Решение по делу № 8Г-7812/2021 [88-8970/2021] от 05.05.2021

Дело № 88 – 8970/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                                                15 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего        Давыдовой Т.И.,

судей                        Грудновой А.В., Зеленовой Е.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6009/2020 по иску Сидорова Валерия Николаевича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о выплате денежных средств, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Сидорова Валерия Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Баубуз С.Н., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сидоров В.Н. обратился с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» (далее по тексту - ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области») о возложении обязанности по производству выплаты ему 75 000 руб., установленной Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований Сидоров В.Н. сослался на то, что являясь участником боевых действий в районе острова Даманский, имевших место в марте 1969 года, имеет право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, и получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Полагая, что относится к числу лиц, указанных в подпункте 1 пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», имеющих право на получение единовременной выплаты, он обратился в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» с соответствующим заявлением, однако получил необоснованный отказ, по мотиву того, что выплата участникам боевых действий по защите Отечества в послевоенный период, на которых распространены статус и льготы ветеранов Великой Отечественной войны, к числу которых он относится, Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации» не предусмотрена.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 декабря 2020 года на ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» возложена обязанность выплатить Сидорову В.Н. единовременную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в размере 75 000 руб., в удовлетворении в остальной части отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 марта 2021 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 декабря 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований Сидорова В.Н. о возложении на ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» обязанности произвести единовременную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 в размере 75 000 руб., по делу принято в указанной части новое решение об отказе Сидорову В.Н. в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Сидоров В.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного.

Истец Сидоров В.Н. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, Сидоров В.Н., <данные изъяты>, является участником боевых действий в районе острова Даманский, имевших место в марте 1969 года.

11 декабря 2012 года Военным комиссариатом Свердловской области Сидорову В.Н. выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Сидоров В.Н. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» с заявлением о назначении ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Письмом от 27 марта 2020 года № 3749 Сидорову В.Н. отказано в получении единовременной выплаты, с указанием на то, что выплата участникам боевых действий по защите Отечества в послевоенный период, на которых распространены статус и льготы ветеранов Великой Отечественной войны, к числу которых относится Сидоров В.Н., Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» не предусмотрена, поскольку он не принимал непосредственного участия в боевых действиях в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что Сидоров В.Н. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» не содержит указания на ограничение круга лиц, имеющих право на выплату, только лицами, непосредственно проходившими военную службу и принимавшими участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» обязанности выплатить Сидорову В.Н. единовременную выплату в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда суд первой инстанции, исходил из того, что Сидоровым В.Н. не подтверждены обстоятельства нарушения каких-либо личных неимущественных прав, в том числе факт причинения вреда его здоровью вследствие неправомерных действий ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области».

Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности произвести Сидорову В.Н. единовременную выплату, не согласилась. Отменяя решение суда в данной части и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», расширительному толкованию не подлежит и включает только конкретный перечень граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; участники боевых действий в районе острова Даманский, имевших место в марте 1969 года, к данному кругу лиц не относятся; наличие у Сидорова В.Н. удостоверения участника Великой Отечественной войны свидетельствует о распространении на него льгот, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», но не является основанием для выплаты ему единовременной компенсации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100, поскольку круг лиц, на которых распространяет свое действие данный Указ, четко определен, приравненные по социальным льготам к участникам Великой Отечественной войны граждане, непосредственно к такой целевой категории не относятся, в связи с чем пришел к выводу об отказе Сидорову В.Н. в удовлетворении исковых требований.

Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы Сидорова В.Н. о том, что он имеет удостоверение единого образца, как участник Великой Отечественной войне без указания цифр 1941-1945 года; ни в Указе Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 06 марта 2020 года № 241 «Об утверждении правил осуществления ежегодной выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне» не содержатся указаний об ограничении круга лиц, имеющих право на ежегодную выплату и выплату только лицам, которые непосредственно принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, не могут являться основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 по 1945 год.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что Сидоров В.Н. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьями 14 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Обращаясь в суд о возложении обязанности выплатить 75 000 руб., предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сидоров В.Н. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно статье 2 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов относятся не только лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.

Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.

Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 апреля 2006 года № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а – и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 года № 1051-О-О и другие).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату в размере 75 000 руб. гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей.

Также определено Указом, произвести выплату ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 руб.

Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100, определен перечень лиц, на которых он распространяет свое действие, истец не относится к числу лиц, указанных в Указе, в том числе, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ссылки истца в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.

Апелляционное определение соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова Валерия Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-7812/2021 [88-8970/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Сидоров Валерий Николаевич
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Свердловской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Давыдова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
15.06.2021Судебное заседание
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее