25RS0030-01-2024-000180-91
2-217/2024
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки информации о принятии лицами, эксплуатирующими линии связи и линии электропередачи (далее - ЛЭП) мощностью от 6 кВ и выше, мер по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета, установлено в собственности Хасанского муниципального округа состоят и эксплуатируются: ЛЭП-ЮкВ, <адрес>, протяжённостью 1,5 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, <адрес>, протяжённостью 1,58 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Краскино в сторону «Утиное», протяжённостью 2,2 км; ЛЭП, пгт. Краскино от точки присоединения на опоре №Ф-7ПС «Гвоздево», протяжённостью 4,1 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Хасан в сторону отделения «Заозерное», протяжённостью 0,4км.
Ссылаясь на нарушения ответчиком требований Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране» окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» просит суд возложить на администрацию Хасанского муниципального округа №, юридический адрес: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>, 692701) обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить специальные птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередачи 10 кВ - ЛЭП-ЮкВ, <адрес>, протяжённостью 1,5 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, <адрес>, протяжённостью 1,58 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Краскино в сторону «Утиное», протяжённостью 2,2 км, ЛЭП, пгт. Краскино от точки присоединения на опоре №Ф-7ПС «Гвоздево», протяжённостью 4,1 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Хасан в сторону отделения «Заозерное», протяжённостью 0,4км.
Действующий на основании поручения Приморского межрайонного природоохранного прокурора помощник прокурора Хасанского района настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрация Хасанского муниципального округа просила рассмотреть дело в их отсутствии, из письменного отзыва следует, что администрация исковые требования не признает, администрация не является ресурсоснабжающей организацией, также неоднократно обращались с запросами ресурсоснабжающим организациям о принятии на баланс эксплуатируемых линий связи и электропередачи (ЛЭП) мощностью 6кВ и выше, из полученных ответов следует, что линии электропередач принимать на баланс нецелесообразно; указывает, что собственником вышеперечисленных объектов является администрация.
Представитель третьего лица Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края о месте и времени слушания извещались судом, причина неявки не известна, ходатайств об отложении не поступало.
При указанных обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 2 и 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
На основании ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным ст. 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Настоящие Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства.
В соответствии с п. 2 Требований они подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Требования при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи предусмотрены в главе VII упомянутых выше требований. Так, при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета (п. 33). Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам (п. 34).
Судом установлено, что в собственности Хасанского муниципального округа состоят и эксплуатируются: ЛЭП-ЮкВ, <адрес>, протяжённостью 1,5 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, <адрес>, протяжённостью 1,58 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Краскино в сторону «Утиное», протяжённостью 2,2 км; ЛЭП, пгт. Краскино от точки присоединения на опоре №Ф-7ПС «Гвоздево», протяжённостью 4,1 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Хасан в сторону отделения «Заозерное», протяжённостью 0,4 км., согласно сведениям, представленным администрацией Хасанского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № прокурору.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокуратуры от 05.12.2023, ответом администрации Хасанского муниципального округа от 27.12.2023 № 11992 о результатах рассмотрения представления, в котором указано что с перечисленными в представлении нарушениями администрация согласна. В целях устранения выявленных нарушений администрацией при корректировке бюджета в 2024 году будут заложены средства на вышеуказанные цели.
Согласно представленного в материалах дела отзыва администрации Хасанского муниципального района и представленных доказательств, администрация обращалась в ресурсоснабжающие организации с просьбой о принятии на обслуживание сооружения ЛЭП, что подтверждается письмом от 24.10.2023 № направленное АО «ДРСК», АО «Оборонэнерго», «Приморские электрические сети», Уссурийский линейный отдел ОАО «РЖД», от ДД.ММ.ГГГГ № «Приморские электрические сети».
Согласно представленного администрацией в материалы дела ответа от 05.03.2024 АО «ДРСК» оснований для принятия на баланс линий электропередач отсутствует, данные объекты не имеют технологической связи с сетями АО «ДРСК».
Поскольку судом на основании оценки представленных в материалах дела доказательств установлено, в собственности Хасанского муниципального округа состоят линии электропередач: ЛЭП-ЮкВ, <адрес>, протяжённостью 1,5 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, <адрес>, протяжённостью 1,58 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Краскино в сторону «Утиное», протяжённостью 2,2 км; ЛЭП, пгт. Краскино от точки присоединения на опоре №Ф-7ПС «Гвоздево», протяжённостью 4,1 км; ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Хасан в сторону отделения «Заозерное», протяжённостью 0,4км. и эксплуатируются ответчиком с нарушением требований ст. 28 Федерального закона "О животном мире" и Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 997, ввиду отсутствия птицезащитных устройств, предотвращающих гибель объектов животного мира, у суда в силу приведенных требований действующего законодательства, вопреки доводам ответчика имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора.
При указанных обстоятельствах, суд, учитывая указанные выше требования законодательства, приходит к выводу, что исковые требования прокурора, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию возложить на администрацию Хасанского муниципального округа (ОГРН 1222500031313, ИНН 2502070333, юридический адрес: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>, <адрес>) обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить специальные птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередачи 10 кВ - ЛЭП-ЮкВ, <адрес>, протяжённостью 1,5 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, <адрес>, протяжённостью 1,58 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Краскино в сторону «Утиное», протяжённостью 2,2 км, ЛЭП, пгт. Краскино от точки присоединения на опоре №Ф-7ПС «Гвоздево», протяжённостью 4,1 км, ЛЭП ВЛ-10кВ, пгт. Хасан в сторону отделения «Заозерное», протяжённостью 0,4км.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.
Судья Н.С. Нефёдова