Дело № 3а-36/2018 27 февраля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Капустиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Гончаренко И.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Гончаренко И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Северодвинскому отделению Архангельского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником здания цеха ангарного типа с трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей <данные изъяты> (кадастровый №). Указанное помещение приобретено у ФИО1 на основании договора купли-продажи от 22 апреля 2015 года, при заключении которого стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 175 464,06 руб. Кадастровая стоимость данного объекта в соответствии с налоговым уведомлением от 08 октября 2016 года составила 6 675 743 руб. В результате выездной проверки, проведенной Государственным земельным надзором, выявлено, что здание разрушено на 97 %. Фактически на земельном участке от здания находится только фундамент. 13 августа 2013 года по заявлению ФИО1 Северодвинским отделением Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в технический паспорт на здание цеха внесены изменения о его износе 97 %. Установленная кадастровая стоимость нарушает ее права как налогоплательщика. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости цеха ангарного типа № от 13 февраля 2018 года, выполненному ООО <данные изъяты> (оценщик ФИО2), рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 81 000 руб. Просит определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
По определению суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительство Архангельской области, Верхне-Волжский филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в качестве заинтересованного лица – администрация муниципального образования «Северодвинск».
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2012 году ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» выполнены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. В результате проведенных работ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № составила 6 675 743,93 руб. Указанная стоимость содержится в ЕГРН в настоящее время. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не осуществляли проверку результатов работ. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве на иск Верхне-Волжский филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указал, что работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Архангельской области проводились в рамках исполнения государственного контракта от 18 июня 2012 года. По результатам работ был составлен отчет от 11 октября 2012 года, на который получено положительное экспертное заключение НП «Кадастр-оценка» от 26 октября 2012 года. Кадастровая стоимость спорного объекта оценки определена по состоянию на 01 июля 2012 года на основании информации, приведенной в Перечне объектов оценки. Спорный объект оценки был отнесен на этапе группировки объектов оценки к 9 группе объектов недвижимости «Объекты производственного назначения». Кадастровая стоимость объекта, определенная методом массовой оценки рыночной стоимости, составила 6 675 743,93 руб. Расчет величины физического износа для спорного объекта оценки был рассчитан в размере 24 %, исходя из возраста здания на момент определения кадастровой стоимости – 20 лет и нормативного срока службы здания для данной конструктивной системы (железобетон) – 83 года. На дату определения кадастровой стоимости (01 июля 2012 года) сведения о фактическом износе здания, указанные в административном иске, отсутствовали в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, перерасчет кадастровой стоимости на основании сведений, произошедших после даты ее определения, противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности. Внесение сведений в технический паспорт не влечет за собой внесение изменений в государственный реестр недвижимости. До настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о физическом износе спорного здания. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу представило отзыв на административный иск, из которого следует, что дата начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2015 года. Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 2 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости недвижимого имущества по решению суда сведения об установленной решением суда кадастровой стоимости подлежат учету при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором Гончаренко И.В. подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 2017 года. Предельный срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлен п. 1 ст. 409 НК РФ (за 2017 год – не позднее 01 декабря 2018 года). По состоянию на 10 января 2018 года налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год Гончаренко И.В. не направлялось.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Северодвинск» в письменных пояснениях с заявленными требованиями не согласилось, указав, что при расчете рыночной стоимости оценщиком не верно определен функциональный износ здания по причине ошибочного отнесения оценщиком объекта оценки к VIII группе капитальности зданий со сроком службы 15 лет, вместо I группы капитальности зданий со сроком службы 175 лет. Указанная погрешность привела к занижению рыночной стоимости здания в 2-3 раза.
Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы уголовного дела № 1-319/2012, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Гончаренко И.В. на праве собственности принадлежит цех ангарного типа с трансформаторной подстанцией с кадастровым №, назначение: нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: <данные изъяты>, в том числе подземных: 0, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 25 июня 2015 года.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составила 6 675 743,93 руб.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов уголовного дела № 1-319/2012, а также пояснений административного истца следует, что в декабре 2009 года в здании цеха произошел пожар, от здания остался фундамент, частично сохранились стены из рифленого железа. В период с 2009 по 2011 годы уцелевшие конструктивные элементы были демонтированы неизвестными лицами и вывезены.
По данным технического паспорта на спорное здание цеха, составленного Северодвинским отделением Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 13 августа 2013 года, физический износ здания составляет 97 %. Фундамент – железобетонные сваи, по сваям железобетонный ростверк – имеет искривление, осадку, разрушение, износ 90 %; бетонные и частично деревянные полы имеют массовые разрушения, износ 90 %; стены, перегородки, крыша, внутренняя отделка, санитарное и электрическое устройства – отсутствуют, износ 100 %.
Таким образом, судом установлено, что на дату оценки 01 июля 2012 года от спорного здания остался фундамент, износ здания составил 97 %.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости цеха ангарного типа № от 13 февраля 2018 года, составленному ООО <данные изъяты> (оценщик ФИО2), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым № по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 81 000 руб.
При определении рыночной стоимости оценщик использовал затратный подход, и отказался от использования сравнительного и доходного подхода в связи с аварийностью объекта оценки. Рассчитав полную стоимость воспроизводства на дату оценки, оценщиком обоснованно применен физический износ 97 % по данным технического паспорта, и функциональный износ исходя из отнесения объекта оценки к VIII группе капитальности зданий (облегченные здания) со сроком службы 15 лет.
Суд не может согласиться с доводом заинтересованного лица администрации муниципального образования «Северодвинск» о необходимости отнесения здания цеха к I группе капитальности зданий (здания каркасные, с железобетонным или металлическим каркасом, с заполнением каркаса каменными материалами) со сроком службы 175 лет, поскольку согласно техническому паспорту стены здания цеха ангарного типа были выполнены из рифленого железа с утеплителем.
Представленный административным истцом отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требование Гончаренко И.В. об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости спорного объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи настоящего иска является 16 ноября 2017 года.
Следовательно, новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость здания цеха ангарного типа с трансформаторной подстанцией с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 81 000 рублей по состоянию на 01 июля 2012 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 16 ноября 2017 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко