Решение по делу № 33а-4122/2019 от 30.10.2019

    Дело № 33а-4122/2019    Председательствующий в первой

    Категория 020а    инстанции Семенуха Т.Б.

        дело № 2а-1671/2019

        докладчик в апелляционной

        инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 года                                                                   г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего:                  Бабича В.В.,

судей:                              Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.

секретаре:                                     Михайловой В.Г.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотовой О. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент сельского хозяйства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти, понуждении совершения определенных действий, по апелляционной жалобе Федотовой О. В. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 сентября 2019 года.

    Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

     УСТАНОВИЛА:

Федотова О.В. обратилась в Нахимовский районный суд города Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение -РДЗ от 15 марта 2019 года «Об определении категории земель, в отношении земельных участков, категория земель которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» в части земельного участка с кадастровым номером , площадью 15193 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, участок (контур ), в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С.Перовской», указанного в пункте 237 Приложения к данному Распоряжению; обязать административного ответчика в течение 7 календарных дней со дня вступления решения в законную силу направить в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя решение об исключении из ЕГРН сведений о категории земельного участка истца; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя исключить из ЕГРН сведения о категории земельного участка истца.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Федотовой О. В. отказано.

На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что суд первой инстанции при постановлении обжалуемого решения не учел положения Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ, п.4 Постановления Правительства Севастополя №228-ПП, согласно которым определение категории земель требуют волеизъявления правообладателя земельного участка, что в данном случае отсутствует. Вывод суда о том, что органы государственной власти вправе произвольно определять категорию земель, не основан на законе.

Апеллянт, анализируя положения Федерального закона №172-ФЗ, Конституционного закона №6-ФКЗ, Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 №228-ПП, считает, что с учетом особенностей регулирования земельных отношений на переходный период (до 01.01.2023) к спорным правоотношениям необходимо применять положения Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя №228-ПП (с учетом ч.1.1 ст.12.1 Конституционного закона №6-ФКЗ), а не Федерального закона №172-ФЗ.

Отмечает, что согласно карты-схемы границ урбанизированной территории Севастополя земельный участок истца находится за пределами границ урбанизированной территории. Однако данная карта-схема не предусмотрена и не утверждалась нормативно-правовым актом, полномочия на разработку и утверждение такого документа у должностных лиц её утвердивших отсутствовали, в связи с чем все решения принятые на основания данной карты-схемы не влекут правовых последствий, что не было принято во внимание судом первой инстанции.

Автор жалобы акцентирует внимание, что согласно заключению кадастрового инженера земельный участок истца входит в графические пределы населенного пункта – город Севастополь и поэтому подлежит отнесению к категории «земли населенных пунктов».

Судом первой инстанции не учтено, что смежным и рядом расположенным участкам была присвоена категория «земли населенных пунктов», хотя они и не входят в урбанизированную территорию согласно Карты-схемы, о чём в материалах дела есть заключение кадастрового инженера.

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от 12 декабря 2018 года истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 15193 +/- 1 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, участок (контур ), в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С.Перовской».

Согласно Выписке из ЕГРН по состоянию на 26 декабря 2018 года в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, категория земли не установлена, вид разрешенного использования- для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя -РДЗ от 15.03.2019 г. «Об определении категории земель в отношении земельных участков, категория земель которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» отнесены к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» земельные участки согласно приложению , в том числе и земельный участок истца.

Согласно приложению , целевое назначение земельного участка истца, установленное в соответствии с законодательством Украины - «для ведения товарного сельскохозяйственного производства».

В соответствии с Генеральным планом г. Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114, земельный участок истца находится в зоне сельхозназначения – виноградников.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что поскольку границы населенных пунктов г. Севастополя не установлены, целевое назначение земельного участка - «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», согласно выкопировке из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского совета от 13.12.2005 г. № 4114, земельный участок находится в зоне сельхозназначения – виноградников, ответчик не оказывал государственных услуг истцу, а выполнял регуляторную функцию, вследствие чего правомерно установил категорию земельного участка административного истца в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

         Согласно подп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп.1), земли населенных пунктов (подп. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).

Как следует из содержания ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», утвержденная до введения в действие ГрК РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений действуют в части, не противоречащей ГрК РФ.

Частью 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Следовательно, до утверждения нового Генерального плана города Севастополя применяется Генеральный план, утвержденный решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114.

Категория земельного участка административного истца в соответствии с требованиями российского законодательства до вынесения оспариваемого распоряжения не устанавливалась, в ЕГРН указано целевое назначение в соответствии с законодательством Украины.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является одним из нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 1).

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Частью 11 данной статьи предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи, согласно которой, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон №46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Статьей 5 Закона № 46-ЗС установлено правило признания категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, как установленные Земельным кодексом Российской Федерации.

             Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании нормативного правового акта Правительства Севастополя, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (ч.2).

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До настоящего времени границы населенных пунктов Севастополя не установлены.

С целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой, земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.

Пунктом 1.1. Постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 г. N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) определено, что Департамент это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Согласно пункту 4.42. Положения Департамент осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в том числе при включении земельных участков в границы населенных пунктов (в отношении земель, находящихся в собственности города Севастополя, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности).

В силу пункта 5.10. Департамент вправе издавать нормативные правовые акты, разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом, поскольку присвоение категории земли является обязательным, несостоятельны доводы жалобы о том, что присвоение категории было возможно только по заявлению истца, поскольку в таком случае нарушается основополагающий принцип рационального использования земель. Без установления категории земли невозможно осуществлять соответствующий режим хозяйствования на земельном участке, в результате чего ставится под угрозу возможность его эффективного использования правообладателем и возможность контроля со стороны государственных органов за его правильным использованием.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выполняя регуляторную функцию и принимая оспариваемое распоряжение, действовал в соответствии с законом, в пределах своих полномочий.

Судебная коллегия отмечает, что Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ, устанавливая особенности регулирования, в том числе земельных отношений, предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (ч. 1 статьи 23), вследствие чего суд правомерно сослался на положения Федерального закона № 172-ФЗ.

Доводы жалобы о присвоении смежным и рядом расположенным земельным участкам иной категории ничем не подтверждены и на законность судебного акта повлиять не могут, поскольку предметом судебного спора присвоение категорий, видов разрешенного использования иным земельным участкам не являлось, в данном деле суд проверял законность распоряжения административного ответчика в оспариваемой истцом части.

Доводы жалобы о необоснованности ссылок суда на Карту-схему границ урбанизированной территории города Севастополя и ее юридической ничтожности, по мнению истца, так же основанием для отмены судебного акта являться не могут, поскольку не повлекли за собой неверных выводов суда.

Следует также отметить, что оспариваемое распоряжение, которым установлена категория земельного участка, само по себе прав истца не нарушает, поскольку он приобрел земельный участок сельскохозяйственного назначения с установленной категорией и это назначение участка сохранено. Изменение уже установленной категории земельного участка действительно рассматривается в заявительном порядке на основании специального закона.

Ссылки автора жалобы на заключение кадастрового инженера, согласно выводам которого, земельный участок истца входит в графические пределы населенного пункта – город Севастополь и поэтому подлежит отнесению к категории «земли населенных пунктов», судебная коллегия находит несостоятельными в силу положений статьи 5 Закона Севастополя №46-ЗС, а также без учета иных фактических обстоятельств, установленных по делу, в том числе – отсутствие границ населенных пунктов.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федотовой О. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4122/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Федотова Ольга Владимировна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент сельского хозяйства города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Вегаш Валерий Иванович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
22.01.2020Передача дела судье
17.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020Передано в экспедицию
23.08.2020Передача дела судье
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее