Судья: Артемьева Л.В. гр. дело № 33-15526/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2016 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Черкуновой Л.В., Никоновой О.И.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора города Сызрани Самарской области в интересах Орловой И.А. к Администрации г.о. Сызрань Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань Самарской области предоставить Орловой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сызрани Самарской области в интересах Орловой И.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Сызрань Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Орлова И.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области предоставить Орловой И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Сызрань Самарской области просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела по доводам жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались.
Исходя из положений ст. ст. 48, 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135 - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу ст. 3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч. 2 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Статьей 4 указанного закона предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 5 указанной статьи включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.
Из материалов дела следует, что Орлова И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании решения <данные изъяты> признана лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с отказом от нее матери и неизвестным местом нахождения отца.
На основании постановления Главы Администрации г.о. Сызрань Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Орлова И.А. определена в Дом ребенка <данные изъяты> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № передана в приемную семью <данные изъяты>
На основании постановления Главы Администрации г.о. Сызрань Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Орлова И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Истец зарегистрирована по месту жительства <адрес> имеет регистрацию по месту пребывания в общежитии по адресу: <адрес>, на праве собственности жилья не имеет.
До настоящего времени Орлова И.А. не обеспечена жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, закрепленного жилого помещение не имеет, что не оспаривалось представителем Администрации г.о. Сызрань Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию г.о. Сызрань предоставить Орловой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: