Дело № 12-140/2018
РЕШЕНИЕ
г. Бор 25 июля 2018 года
Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Метмаш» ФИО1 (по доверенности) на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ПФО №06-110/2018 от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Метмаш»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ПФО №06-110/2018 от 19 апреля 2018 года ООО «Метмаш» (далее также Общество) привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в Борский городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель ООО «Метмаш» ФИО1, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление должностного лица отменить. При отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица, просила применить положения ст.4.1 КоАП РФ и изменить назначенное Обществу наказание, снизив размер административного штрафа, пояснив, что данный штраф является значительным для Общества.
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления должностного лица со ссылкой на наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременной подаче жалобы, а именно возвращение судьей Борского городского суда Нижегородской области первоначальной жалобы, поданной в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок, без рассмотрения по существу в связи с подачей жалобы с нарушением установленного положениями КоАП РФ порядка.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что первоначально с жалобой на постановление должностного лица от 19 апреля 2018 года Общество обратилось в суд в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок обжалования.
Определением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 03 мая 2018 года названная жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения по существу в связи с выявленными в процессе подготовки недостатками.
После устранения указанных в определении судьи недостатков, Общество повторно направило жалобу в суд.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество добросовестно пользовалось своими правами, которыми наделено как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и имело намерение реализовать право на обжалование постановления в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах судья считает возможным восстановить ООО «Метмаш» срок на подачу жалобы на постановление должностного лица от 19 апреля 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
На основании п. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11, 39 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдать федеральные санитарные правила.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращению с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что в период с 12 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года Департаментом Росприроднадзора по ПФО проведена плановая комплексная проверка с целью соблюдения ООО «Метмаш» требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проведенной проверки установлено образование отходов, не включенных в ПНООЛР:
Опилки, загрязненные маслами (в связи с тем, что на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие отнесение видов отходов к конкретному классу опасности, сделать вывод о принадлежности к конкретному классу опасности данного отхода не представляется возможным),
Брезентовые перчатки, утратившие потребительские свойства (в связи с тем, что на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие отнесение видов отходов к конкретному классу опасности, сделать вывод о принадлежности к конкретному классу опасности данного отхода не представляется возможным).
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 09 апреля 2018 года (л.д.3-7 административного материала),
- актом проверки №074-П от 06 апреля 2018 года (л.д.15-26 административного материала),
- проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.79-110 административного материала),
- решением об утверждении НООЛР (л.д.11 административного материала),
- актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от 20 марта 2018 года (л.д.399-40 административного материала) и другими.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу, что Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения ООО «Метмаш» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается, не приведено таких мотивов и в жалобе.
Между тем заслуживает внимания довод представителя Общества об уменьшении (снижении размера) административного штрафа по делу об административном правонарушении ниже низшего предела, а равно соответствующие объяснения представителя в настоящем судебном заседании.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно положений ч.ч.1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа от 100 000 до 250 000 рублей, учитывая характер совершенного ООО «Метмаш» административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние общества, характеризующееся незначительным размером прибыли, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на ООО «Метмаш» административного штрафа до 50 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица в части размера назначенного ООО «Метмаш» административного наказания, подлежат изменению, в остальной их части – оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе,
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ПФО №06-110/2018 от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Метмаш» изменить, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ПФО №06-110/2018 от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Метмаш» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Метмаш» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М.Калынова