Дело № 2–35/2023
УИД 42RS0041-01-2022-001191-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Ванюшин Е.В.,
при секретаре Дурягиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калтан
5 июня 2023 года
гражданское дело по иску Пуртовой Елизаветы Гавриловны к администрации Калтанского городского округа, финансовому управлению администрации Калтанского городского округа, Федеральному агентству водных ресурсов, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании ущерба в результате подтопления, судебных расходов, третьи лица ГУ МЧС России по ...-Кузбассу, МБУ «Управление по защите населения и территории Калтанского городского округа», Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса, администрация Новокузнецкого муниципального округа ..., Верхне-Обское Бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Администрация Правительства Кузбасса,
УСТАНОВИЛ:
Пуртова Е.Г. обратилась в суд с иском, уточнив его в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, о взыскании с РФ в лице Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), администрации Калтанского городского округа за счет казны муниципального образования убытки в размере 1 461 534 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 15 508 руб., расходов на оплату услуг специалиста в размере 24 000 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Свои требования обосновывает тем, что она является собственником земельных участков и жилого здания, расположенных по адресу: ..., СДТ «Проект» участок №. В результате подъема уровня воды и образования затора льда на реке Кондома в районе водонасосной ПАО «ЮК ГРЭС» ХХ произошло затопление садовых участков и жилых домов, в том числе принадлежащих истцу. Согласно оценке эксперта, за которую истец заплатил 24 000 руб., стоимость причиненных убытков составила 1 461 534 руб. Также просит взыскать расходы на оплату услуг представителя и расходы по оплате государственной пошлины.
Истец Пуртова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца Пуртовой Е.Г. – Пуртов А. П., действующий на основании доверенности от ХХ (л.д. 12 Т. 1), выданная сроком на десять лет, и Левашова Л.М., действующая на основании ордера от ХХ (л.д. 175 Т. 1) уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Калтанского городского округа Степанчук Н. В., действующая на основании доверенности от ХХ (л.д. 92 Т. 1) сроком действия один год, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения.
Представитель ответчика Финансового управления администрации Калтанского городского округа Роженцева Е. В., действующая на основании доверенности от ХХ (л.д. 97-98 Т. 1) сроком действия два года, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена. В материалах дела имеются письменные возражения в соответствии с которыми они не согласны с иском, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 95-96 Т. 1).
Представитель ответчика Федерального агентства водных ресурсов Гунин В.В., действующий на основании доверенности от ХХ (л.д. 144 Т. 2) сроком действия три года, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставив письменные возражения (л.д. 160-164 Т.2)
Представители Министерства Финансов РФ в лице территориального отдела № Управления Федерального казначейства по КО, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, предоставив письменные пояснения (л.д. 95-96, 134-136 Т.2).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ...-Кузбассу Евсеева А.А., действующая на основании доверенности от ХХ (л.д. 177 Т. 1) сроком действия до ХХ, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что взрывные работы были проведены своевременно. Распиловка льда была проведена в феврале, то есть заблаговременно.
Представитель третьего лица директор МБУ «Управление по защите населения и территории КГО» Шелбогашев А. С. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что все мероприятия были проведены в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
Представитель третьего лица администрации Новокузнецкого муниципального округа ... Шубников А.Д., действующий на основании доверенности от ХХ (л.д. 221 Т. 1) сроком действия один год, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен. В материалах дела имеется письменный отзыв (л.д. 222 Т. 1), в соответствии с которым просят принять решение на усмотрение суда. Также пояснили, что до ХХ проведены все плановые мероприятия по ослаблению льда в потенциально опасных местах (пропилы льда).
Представитель третьего лица Верхне-Обского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен. В материалах дела имеется письменный отзыв (л.д. 19-20 Т. 2), в соответствии с которым полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Кондома выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса.
Представитель третьего лица Администрации Правительства Кузбасса Долгушина О. В., действующая на основании доверенности от ХХ (л.д. 67 Т. 2), в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена. В материалах дела имеется письменный отзыв (л.д. 66 Т. 2), в соответствии с которым полагают, что они являются ненадлежащей стороной по делу.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте слушания дела, стороны обеспечили явку своих представителей.
Суд, заслушав явившихся лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Таким образом, основанием наступления деликтной ответственности является наличие всех признаков состава правонарушения, включающего в себя причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и законным интересам, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Судом установлено, что Пуртова Е.Г. является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым строением по адресу: ..., район Новокузнецкий, СНТ «Проект», участок № (л.д.13-22 т.1).
В результате подъема уровня воды и образования затора льда на реке Кондома в районе водонасосной ПАО «ЮК ГРЭС» ХХ произошло затопление садовых участков и жилых домов, в том числе принадлежащих истцу.
Согласно заключения №-Э/22 материальный ущерб от затопления составил 1 461 534 рубля (л.д.24-68 т.1).
Из решения № Межведомственного оперативного штаба от ХХ в составе: председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности Главы Калтанского городского округа Г.И.Ф., первого заместителя главы Калтанского городского округа по ЖКХ Ш.Л.А., и.о. директора МБУ «УЗНТ КГО» Л.А.А., начальника 12 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ... –Кузбассу С.С.М., заместителя начальника управления гражданской обороны и защиты населения ГУ МЧС России по ...-Кузбассу В.С.В., начальника Отдела МВД России по ... Ш.А.А., следует, что для ликвидации ледяного затора на реке Кондома следует: 1. провести взрывные работы по ослаблению льда в районе ГТС ПАО «ЮК ГРЭС»; 2. и.о. директора МБУ «УЗИТ КГО» (Л.А.А.) организовать привлечение ООО «Кузбассспецвзрыв» к проведению взрывных работ, согласно заключенного договора. Подготовку к взрывным работам, взрывные работы начать ХХ. 3.заместителю начальника управления гражданской обороны и защиты населения ГУ МЧС России по ... - Кузбассу (В.С.В.) организовать доставку взрывников и необходимого оборудования к месту проведения работ с помощью аэробота; 4. начальнику отдела МВД России по ... (Ш.А.А.), обеспечить оцепление района проведения взрывных работ и oхрану общественного порядка (л.д.118 т.1).
Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса ХХ Главам муниципальных образований направлены для руководства и использования в работе уточненный прогноз развития возможной обстановки во время прохождения весеннего половодья в 2022 году, сформированный специалистами Территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС ГКУ «Агенство по защите населения и территории Кузбасса» (л.д.119-121,153-157, 193-197 т.1).
Главой Калтанского городского округа ХХ издано распоряжение №-р о подготовке к безопасному пропуску ледохода и паводковых вод на территории Калтанского городского округа в 2022 году, согласно которого утвержден состав городской комиссии по пропуску ледохода и паводковых вод в 2022 году, утвержден состав сил и средств Калтанского городского округа, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-спасательных работ, утвержден план мероприятий по подготовке к безопасному пропуску ледохода и паводковых вод, утвержден перечень ПВР и ПДП эвакуируемого населения, назначен руководитель работ, и иные мероприятия по подготовке к безопасному пропуску ледохода (л.д.122-141 т.1).
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано разрешение ООО «Кузбасское специализированное управление по производству буровзрывных работ «Кузбассспецвзрыв» на период с 14.0-3.2022 по ХХ (л.д.150, 220 т.1).
Из анализа уровня воды при ледоходе на территории Калтанского городского округа следует, что ХХ в 10:00 часов началось первое движение льда, в 18:00 принято решение о взрывных работах, после чего лед пошел (л.д.149 т.1).
Приказом Федерального агентства водных ресурсов № от ХХ утверждено положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов (л.д.21-26 т.2).
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от ХХ следует, что река Кондома является водным объектом, находящимся в федеральной собственности. На территории ... - Кузбасса представителем собственника является территориальный орган Росводресурсов - отдел водных ресурсов по ... Верхне-Обского БВУ. Право пользования водными объектами, в том числе и рекой Кондома, предоставляется министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса, исполняющим переданное согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) полномочие Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 26 ВК РФ осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные полномочия не передавались администрации Новокузнецкого муниципального района и администрации Калтанского городского округа.
Ответственность по пропуску ледохода и ликвидации затора льда относится к полномочиям администрации муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ХХ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Вместе с тем, на территории ...-Кузбасса создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ...-Кузбасса, в состав которой входит в том числе члены Правительства ...-Кузбасса. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса (л.д.64, 75 т.2).
Из сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от ХХ следует, что в соответствии с ч. 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации от ХХ N° 74-ФЗ осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти ... - Кузбасса, осуществляющим вышеуказанные полномочия, является Министерство.
Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Главным распорядителем средств федерального бюджета, направленных на осуществление передаваемых полномочий, является Федеральное агентство водных ресурсов.
Согласно статьи 67.1. Водного кодекса Российской Федерации, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий осуществляются следующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации:
1) предпаводковые и послепаводковые обследования территорий, подверженных негативному воздействию вод, и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) восстановление пропускной способности русел рек (дноуглубление и спрямление русел рек, расчистка водных объектов);
4) уполаживание берегов водных объектов, их биогенное закрепление, укрепление песчано-гравийной и каменной наброской, террасирование склонов.
Министерством формируются комплекты обосновывающих документов по мероприятиям в соответствии с заявками, предоставляемыми муниципальными образованиями. Требования к составу пакета обосновывающих материалов и их содержанию устанавливаются регламентом формирования бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период, ежегодно утверждаемым приказами Федерального агентства водных ресурсов.
Решение о возможности выделения бюджетных средств на реализацию указанных мероприятий принимается только после рассмотрения обосновывающих материалов специалистами Федерального агентства водных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от ХХ № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию вышеуказанных переданных полномочий ... - Кузбассу выделяются субвенции в размере всего 28 166,5 тыс. руб, 28 092,3 тыс. руб., 28 092,2 тыс. руб., соответственно.
В рамках указанного финансирования осуществляются не только меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, но и меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В текущем году с Федеральным агентством водных ресурсов согласованы мероприятия по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также разработке проектной документации «Расчистка Беловского водохранилища ... в районе пгт. Ииской Беловского муниципального округа ... - Кузбасса» в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей.
Кроме того, согласовано мероприятие «Расчистка русла реки Уса в Междуреченском городском округе ... - Кузбасса» в рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Расчистка будет производиться на пяти участках. В связи с большой сметной стоимостью, реализация мероприятия только одного участка займет семь лет при существующих объемах финансирования (л.д.77 т.2).
Из сообщения администрации Правительства Кузбасса от ХХ следует, что Уполномоченным органом исполнительной власти ... - Кузбасса, осуществляющим вышеуказанные полномочия, является Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса.
Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Главным распорядителем средств федерального бюджета, направленных на осуществление передаваемых полномочий, является Федеральное агентство водных ресурсов.
Пропуск ледохода и ликвидация затора льда в весенний период 2022 года на реке Кондома в районе ПАО «ЮК ГРЭС» на исполнительные органы ... - Кузбасса не возлагались.
Согласно пункту 23 статьи 14 главы 3 Федерального закона от 06.10.2003№-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы защиты населения и территории городского и сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения.
Согласно пункту 28 статьи 16 главы 3 Федерального закона от ХХ № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств (л.д.76 т.2).
Свидетель М.В.Н., являющийся начальником отдела ГО и ЧС Новокузнецкого муниципального округа, показал, что распилка льда производилась на территории, которая относится к администрации .... Они проводили распилку льда в районе садовых обществ: «Уголёк», «Чайка», территориально - до водозабора .... Место, где образовался затор, это территории ..., общались с сотрудниками ..., то сообщили, что распилка льда была. Кроме Калтана есть еще Кузедеево, Осиновое Плёсо. После проведения работ за Калтаном, отправились дальше. Практически с ХХ начали дежурить. Взрывные работы не планировали. Снег был рыхлый, была произведена распиловка. Перед проведением работ собирают всех председателей садовых обществ и обговаривают все действия. Ежегодно проводят совещания. Причина затопления ему неизвестна, этот вопрос к администрации Калтанского городского округа. Затор льда произошел на территории пляжа .... Взрывные работы производились два дня на территории КГО. Решение о проведении взрывных работ принимала администрация Калтанского городского округа.
Свидетель Е.Р.С., являющийся заведующим сектором отдела по делам ГО и ЧС Новокузнецкого муниципального района пояснил, что в 2022 он был на месте СНТ «Проект», уже был распил льда. Вручали памятки. Распил льда производился на территории СНТ «Уголек» и СНТ «Проект» на протяжении 1,5 км. Взрывных работ на данном участке на тот момент не велось. Затор был выше по течению. Полагает, что не были проведены работы для устранения затора. Зона ответственности за состояние реки делится по границам. Ему известно, что СН «Проект» был затоплен, это природная стихия.
Свидетели К.М.В. и Г.И.В. в судебном заседании подтвердили факт затопления СДТ «Проект».
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В силу пп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ).
В силу п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ).
Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ).
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации выполнение работ по строительству берегоукрепительных сооружений в целях защиты территорий поселений от чрезвычайных ситуаций природного характера может быть произведено администрацией муниципального района в рамках полномочий, установленных нормами указанного Закона (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "д"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "и").
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, действующим федеральным законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа предупреждение чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, неисполнение которой может нарушать права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, а также повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся на территории муниципального образования ....
Вместе с тем ответчиком предоставлены доказательства, объективно подтверждающие подготовку к безопасному пропуску ледохода и паводковых вод и выполнение работ (распил льда, взрывные работы) в весенний период 2022 года по предупреждению чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд полагает отказать в удовлетворении завяленных исковых требований.
Довод истца, а так же его представителей о том, что вина ответчика администрации Калтанского городского округа подтверждается выводами прокурорской проверки, изложенных в надзорном производстве № по жалобе гр.Л.М.В., суд считает необоснованным, так как данный довод опровергается установленными в ходе судебного разбирательства по настоящему делу обстоятельствами, согласно которых вины ответчиков в затоплении участка истца, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пуртовой Елизавете Гавриловне к администрации Калтанского городского округа, финансовому управлению администрации Калтанского городского округа, Федеральному агентству водных ресурсов, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании ущерба в результате подтопления, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ХХ.
Судья подпись
ВЕРНО
Судья Е. В. Ванюшин