Дело № 2-45/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Большая Атня 11 марта 2022 г.
Республики Татарстан
Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Назмиева А.Ф.,
при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байрамова Газинура Ильнуровича к государственному казенному учреждению Республики Татарстан «Пожарная охрана Республики Татарстан» о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора, изменения основания и даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда,
установил:
Байрамов Г.И. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Республики Татарстан «Пожарная охрана Республики Татарстан» (далее по тексту – Пожарная охрана Республики Татарстан) о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора, изменения основания и даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу в Пожарную охрану Республики Татарстан на должность пожарного. 19.01.2022 трудовые отношения прекращены на основании приказа №18-л/с от 19.01.2022 на основании пункта "б" части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения. Истец считает, данный приказ об увольнении, основания и процедуру увольнения незаконными. Так как он 11.01.2022 не находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, ответчик мер по установлению факта наличия алкогольного опьянения у истца не принимал, увольнение было вызвано исключительно негативным разговором состоявшимся при проверке с проверяющим из г. Казани. Кроме того нарушена процедура применения дисциплинарного взыскания, в нарушение требований ст. 193 ТК РФ ответчик ни 11.01.2022, ни 12.01.2022 объяснения у Байрамова Г.И. не требовал, с нарушением двухдневного срока составил акт о непредставлении объяснений. Ответчиком не учтена тяжесть вменяемого проступка, поведение сотрудника и соразмерность применённого дисциплинарного взыскания. С момента увольнения по настоящее время истец не получает доход ввиду вынужденного прогула, незаконные действия работодателя нанесли истцу нравственные и психические страдания, что привело к ухудшению его жизни.
На основании изложенного истец просит признать незаконным приказ о прекращении трудового договора №18-л/с от 19.01.2022, изменить основание и дату увольнения на увольнение по собственному желанию и дату вынесения решения суда. Взыскать с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула с даты вынесения незаконного увольнения по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснив, что 11.01.2022 плохо себя чувствовал, началась аллергия, в связи с чем принял лекарство – супрастин. 12.01.2022 он написал заявление об увольнении по собственному желанию, ему сказали отработать 2 недели, он выходил на работу в свою смену, однако 19.01.2022 его уволили по статье. Ни 11.01.2022, ни позже он никаких документов не подписывал, отказался, ДД.ММ.ГГГГ ему зачитали акты вслух, ему предлагали написать объяснительную, однако он ничего не писал, пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения ему не предлагали.
Представитель ответчика, Пожарная охрана Республики Татарстан, Тормосин С.П., иск не признал, пояснив, что истец был принят в Пожарную охрану Республики Татарстан на должность пожарного отдельного поста по охране с. Шигали Казанского отряда противопожарной службы. 11 января 2022 г. в 19.55 часов при проведении проверки несения караульной службы дежурной сменой ОП Шигали, исполняющим обязанности начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5 был выявлен факт нахождения на рабочем месте пожарного ОП Шигали Байрамова Г.И. и командира отделения ФИО4 в состоянии алкогольного опьянения, на что указывали соответствующие признаки: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координаций движений, нарушение походки, краснота кожных покровов лица, краснота глаз, снижение критики к своему поведению, поведение не соответствующее обстановке. В тот же день в 21.56 часов был составлен акт о нахождении вышеуказанных работников в состоянии алкогольного опьянения, работники отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, о чем также составлен акт. В 22.05 часов распоряжением исполняющего обязанности начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5 Байрамов Г.И. и ФИО4 отстранены от исполнения должностных обязанностей с 22.05 часов 11.01.2022 до 08.00 часов 12.01.2022. С распоряжением работники ознакомиться отказались, вследствие чего оно было зачитано им вслух. Предоставить письменное объяснение Байрамов Г.И. также отказался, ввиду непредставления письменного объяснения составлен акт от 19.01.2022. Нахождение пожарного Байрамова Г.И. является грубым нарушением работником трудовых обязанностей, в связи с чем к истцу применена мера дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 192 ТК РФ (увольнение по соответствующим основаниям). С приказом об увольнении истец ознакомиться отказался. Считают, что нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания ответчиком не допущено. Появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения само по себе является грубым нарушением трудовых обязанностей, истец работая в должности пожарного позволил себе находиться в состоянии, препятствующим исполнению им своих служебных обязанностей как на посту, так и в случае вызова на пожар или иное происшествие, при вызове на пожар истец поставил бы под угрозу свою жизнь и здоровье и жизнь и здоровье других.
На основании изложенного просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей – появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Согласно положениям части 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Как разъяснено в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" N 2 от 17 марта 2004 года при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по подпункту "б" пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием. Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию. Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.
Судом установлено, что Байрамов Г.И. приказом Пожарной охраны Республики Татарстан №110-л/с от 23 марта 2020 г. был принят на работу в отдельный пост противопожарной службы по охране с. Шигали Высокогорского муниципального района Казанского отряда противопожарной службы на должность пожарного по трудовому договору №57 от 23 марта 2020 г. с испытательным сроком на 3 месяца.
Согласно трудовому договору, работнику установлен сменный режим работы, согласно утвержденному графику сменности, с режимом рабочего времени: сутки – работа, трое – отдых. Начало рабочего дня – 08.00 ч., окончание – 08.00 ч. следующих суток.
В соответствии с трудовым договором работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, определяемые должностной инструкцией, соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения и иные локальные нормативные акты работодателя, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка Пожарной охраны Республики Татарстан запрещается приносить с собой или употреблять алкогольные напитки, приходить в Учреждение или находиться в нем в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (абз. 5 п.10.7).
Согласно Профессионально-этическим нормам поведения сотрудника, государственного служащего, работника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан нормы служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей (п. 5 ч. 4)
Установлено, истец Байрамов Г.И., 11 января 2022 года в 8.00 часов заступил на смену.
В 22.05 ч. Байрамов Г.И. распоряжением исполняющего обязанности начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5 от 11.01.2022 №2-р отстранен от исполнения должностных обязанностей с 22.05 ч. 11.01.2022 до 08.00 ч. 12.01.2022 в связи с нахождением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Приказом Пожарной охраны Республики Татарстан от 19.01.2022 №18-л/с Байрамов Г.И. уволен 20.01.2022 за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - в состоянии алкогольного опьянения на основании подпункта "б" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела 11 января 2022 г. исполняющим обязанности начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5 осуществлялась проверка несения караульной службы дежурной сменой ОП Шигали, во время которой был выявлен факт нахождения истца на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Как следует из акта, составленного 11.01.2022 в 21.56 ч. заместителем директора Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО7 в присутствии и.о. начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5, начальника ОП Шигали Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО8, на нахождение Байрамова Г.И. на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения указывали следующие признаки: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координаций движений, нарушение походки, краснота кожных покровов лица, краснота глаз, снижение критики к своему поведению, поведение не соответствующее обстановке. Пояснить свое состояние Байрамов Г.И. отказался, имеется соответствующая запись в данном акте.
Как видно из акта, составленного 11.01.2022 в 21.56 ч. вышеуказанными должностными лицами, Байрамов Г.И. отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, свой отказ не мотивировал.
В связи с чем, как было указано выше, истец распоряжением исполняющего обязанности начальника Казанского отряда противопожарной службы Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО5 от 11.01.2022 №2-р отстранен от исполнения должностных обязанностей с 22.05 ч. 11.01.2022 до 08.00 ч. 12.01.2022.
Истец отказался знакомиться с указанным распоряжением №2-р, о чем 11.01.2022 в 22.05 ч. составлен соответствующий акт, свой отказ работник не мотивировал.
Работодателем в адрес истца составлены уведомления о необходимости предоставления в порядке ст. 193 ТК РФ в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления письменное объяснение о причинах появления на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения №6-ЮГ от 11.01.2022 и №172 от 12.01.2022.
С данными уведомлениями истец Байрамов Г.И. также знакомиться отказался, о чем составлены акты от 11.01.2022 и 12.01.2022.
Байрамов Г.И. в установленный срок письменное объяснение в соответствии со ст. 193 ТК РФ работодателю не представил. Указанное следует из акта от 19.01.2022Ф, составленного должностными лицами Пожарной охраны Республики Татарстан.
Оснований сомневаться в достоверности содержания указанных документов у суда не имеется.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 показал, что во время проверки несения караульной службы дежурной сменой ОП Шигали, установлено, что пожарный Байрамов Г.И. и командира отделения ФИО4 находились на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Когда он зашел, Байрамов Г.И. спал. О происшествии им было доложено директору Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО6
После прибытия заместителя директора ФИО7, начальника ОП ФИО8, они зашли в караульное помещение. Поведение Байрамова Г.И. не соответствовало обстановке, он использовал нецензурную лексику, угрожал, пытался нанести удары. У него была невнятная речь, запах алкоголя, красные глаза. ФИО7 предлагал ему пройти медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения, он отказался.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 показал, что 11.01.2022 его вызвали на работу в связи с тем, что сотрудники Байрамов Г.И. и ФИО4 находились на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Сказать точно, был ли Байрамов Г.И. в состоянии алкогольного опьянения не может, но был запах перегара и красные глаза. Ему предлагали пройти медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения, он отказался.
Таким образом суд приходит к мнению, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка, грубого нарушения трудовых обязанностей – появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, полностью подтверждается материалами дела. Доказательства, опровергающие указанный факт, истцом не представлены.
Вопреки доводам истца ответчиком не нарушена процедура применения дисциплинарного взыскания, от работника запрошено письменное объяснение, по истечении двух рабочих дней составлен акт о непредставлении объяснения, учтена тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Так в материалы дела ответчиком представлены приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности №52-п от 19.01.2022, где изложены обстоятельства произошедшего, служебная характеристика от 14.01.2022, согласно которому Байрамов Г.И. к выполнению своих должностных обязанностей относится недобросовестно, должного внимания и усердия не проявляет. Нормативы по пожарно-строевой подготовке в основном сдает на оценку «удовлетворительно», при этом в нарушение своих обязанностей, совершенствованием профессиональной подготовки не занимается. Свои функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией знает плохо.
Также представлены служебные записки заместителя директора ФИО7, и.о. начальника Казанского отряда ФИО5, описывающие обстоятельства при которых Байрамовым Г.И. был совершен дисциплинарный проступок, его тяжесть. Согласно данным служебным запискам Байрамов Г.И. оказывал психологическое и физическое давление на и.о. начальника Казанского отряда ФИО5, были попытки нанести удары, звучали оскорбления и угрозы в нецензурной форме. В ходе конфликта ФИО7 порвали обмундирование, рукав зимней куртки. Байрамов Г.И. во время несения службы спал в караульном помещении, не реагировал на обращение.
Указанное свидетельствует о соблюдении работодателем установленного порядка и сроков применения дисциплинарного взыскания и, как следствие, наличии у работодателя оснований для увольнения истца по подпункту "б" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Наличие заявления Байрамова Г.И. об увольнении по собственному желанию и проекта приказа об увольнении по инициативе работника не могут служить основанием для признания приказа об увольнении от 19.01.2022 незаконным. Так как директором Пожарной охраны Республики Татарстан ФИО6 на указанное заявление Байрамова Г.И. наложена резолюция «С двухнедельной отработкой. Довести до работника». Следовательно приказ об увольнении Байрамова Г.И. с 13.01.2022 не подписан. Указанное обстоятельство подтверждается также показаниями самого истца, который подтвердил, что 15-16 января 2022 г. он отработал свою смену, был уволен 19 января 2022 г.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что правовых оснований для признания приказа о прекращении трудового договора на основании подп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ незаконным, а также для изменения основания и даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имеется.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Байрамова Газинура Ильнуровича к государственному казенному учреждению Республики Татарстан «Пожарная охрана Республики Татарстан» о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора, изменения основания и даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Атнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ф. Назмиев