Судья Ящук С.В. дело № 33-8654/2021 (№ 2-42/2020)
25RS0001-01-2018-007717-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20декабря2021года городВладивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: судьи-председательствующего Завальной Т.Ю.,
судей Мельниковой О.Г., Семенцова А.О.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Светлана» о возложении обязанности по апелляционным жалобам ТСЖ «Светлана», Черненко А.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года, апелляционной жалобе ТСЖ «Светлана» на дополнительное решение от 09 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Семенцова А.О., пояснения прокурора Румянцева И.И., представителей ТСЖ «Светлана» Папкова Р.В. и Филиппенко Е.В., третьего лица Черненко А.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Светлана», в обоснование требований иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при использовании объекта культурного наследия – здания, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой многоквартирный дом отнесен к объектам культурного наследия регионального значения «Жилой дом», включен в реестр (регистрационный №). Объект принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 № 314 «О дополнительном включении вновь выявленных на территории Приморского края объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения».
В ходе проведенной в 2018 году инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края проверки указанного объекта выявлены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, правил эксплуатации и использования объекта культурного наследия, а именно: при визуальном осмотре помещений объекта установлено, что в помещениях первого, второго и мансардного этажей проведены работы по перепланировке и переустройству помещений, в результате которых внесены конструктивные изменения, затрагивающие несущие конструкции здания, а именно: увеличена этажность здания, изменен внешний облик объекта, надстроены несущие стены восточного и западного фасадов, изменена конструкция стропильной системы и форма кровли. ТСЖ «Светлана» за разрешением на реконструкцию здания в уполномоченный орган по охране объектов культурного наследия – инспекцию по охране объектов культурного наследия Приморского края не обращалось.
26.02.2018 ТСЖ «Светлана» обратилось в инспекцию по охране объектов культурного наследия Приморского края с заявлением о принятии работ по выполнению реконструкции здания. К заявлению приложены: акт приемки выполненных работ от 22.11.2012, письмо о согласовании рабочего проекта с отделом охраны памятников управления культуры Приморского края от 18.08.2004, письмо о согласовании рабочего проекта с управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора г.Владивостока от 22.09.2014. В информационном письме Управления культуры Администрации Приморского края от 18.08.2004 указано, что перед началом работ по ремонту и реконструкции здания необходимо обратиться в Управление культуры Приморского края по вопросу оформления разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ на здании-памятнике. 11.01.2018 по результатам рассмотрения заявления ТСЖ «Светлана» от 26.02.2018 инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края в принятии выполненных работ отказано в виду того, что прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, при этом по форме и содержанию не соответствующие требованиям Закона. Кроме того, в архиве уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия отсутствуют исходно – разрешительная документация, оформленная в соответствии с требованиями Закона.
26.05.2018 в связи с выявленными нарушениями ТСЖ «Светлана» внесено представление об устранении выявленных нарушений, при этом требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект в первоначальное состояние, в котором здание находилось до момента начала проведения строительных работ, а именно, в состояние, указанное в техническом паспорте от 06.05.2003.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор на исковых требованиях настаивал. Представитель третьего лица администрации г.Владивостока в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал. Представитель ответчика, третьи лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.06.2020 на ТСЖ «Светлана» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести первый и второй этажи объекта в первоначальное состояние, в котором эти этажи находились до момента начала проведения строительных работ, а именно, в состояние, указанное в техническом паспорте от 06.05.2003.
С указанным решением не согласилось ТСЖ «Светлана», его представителями подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. Также с решением суда не согласился Черненко А.Ю., им подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене решения.
09.02.2021 Ленинским районным судом г. Владивостока вынесено дополнительное решение, которым на ТСЖ «Светлана» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести первый и второй этажи объекта в первоначальное состояние, в котором эти этажи находились до момента начала проведения строительных работ, а именно в состояние, указанное в техническом паспорте от 10.06.2000, копии плана 1 этажа здания по <адрес> и экспликации к указанному плану с внесенными изменениями от 06.05.2003 в отношении общедомового имущества, помещений, принадлежащих ТСЖ «Светлана».
С дополнительным решением не согласилось ТСЖ «Светлана», его представителем подана апелляционная жалоба, в которой представитель указывает на вынесение дополнительного решения в нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела на предмет нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, судебная коллегия на основании протокольного определения от 11.10.2021, вынесенного в соответствии с ст.ст. 113, 167, п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об извещении третьих лиц – собственников помещений в доме о судебном заседании 25.06.2020.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурор уточнил требования иска, просил суд возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия в первоначальное состояние в части демонтажа мансардного помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор уточненные требования иска поддержал.
Черненко А.Ю. просил иск удовлетворить.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска, представили письменные возражения.
Третьи лица Великанова С.А., Великанов А.И., Абакумов В.В., Абакумова О.А., Черненко Д.А., Черненко П.А., Плотников Н.С., Плотников С.Н., Смагина В.А., Лукина О.П., Гончарова Т.Г., Телегина Н.А., Маляренко Т.В., Ликов В.Н. и представители третьих лиц инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, администрации г. Владивостока, к извещению которых принимались меры, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.
В силу ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ремонт памятника – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения (регистрационный №). Объект принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 № 314 «О дополнительном включении вновь выявленных на территории Приморского края объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения».
Из содержания паспорта объекта культурного наследия, оформленного 19.06.2017, следует, что форма кровли является предметом охраны.
В письме Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 15.05.2018 указано, что Управлением культуры Приморского края согласовывался рабочий проект реконструкции здания с указанием на необходимость получения разрешения на право производства реконструкции здания. Такое разрешение не получалось. Работы по реконструкции здания произведены в нарушение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ. ТСЖ «Светлана» обратилось в инспекцию с заявлением о приемке работ по реконструкции, в чем было отказано.
Факт невыполнения предусмотренной Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ процедуры выполнения работ по ремонту объекта, приспособления его к современному использованию ТСЖ «Светлана» не опровергнут. Доказательства соблюдения указанной процедуры в полном объеме не представлены.
По сведениям технического паспорта по состоянию на 05.05.2011 здание состоит из 2 этажей, мансардный этаж не предусмотрен. Право собственности на мансардный этаж не зарегистрировано в ЕГРН, его строительство не легализовано.
Таким образом, ТСЖ «Светлана» произвело изменение, реконструкцию объекта культурного наследия с нарушением закона, нарушив права неопределенного круга лиц, охраняемых Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В ст. 12 ГК РФ указано, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить требования прокурора, возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести кровлю объекта культурного наследия в первоначальное состояние на основании разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта демонтажа мансардного помещения.
В связи с нарушением при принятии решения и дополнительного решения норм процессуального права (ст.ст. 113, 167, 201 ГПК РФ) решение от 25.06.2020 и дополнительное решение от 09.02.2021 подлежат отмене.
Доводы возражений ТСЖ «Светлана» судебная коллегия полагает недостаточно обоснованными ввиду следующего.
Паспорт объекта культурного наследия содержит фотографию, снятую 14.11.2014. На ней объект изображен с мансардным этажом. В материалы дела представлены фотографии объекта в состоянии, предшествующем возведению мансарды. На них зафиксировано состояние объекта со скатной кровлей и печными трубами.
Так как имеются материалы, на которых объект зафиксирован в состоянии до реконструкции и до пожаров, на которые ссылается ответчик, исполнение решение суда может быть осуществлено.
Согласование возведения мансардного этажа администрацией г. Владивостока не свидетельствует о выполнении процедуры, предусмотренной ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Выполнение предусмотренной законом процедуры, учитывая то, что объект является памятником культуры, не может быть признано формальным и не имеющим существенное значение.
Так как кровля является предметом охраны, её изначальная форма представляет культурную ценность, изменение внешнего вида кровли нельзя отнести к работам по приспособлению здания к современному использованию.
Отражение в паспорте объекта фотографии с возведенной мансардой, само по себе не свидетельствует о легализации постройки. Из представленной в материалы дела переписки следует, что ТСЖ «Светлана» было известно о необходимости получения разрешения на выполнение работ на объекте.
Из заключения судебной экспертизы от 10.03.2020 № 073-С/2019 и показаний эксперта Ж, допрошенной в судебном заседании 20.12.2021, следует, что демонтаж мансардного этажа без несоразмерного ущерба зданию невозможен, т.к. он возведен на основе монолитного железобетонного пояса и монолитной плиты перекрытия, связанных с несущими конструкциями здания. Их демонтаж причинит ущерб несущим конструкциям здания.
Между тем, объектом охраны является первоначальная кровля здания, которая должна быть восстановлена. Из показаний эксперта следует, что кровлю возможно восстановить без разбора монолитных железобетонного пояса и плиты перекрытия.
Так как указанные работы не должны проводиться без контроля, приведение кровли в первоначальное состояние должно производиться на основании разработанного и утвержденного в установленном Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ порядке проекта.
На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г Владивостока от 25 июня 2020 года и дополнительное решение от 09 февраля 2021 года отменить. Принять новое решение.
Возложить на ТСЖ «Светлана» (ОГРН 1112536004020) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести кровлю объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> первоначальное состояние на основании разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта демонтажа мансардного помещения.
Взыскать с ТСЖ «Светлана» в доход бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере 6000,00 рублей.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.12.2021.
Председательствующий
Судьи