ТСН «Горпищенко-52№ в лице председателя Правления Красюк Ю.Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя прекращено и принято к производству в порядке гражданского судопроизводства.

Представители истца – Красюк Ю.Г., действующая на основании Устава, Митяй О.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, в нем изложенным, пояснив, что земельный участок, переданный в собственность Сироткиной Э.Е. оспариваемым распоряжением, в действительности сформирован из придомовой территории многоквартирного жилого дома № <адрес>.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не прибыл, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Евдокимова А.Б. – Бельская Ю.Н., Васильковский А.В., действующие на основании нотариальной доверенности в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Иные участники дела в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, причин неявки суду не сообщили.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Следовательно, заявленное истцом в рамках данного дела требование о признании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежит разрешению судом в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Севастопольского городского Совета № 2355 от 07.02.2012 было дано согласие Сироткиной Э.Е. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, расположенного по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома.

Согласно распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 3132-РДЗ от 02.11.2016 утвержден план границ земельного участка с кадастровым номером

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 6414-РДЗ от 17.05.2017 «О предоставлении гражданину Российской Федерации Сироткиной Эмме Евгеньевне в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский район, ул. Фильченкова, 5, площадью 600 кв.м.», земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) был передан в собственность Сироткиной Э.Е.

06.06.2017 право собственности Сироткиной Э.Е. на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанное свидетельствует о том, что Сироткиной Э.Е. в порядке, предусмотренном земельным законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до марта 2014 года, начала оформление бесплатно в собственность земельного участка в порядке бесплатной приватизации и, учитывая издание распоряжения ДИЗО о предоставлении земельного участка в собственность, фактически завершила оформление прав на земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года № 25-ПП «Об утверждении порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».

Обязательным условием для оформления прав на земельный участок, в соответствии с вышеуказанным постановлением, является внесение сведений о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления в государственный кадастр недвижимости.

Земельный участок передается в собственность исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, которым на момент возникновения права собственности на земельный участок у Сироткиной Э.Е. являлся Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Следовательно, распоряжение о предоставлении Сироткиной Э.Е. указанного земельного участка принято уполномоченным органом, в соответствии с нормами земельного законодательства.

Согласно материалам реестрового дела, направленного по запросу суда Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в настоящее время правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Евдокимов А.Б.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Следовательно, судебной защите подлежат исключительно нарушенные или оспариваемые права лица.

Истец, обратившись в суд с настоящим иском, ссылается в его обоснование на то, что земельный участок, предоставленный Сироткиной Э.Е. на основании указанного распоряжения уполномоченного органа, фактически является придомовой территорией и находится в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома <адрес>.

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ).

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела и данным представителями истцами в судебном заседании пояснениям, земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес> не сформирован, в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, то есть границы не определены.

Указанное свидетельствует о том, надлежащих доказательств, подтверждающих, что Сироткиной Э.Е. в собственность передан земельный участок, отнесенный к придомовой территории многоквартирного жилого дома, суду не представлено, принимая во внимание, что границы земельного участка под многоквартирным домом не определены.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 14.08.2018 отказано в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Сироткиной Э.Е., третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 мая 2017 года № 6414-РДЗ недействительным и истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 600 кв.м..

В силу положений статьи 13 ГПК РФ названное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом суд, установив, что Сироткиной Э.Е. земельный участок был передан в собственность уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, в виду завершения ею процедуры его бесплатной приватизации, приходит к выводу о том, что истец, обратившись в суд за защитой своего нарушенного права, связанного, по его мнению, с незаконным предоставлением лицу земельного участка, доказательств, свидетельствующих о непосредственном нарушении его прав, таким предоставлением, суду не представил.

Основания полагать, что уполномоченным на предоставление в собственность гражданам земельных участков органом, которым является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при предоставлении Сироткиной Э.Е. земельного участка нарушены нормы земельного законодательства, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые ТСН «Горпищенко-52» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент архитектуры и градостроительства г Севастополя, Правительство города Севастополя, Сироткина ФИО13, Евдокимов ФИО13 о признании распоряжения незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме              20 апреля 2023 года.

Председательствующий                                   У.С. Григорьева

2-401/2023 (2а-3147/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Товарищество собственников недвижимости "Горпищенко-52 в лице Председателя Правления Красюк Юлии Григорьевны
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Другие
Правительство города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства г Севастополя
Сироткина Эмма Сергеевна
Бельская Юлия Николаевна
Евдокимов Андрей Борисович
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация административного искового заявления
11.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2022Подготовка дела (собеседование)
09.12.2022Рассмотрение дела начато с начала
09.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
24.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее