Решение по делу № 33-4651/2017 от 06.07.2017

Судья Коданева Я.В.      Дело № 33-4651/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2017 года, по которому

признаны незаконными действия ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по приобщению заявления Прейзендорф Н.Н. от 01.12.2014 о предоставлении Прейзендорф И.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 к начатой ранее процедуре предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 03.12.2013г.

Признано незаконным приобщение заявления на получение путевки на санаторно- курортное лечение от 01.12.2014 к начатой ранее процедуре предоставления путевки по заявлению на получение путевки на санаторно-курортное лечение от 03.12.2013.

Обязано Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми начать административную процедуру в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления Прейзендорф Н.Н. от 01.12.2014 о предоставлении Прейзендорф И.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 и с учетом даты подачи данного заявления.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Прудниковой Н.А., законного представителя истицы Прейзендорф Н.Н., судебная коллегия,

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, по которому:

«Отказать Прейзендорф Н.Н., действующей в интересах ребенка-инвалида Прейзендорф И.С. в удовлетворении требований к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконными действия ГУ РО ФСС РФ по РК по приобщению заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение от 01.12.2014г. к ранее начатой процедуре предоставления путевки по заявлению от 03.12.2013г.; о возложении обязанности начать административную процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году на основании заявления от 01.12.2014г.»

Председательствующий:

Судьи:

.

установила:

Прейзендорф Н.Н., действуя в интересах ребенка-инвалида Прейзендорф И.С., обратилась в суд с иском к ГУ РО ФСС РФ по РК о признания решения незаконным, возложении обязанности начать процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение. Требования мотивированы незаконностью приобщения ответчиком заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение от 01.12.2014 к начатой ранее процедуре предоставления путевки от 03.12.2013. После получения санаторно - курортной путевки по заявлению от 03.12.2013 и лечения в санатории с 03.06.2016 по 23.06.2016, административные процедуры по заявлению от 01.12.2014 не начинались. По мнению истца данные действия ответчика незаконны и прямо противоречат п. 58 Административного регламента. Считает, что после поступления ее заявления от 01.12.2014 с дополнительными необходимыми документами и копиями ему должен был быть присвоен порядковый номер и начата административная процедура по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение на 2015. Указано, что действующее законодательство не исключает право гражданина на ежегодную подачу заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – РО ФСС РФ по РК ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения со ссылкой на нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Прейзендорф И.С., <Дата обезличена> года рождения, является ребенком - инвалидом и в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в санаторно-курортном оздоровлении.

01.12.2014г. законный представитель Прейзендорф И.С. - Прейзендорф Н.Н. обратилась в ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми с заявлением об обеспечении санаторно-курортной путевкой в 2015 году.

Поскольку на момент обращения с заявлением от 01.12.2014 Прейзендорф И.С. уже состояла в очереди Регионального отделения Фонда для получения путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 03.12.2013 (административная процедура по предоставлению государственной услуги была начата, в декабре 2015) Региональное отделение Фонда принятое и зарегистрированное заявление Прейзендорф И.С. от 01.12.2014 (per. № 7592л) приобщило к заявлению от 03.12.2013г.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан; Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 №271н, которым утвержден Административный регламент предоставления гражданам государственной социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, и исходил из того, что гражданин, имеющий право на обеспечение санаторно-курортным лечением, вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение каждый год до 01 декабря текущего года вне зависимости от того исполнена предыдущая заявка на санаторно-курортное лечение или нет, что влечет за собой начало новой административной процедуры.

При этом доводы ответчика о том, что гражданин не может быть поставлен в очередь по повторному заявлению при наличии действующей процедуры, т.е. истец с заявлением по предоставлению путевки может обратиться только после обеспечения санаторно-курортной путевкой по ранее направленному заявлению, суд признал несостоятельными.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

В силу п. 10.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Следовательно, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с доводами ГУ РО ФСС РФ по РК о том, что если административная процедура уже начата, а государственная услуга не предоставлена в полном объеме, то оснований для начала новой административной процедуры по той же государственной услуге не имеется.

Заявление Прейзендорф Н.Н. в интересах ребенка-инвалида Прейзендорф И.С. от 01.12.2014г. было принято и зарегистрировано в установленном порядке, заявителю сообщено о регистрации заявления с указанием даты и регистрационного номера.

Таким образом, Фондом выполнены требования действующего законодательства и у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконными действия ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по приобщению заявления Прейзендорф Н.Н. от 01.12.2014 о предоставлении Прейзендорф И.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 к начатой ранее процедуре предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 03.12.2013г. и возложении обязанности начать новую административную процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанций установлены неправильно, а также неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, по которому:

«Отказать Прейзендорф Н.Н., действующей в интересах ребенка-инвалида Прейзендорф И.С. в удовлетворении требований к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконными действия ГУ РО ФСС РФ по РК по приобщению заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение от 01.12.2014г. к ранее начатой процедуре предоставления путевки по заявлению от 03.12.2013г.; о возложении обязанности начать административную процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году на основании заявления от 01.12.2014г.»

Председательствующий:

Судьи:

33-4651/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прейзендорф Н.Н.
Ответчики
ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по РК
Другие
Прокурор г. Сыктывкара
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.07.2017Судебное заседание
19.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2017Передано в экспедицию
13.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее