дело № 5-663/2022
24RS0041-01-2022-001968-54
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 мая 2022 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., при секретаре Логиновой А.И., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении:
А1, родившейся 00.00.0000 года в Х, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: Х, пер. Майский, Х, проживающей по адресу: Х, работающей, имеющей паспорт гражданина РФ серии 0419 У, выданный 00.00.0000 года ГУ МВД России по Х, 240-006,
УСТАНОВИЛ:
00.00.0000 года А1 являлась участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия – митинга, проходившего в период времени с 15 часов 24 минут до 15 часов 40 минут в Х на площади Революции, расположенной между домами 114 и 116 по Х, не выполнила законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в таком мероприятия, чем нарушила п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 00.00.0000 года N 54-ФЗ. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В связи с изложенным, 00.00.0000 года ст. инспектором ГИАЗ ОП У МУ МВД России «Красноярское» ст. лейтенантом полиции А5 в отношении А1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В судебном заседании А1 и её защитник А6 выразили позицию об отсутствии состава правонарушения, поскольку А1 просто находилась вместе проведения митинга, осуществляя съемку происходящего как журналист, фактически в митинге не участвовала
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установление наличия события административного правонарушения, т.е. действия (бездействия), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (ст. 2 Федерального закона от 00.00.0000 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В соответствии со ст. 4 указанного Закона порядок организации публичного мероприятия предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 6 названного Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно представленной Департаментом общественной безопасности администрации Х информации уведомлений от инициативных групп граждан, политических партий и общественных объединений о проведении 00.00.0000 года каких-либо публичных мероприятий на территории Х не поступало.
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, 00.00.0000 года в период времени с 15 часов 24 минут до 15 часов 40 в Х на площади Революции проходило публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное с органами местного самоуправления. На протяжении митинга граждане выкрикивали лозунги, а также держали в руках в развернутом виде различные плакаты.
Сотрудники полиции предупреждали о недопустимости совершения противоправных действий, поясняли, что данное мероприятие не согласовано с органами местного самоуправления, требовали не допускать нарушений требований Федерального закона от 00.00.0000 года № 54-ФЗ, разъясняя, что в случае, если будет проводиться публичное мероприятие, то лица, принимающие в нем участие, будут привлечены к установленной законом ответственности.
Из материалов дела следует, что 00.00.0000 года А1, находясь на площади Революции Х, расположенной между домами 114 и 116 по Х, являлась участником проходившего с 15 час. 24 мин. до 15 час. 40 мин. публичного мероприятия в форме митинга, не согласованного с органами местного самоуправления, поскольку в период проведения несанкционированного митинга по вышеуказанному адресу А1 находилась среди лиц, участвующих в митинге, тем самым поддерживая своими действиями иных участников публичного мероприятия, несмотря на предупреждения полиции о недопустимости совершения противоправных действий и нарушения требований Федерального закона от 00.00.0000 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
При этом доводы защиты о том, что в момент выдвижения полицией требований о прекращении участия в митинге, фактически исполнить их уже не было возможности, несостоятельны, поскольку согласно имеющимся в деле видеозаписям сотрудники полиции оцепили место проведения митинга гораздо позднее выдвижения требований о необходимости покинуть место проведения митинга.
Следовательно, указанные действия А1 образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вина А1 в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении У от 00.00.0000 года, согласно которому 00.00.0000 года А1, являясь участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде митинга, проходившего в период времени с 15 часов 24 минут до 15 час. 40 мин. в Х, не выполнила законное требование сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии;
- рапортом полицейского ОП У МУ МВД России «Красноярское» от 00.00.0000 года, согласно которому в 16 час. 00 мин. была задержана А1, которая участвовала в несогласованном публичном мероприятии, в связи с чем была доставлена в ОП У МУ МВД России «Красноярское» для дальнейшего разбирательства;
-справкой по лицу на А1 и её паспортом;
-докладной запиской командира ОР ППСП ОП У МУ МВД «Красноярское» майора полиции А4 от 00.00.0000 года об обстоятельствах совершенного правонарушения;
-ответом из департамента общественной безопасности администрации Х, согласно которому уведомлений от инициативных групп граждан, политических партий и общественных объединений о проведении 00.00.0000 года каких-либо публичных мероприятий на территории Х не поступало;
- видеозаписью и фототаблицей.
Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и вина А1 в совершении указанного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в своей в совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что 00.00.0000 года А1 являлась участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия – митинга, проходившего в период времени с 15 часов 24 минут до 15 часов 40 минут в Х на площади Революции, расположенной между домами 114 и 116 по Х, не выполнила законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в таком мероприятия, чем нарушила п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 00.00.0000 года N 54-ФЗ. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Следовательно, в действиях А1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод А1 о том, что она не являлась участником публичного мероприятия, а действовала в качестве журналиста, освещая ход публичного мероприятия, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов (часть 5). На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 6). Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия: 1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации; 2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия; 3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан; 4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи (часть 7).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 00.00.0000 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Как установлено материалами дела, А1, фиксируя ход митинга на видео, не осуществляла профессиональную деятельность журналиста, поскольку не имела редакционного задания на освещения мероприятия, а также отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации.
Находясь среди митингующих лиц, держась с ними за руки (согласно видеозаписи в материалах дела), А1 поддерживала их своим видом и действиями, проявляя с ними солидарность и разделяя их убеждения, соответствующие цели публичного мероприятия.
В силу статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участником публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Вышеуказанные действия А1 в ходе всего публичного мероприятия 00.00.0000 года были характерными для участника публичного мероприятия, а не журналиста, выполняющего задание средства массовой информации по поиску, получению, фиксации информации для такого издания.
Кроме того, журналист, присутствуя на публичном мероприятии, должен следовать установленным Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностям и запретам, к которым в том числе относится обязанность выполнять законные требования сотрудников внутренних дел.
Указаниям сотрудников правопорядка прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии и разойтись А1 не подчинялась, что свидетельствует о невыполнении ею обязанностей, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ, которым должен следовать как участник публичного мероприятия, так и журналист.
Решая вопрос о мере наказания А1, суд учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные, характеризующие личность А1
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность А1, судом не установлено.
Оснований для признания деяния малозначительным и прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ не нахожу.
С учетом характера допущенного А1 нарушения, указанных выше обстоятельств, не нахожу оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать А1, родившуюся 00.00.0000 года в Х, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф перечислить на имя получателя: УФК по Красноярскому краю (ГУ МВД России по Красноярскому краю), ИНН 2466050868, КПП 246601001, счет 40102810245370000011, Банк получателя платежа ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск, номер счета получателя 03100643000000011900, БИК 010407105, ОКТМО 04701000, код бюджетной классификации 18811601201019000140, УИН 18880424221020009076, наименование платежа: штраф по постановлению Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 мая 2022 года.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Копия верна.
Судья А.В. Черных