Советский районный суд г. Махачкалы
УИД 05RS0038-01-2023-004645-45
Дело №2-4779/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2024 года по делу №33-508/2024 (33-9403/2023)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Гасановой Д.Г. и Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 июля 2023 года по иску Гаджиломарова Башира Узеровича к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов РД об обязании Администрации «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Гаджиломарову Баширу Узеровичу, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гаджиломарова Башира Узеровича, <дата> года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., судебная коллегия
установила:
Гаджиломаров Б.У. обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов РД об обязании администрации МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Гаджиломарову Баширу Узеровичу, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гаджиломарова Башира Узеровича, <дата> года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, указав в обоснование иска, что постановлением администрации г. Махачкалы от 03.09.2014 № «Об утверждении протокола жилищной комиссии при Администрации г. Махачкалы» он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г. Махачкала, поскольку принят на учет <дата>.
В настоящее время Гаджиломаров Башир Узерович собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах.
Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, администрацией г. Махачкалы Гаджиломарову Б.У. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
На основании изложенного, просит суд обязать администрацию МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Гаджиломарову Баширу Узеровичу, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гаджиломарова Башира Узеровича, <дата> года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 21 июля 2023 года постановлено:
«Исковые требования Гаджиломарова Башира Узеровича (<дата> года рождения; паспорт серии № №) к Администрации ГОсВД «город Махачкала» (ИНН-№, ОГРН №), Министерству финансов РД (ОГРН №), третьим лицам Министерству образования и науки РД (ОГРН №) и МКУ «Управление по жилищным вопросам» г. Махачкалы (ИНН №) об обязании администрации МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Гаджиломарову Баширу Узеровичу, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гаджиломарова Башира Узеровича, <дата> года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений – удовлетворить.
Обязать администрацию МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Гаджиломарову Баширу Узеровичу, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гаджиломарова Башира Узеровича, <дата> года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» Сулейманова Р.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение и об отказе в удовлетворении иска.
Он указывает, что решение суда в части обязания Администрации предоставить Гаджиломарова Б.У. вне очереди благоустроенное жилое помещение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм процессуального и материального права.
Суд, возлагая на администрацию города Махачкалы обязанность о предоставлении Гаджиломарову Б.У. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, не принял во внимание положения ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Решением суда нарушаются права и свободы остальных первоочередников данной категории граждан, состоящих на учете, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и требованиям ст. 57 Жилищного Кодекса РФ.
Кроме того, при принятии решения судом не исследовался вопрос возможности проживания Гаджиломарова Б.У., в раннее занимаемом жилом помещении, не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.
Вывод суда о том, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений является необоснованным, поскольку полностью противоречит установленным законодательством условиям и порядку обеспечения жильём лиц указанной категории.
Обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведённых республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.
Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объёма бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о месте жительства истца, т.к. место жительства может не совпадать с местом регистрации лица.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо не явились, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Гаджиломарова Б.У.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям ст. закона, бюджетом Республика Дагестан на 2020 год, и на плановый период 2021 и 2022 годов год предусмотрены средства на обеспечение жильем 40 человек, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах предоставляемых органам местного самоуправления субвенций из соответствующих субъектов, несостоятельны.
Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.
Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве Гаджиломарова Б.У. и возможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельны, т.к. постановлением главы администрации г.Махачкалы от 03.09.2014 г. №№ последний принят на учет, как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается, и какие – либо доказательства о возможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.