Дело №2-1-95/2020 судья Ракитский Н.В. 2020 год
(33-2425/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2020 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Кубаревой Т.В., Климовой К.В.,
при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Климовой К.В.
дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Сараханова К.К. на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 04 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области к индивидуальному предпринимателю Сараханову К.К. о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности предоставления в службу занятости информации о вакантных рабочих местах, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Сараханова К.К., выразившееся в непредставлении в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, возложив на индивидуального предпринимателя Сараханова К.К. обязанность представить в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сараханова К.К. в доход бюджета муниципального образования «Пеновский район» Тверской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Сараханову К.К. о признании незаконным бездействия по предоставлению информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» и возложении обязанности предоставить сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в нарушение требований ч.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п. 7 Положения о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Тверской области центры занятости населения, утвержденного приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 07 августа 2014 г. № индивидуальный предприниматель Сараханов К.К. не предоставляет в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях.
Прокурор Пеновского района Тверской области в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик индивидуальный предприниматель Сараханов К.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ИП Сараханов К.К., считая решение суда первой инстанции незаконным, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права при его вынесении, ставит вопрос о его отмене.
В обоснование жалобы указано, что с выводом суда о нарушении им Приказа Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 07.08.2014 № «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Тверской области центры занятости населения», а также части 3 статьи 25 Закона Российской федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991, выразившегося в непредставлении (бездействии) в установленный срок в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, не согласен.
Полагает, что вопреки выводам суда, работодатель обязан предоставлять ежемесячно в орган государственной службы занятости населения информацию только о наличии вакантных мест. При этом,в случае отсутствия в отчетном периоде вакантных рабочих мест, работодатель не обязан предоставлять такую информацию в орган государственной службы занятости населения.
На апелляционную жалобу ответчика прокурором Пеновского района Тверской области принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность принятого по делу судебного акта.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Полещук Р.С. против доводов апелляционной жалобы возражала, полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Ответчик ИП Сараханов К.К. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела в апелляционном порядке извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Полещук Р.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в ходе проведенной прокурором проверки было установлено нарушение ответчиком требований трудового законодательства.
Согласно акту проверки прокурора Пеновского района от 29.04.2020 года индивидуальный предприниматель Сараханов К.К. не подавал в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» одним из направлений государственной политики в области занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
В силу пп. 3, 4 п. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно п.1 ст.9, ст. 12 указанного Закона, граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства. Гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 вышеуказанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Руководствуясь вышеизложенными положениями Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», установив, что ответчиком не представлены данные о наличии вакантных рабочих мест (должностей) либо об их отсутствии в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района», исходя из установленной законом соответствующей обязанности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
Судебная коллегия находит решение суда законным, а выводы обоснованными и мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном толковании норм материального права.
Выводы суда первой инстанции о том, что предоставление информации в органы службы занятости населения о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) способствует анализу ситуации на рынке труда, а непредоставление указанных сведений препятствует данному органу владеть полной информацией, приводит к невозможности надлежащего исполнения службой функций, возложенных федеральным законодательством, являются правильными.
Кроме того, во исполнение положений Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» об обязанности работодателей представлять органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 07 августа 2014 г. № утверждено Положение о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Тверской области центры занятости населения, которое определяет порядок и основные принципы взаимодействия работодателей и государственных казенных учреждений Тверской области центров занятости населения (далее - центры занятости) в сфере повышения эффективности трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости, а также обеспечивает выполнение обязанностей работодателей о предоставлении данной информации, установленной ч.3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно п.7 Положения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели или их представители предоставляют по мере их появления, но не реже одного раза в месяц, не позднее 28-го числа текущего месяца.
Из буквального толкования данного положения следует, что вопреки доводам ответчика, работодатели обязаны представлять сведения о вакантных рабочих местах в органы государственной службы занятости независимо от наличия или отсутствия вакантных мест ежемесячно.
Таким образом, судом по делу обоснованно установлено бездействие ответчика в части непредставления им в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Пеновского района» сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей), поскольку это нарушает права неограниченного круга лиц, состоящих из безработных граждан и граждан, желающих сменить работу, проживающих на территории района, на получение полной и достоверной информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, заработной плате и условиях работы, в целях их последующего замещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что в связи с отсутствием вакантных должностей Сараханов К.К. в силу закона не обязан предоставлять сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), несостоятельны, поскольку не основаны на законе.
Предоставление работодателями в установленный срок в органы государственной службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями.
Таким образом, обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) возложена на всех работодателей без исключения.
При отсутствии в отчетном периоде вакантных мест, работодатель должен также уведомить об этом орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда.
Иных правовых доводов, которые бы могли повлечь отмену оспариваемого решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При разрешении данного спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Сараханова К.К. – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи Т.В. Кубарева
К.В. Климова