Судья Санина Е.А. |
№ 33-385/2022 10RS0017-01-2021-001395-81 2-737/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 октября 2021 г. по иску Билык Г. Д., Билык А. С. к обществу с ограниченной ответственностью "СПЕЦТРАНС", обществу с ограниченной ответственностью "КАРЕЛЬСКИЙ Э. О." об освобождении от задолженности, понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском по тем основаниям, что они зарегистрированы и проживают по адресу: (.....), в течение длительного времени им не оказывается услуга по вывозу мусора. Между тем, АО "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее – АО "ЕРЦ РК") за указанную услугу истцам начислена задолженность в размере 19874 руб. 88 коп. Ссылаясь на то, что ближайшие контейнеры для мусора находятся на расстоянии 600 метров от дома, в связи с чем утилизация твердых коммунальных отходов производится истцами самостоятельно, а также на отсутствие заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Билык Г.Д. и Билык А.С. просили освободить их от уплаты долга в размере 19874 руб. 88 коп. за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обязать ООО "СПЕЦТРАНС" установить контейнеры по сбору мусора в соответствии с требованиями действующего законодательства и заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "ЕРЦ РК", администрация Сортавальского муниципального района, администрация Сортавальского городского поселения, в качестве соответчика – ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" (после изменения наименования ООО "КАРЕЛЬСКИЙ Э. О." (далее ООО "КЭО")).
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, заявленные ими требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные приведенным в иске. Полагают, что именно ответчики должны были инициировать заключение с ними договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить контейнеры по сбору мусора в соответствии с требованиями законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ООО "КЭО", полагая приведенные в ней доводы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: (.....), с 03.02.2017 зарегистрированы Билык Г.Д., Билык А.С., их четверо детей.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и соглашения от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО "КЭО" с 01.05.2018 является региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2016 № 471-П утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике К.., в которую включен Сортавальский муниципальный район.
Для реализации обязанностей по оказанию услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сортавальского муниципального района региональным оператором по результатам электронного аукциона были заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 07.03.2019 № с ООО "Кандалакшская перерабатывающая компания" до 31.01.2020 (дополнительным соглашением № срок продлен до 31.01.2020), от 27.01.2020 № с учетом дополнительного соглашения от 27.01.2020 с ООО "СПЕЦТРАНС" до 01.02.2022.
Функции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, выставлению платежных документов потребителям, взысканию задолженности с потребителей выполняет АО "ЕРЦ РК" на основании заключенного с ООО "КЭО" агентского договора от 10.04.2018 №.
Согласно сведениям, представленным АО "ЕРЦ РК", истцы Билык Г.Д. и Билык А.С. обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов не исполняли, в связи с чем за период с 01.05.2018 по 30.09.2021 образовалась задолженность в размере 20895 руб., в связи с неуплатой задолженности также начислены пени в сумме 2722 руб. 96 коп. (т. 1, л.д. 160).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 30, 157 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и исходил из того, что истцы и члены их семьи проживают в домовладении, в быту у них образуются твердые коммунальные отходы, которые истцы в силу действующего законодательства не вправе утилизировать самостоятельно. Билык Г.Д. и Билык А.С. соответствующий договор об утилизации твердых коммунальных отходов с ООО "КЭО" не заключили, доказательств того, что ими был заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов с иной организацией и произведена соответствующая оплата не представили. Приходя к выводу о том, что исполнителем на основании публичного договора истцам в спорный период фактически оказывались услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, следствием чего является обязанность Билык Г.Д. и Билык А.С. по их оплате, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе истцам в удовлетворении требований о сложении с них обязанности по уплате долга. Требование истцов об установлении контейнеров для сбора мусора в непосредственной близости от дома отклонено судом как заявленное к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, соответствующими представленным по делу доказательствам и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 Правила дополнены разделом XV (1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Положениями п.п. 8 (17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) – 8 (7) указанных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8 (8) – 8 (16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) – 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок информирования потребителей о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором был соблюден. Однако, истцы с соответствующим заявлением в адрес ООО "КЭО" не обращались.
Однако, отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора не исключает обязанность истцов в предусмотренном законом порядке производить оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Судом апелляционной инстанции также учитываются пояснения истцов о том, что часть мусора утилизировалась ими путем складирования в баках контейнерной площадки, расположенной в 600 м от дома (т. 1, л.д. 41). Следовательно, соответствующая услуга им оказывалась.
Доводы апелляционной жалобы истцов о необоснованности отклонения судом их требований о возложении на ответчиков обязанности установить контейнеры для складирования твердых коммунальных отходов на расстоянии от их дома, соответствующем требованиям санитарных норм и правил, отмену постановленного судом решения не влекут.
В судебных заседаниях истцы неоднократно настаивали на возложении такой обязанности на ООО "СПЕЦТРАНС", ООО "КЭО" (т.1, л.д. 41, 185, 186).
В то же время создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Статьей 13.4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
При изложенных обстоятельствах суд верно отклонил требования истцов об установке контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных норм и правил как обращенные к ненадлежащим ответчикам. При этом данное обстоятельство не препятствует предъявлению соответствующих требований к надлежащему лицу, в силу закона обязанному к совершению таких действий.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцы фактически настаивали на удовлетворении иска в этой части к ненадлежащим ответчикам.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истцов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 октября 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи