Судья Степанова Ю.С. дело № 33-2732/2017 г.
категория 200 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2017 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Радовиль А.С., Сулеймановой А.С.,
при участии секретаря – Дубровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента городского хозяйства города Севастополя, Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя и Правительство Севастополя в установленном законом порядке провести рекультивацию земельного участка общей площадью 12 147 кв.м. в Юхариной балке, расположенного в 800 метрах в северо-западном направлении от Монастырского шоссе и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка», используемого для складирования отходов, завершив работы в течение 6 месяцев с момента принятия решения суда.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителей Департамента городского хозяйства города Севастополя – Строганова К.Б., Макарова А.В. (по доверенностям), представителя Правительства Севастополя – Доденкова А.Ю. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения прокурора – Махиня В.В., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя и Правительству Севастополя о возложении обязанности по рекультивации земельного участка общей площадью 12 147 кв.м. в Юхариной балке, расположенного в 800 метрах в северо-западном направлении от Монастырского шоссе и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка». В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что на указанном земельном участке размещается складирование отходов различного морфологического состава, которые превышают концентрацию загрязняющих веществ в почвах, что приводит к загрязнению и деградации почвы на данном участке и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Департамент городского хозяйства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить в части срока проведения возложенных действий. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что для исполнения судебного решения необходимо проведение дополнительных действий, которые превышают установленный судом срок исполнения судебного решения в целом, в связи с чем своевременно его исполнить не представится возможным.
В апелляционной жалобе Правительство Севастополя ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения в части удовлетворения иска к Правительству Севастополя и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска. Также, в части удовлетворения требований к Департаменту городского хозяйства города Севастополя апеллянт просит решение изменить, исключив установленный срок его исполнения. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем принял в обжалуемой части незаконное решение.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Положениями ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в результате загрязнения или нарушения почвенного слоя надлежит проводить рекультивацию земель.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки на предмет исполнения требований природоохранного законодательства было установлено, что на земельном участке общей площадью 12 147 кв.м. в Юхариной балке, расположенном в 800 метрах в северо-западном направлении от Монастырского шоссе и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка» складированы отходы различного морфологического состава, которые относятся к 4 и 5 классам опасности.
В тоже время, указанная территория не является объектом размещения отходов, а определена местом для сбора остатков растительного происхождения с целью последующей переработки, о чем свидетельствует постановление Правительства Севастополя от 11.11.2014 г. № 470 «Об определении участка для сбора отходов растительного происхождения».
В ходе лабораторных испытаний по анализу почвы вышеуказанного земельного участка было выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ в почве и признаки загрязнения и деградации почвы.
При таких обстоятельствах, разрешая дело, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными требованиями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок, используемый для сбора отходов, подлежит рекультивации, проведение которой относится к компетенции ответчиков.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции считает верными, основанными на правильно определенных обстоятельствах дела и их оценке и отвечающими требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Правительство Севастополя ссылается на то, что исполнение состоявшегося судебного решения не относится к его компетенции.
Данные доводы апеллянта судебная коллегия полагает основанными на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не принимает их во внимание в качестве обоснованных и влекущих отмену судебного решения.
Как упоминалось выше, территория спорного земельного участка, расположенного в Юхариной балке в г. Севастополе Постановлением Правительства Севастополя от 11.11.2014 г. № 470 «Об определении участка для сбора отходов растительного происхождения» была определена для сбора остатков растительного происхождения с целью последующей переработки.
Таким образом, указанное Положение свидетельствует о принятии ответчиком Правительством Севастополя решения об использовании спорного земельного участка, вытекающих из его полномочий собственника земельного участка.
Нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязательность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности по охране окружающей среды и ответственность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. При этом, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в силу названного закона, являются, в том числе и земли, недра, почвы.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование данных мероприятий осуществляется органами государственной власти субъектов российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Закона Севастополя «О правительстве Севастополя», Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, возложенные судебным решением обязанности относятся к компетенции ответчика Правительства Севастополя.
Иные доводы апелляционных жалоб о невозможности исполнения судебного решения в установленный судом срок судебная коллегия также полагает необоснованными.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Возлагая на ответчиков указанные обязанности, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, факту экологической опасности, созданной вследствии неправомерных действий, и установил срок объективный для проведения рекультивации спорного земельного участка.
Доводы апеллянтов о том, что судебное решение невозможно исполнению в указанный срок по обстоятельствам отсутствия финансирования данных мероприятий отмену или изменение состоявшегося по делу судебного решения не влечет.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента городского хозяйства города Севастополя, Правительства Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: В.Л. Радовиль
А.С. Сулейманова