№2а-321/2020
Судья Мендалиев Т.М. № 33а-3718/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 02 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре Курмангалиевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе Полянской Е.Б. на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 06 августа 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Астраханской области к Полянской Елене Борисовне о взыскании пени по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 4 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Полянской Е.Б. о взыскании пени по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц, в обоснование своих требований указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, как имеющий в собственности здания, расположенные по адресу: <адрес> с 08 августа 2017 года по настоящее время. До настоящего времени обязанность по уплате налога за 2015, 2016, 2017 года не исполнена, в связи с чем ответчику начислена пеня в размере 3632,75 рублей. Также в собственности Полянской Е.Б. имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с несвоевременной оплатой земельного налога за 2015,2016,2017 года в установленные законом сроки начислена пеня в размере 1355,53 рубля. Кроме того, Полянская Е.Б. признана плательщиком транспортного налога, как имеющая в собственности транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года не исполнена, в связи с чем ответчику начислена пеня в размере 1564,29 рублей. Административному ответчику были направлены налоговые уведомления № от 25 августа 2016 года, № от 02 июля 2017 года, № от 27 июля 2018 года. В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов направлено требование № от 29 мая 2019 года об уплате налогов, сбора и пени не позднее 02 июля 2019 года. 12 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области вынесен судебный приказ №2а-3863/2019 о взыскании с Полянской Е.Б. задолженности по налогам и сборам, в связи с поступившими от ответчика возражениями, судебный приказ отменен 16 декабря 2019 года. С учетом изложенного просит взыскать с Полянской Е.Б. пени: по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в размере – 3632,75 рублей; по земельному налогу за 2015, 2016,2017 года в размере – 1355,53 рублей; по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года в размере 1564,29 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области, административный ответчик Полянская Е.Б. не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 06 августа 2020 года административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области удовлетворены. С Полянской Е.Б. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области взысканы пени: по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в размере – 3632,75 рублей; по земельному налогу за 2015, 2016,2017 года в размере – 1355,53 рублей; по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года в размере 1564,29 рублей, а всего 6553,57 рублей. С Полянской Е.Б. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Полянская Е.Б. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения в суд. Кроме того, указывает, что судом не проверен расчет пени, который подлежит взысканию.
На заседание судебной коллегии представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений статей 10, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, административного ответчика Полянскую Е.Б., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно статьям 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности объекты: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статьей 1 Закона Астраханской области от 22 ноября 2002 N 49/2002-ОЗ "О транспортном налоге", принятого Государственной Думой Астраханской области 14 ноября 2002 года, установлены налоговые ставки.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 405, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Полянская Е.Б. является плательщиком транспортного налога за 2015, 2016, 2017 года, поскольку за ней зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № с 16 июля 2007 года по настоящее время, <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с 04 июня 2010 года.
Полянская Е.Б. является собственником земельного участка, с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес> с 08 августа 2007 года по настоящее время.
Обязанность по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015,2016,2017 года, административным ответчиком не исполнена.
За неуплату в установленные законодательством сроки, МИФНС России по № по Астраханской области начислены пени: по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в размере – 3632,75 рублей; по земельному налогу за 2015, 2016,2017 года в размере – 1355,53 рублей; по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года в размере 1564,29 рублей.
В адрес Полянской Е.Б. налоговым органом направлены уведомления № от 25 августа 2016 года об уплате налога в срок не позднее 01 декабря 2016 года, № от 02 июля 2017 года об уплате налога в срок не позднее 01 декабря 2017 года, № от 27 июля 2018 года об уплате налога в срок не позднее 03 декабря 2018 года, которые в установленный срок должником не исполнены.
Налоговым органом должнику направлено требование №13877 от 29 мая 2019 года об уплате налога в срок до 02 июля 2019 года.
12 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области вынесен судебный приказ №2а-3863/2019 о взыскании с Полянской Е.Б. задолженности по налогам и сборам, в связи с поступившими от ответчика возражениями, судебный приказ отменен 16 декабря 2019 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств оплаты пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, требования МИФНС России №4 по Астраханской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Доводы жалобы о пропуске срока для обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей по транспортному налогу являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно материалам дела, в адрес Полянской Е.Б. в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом направлено налоговое уведомление с указанием сроков уплаты по указанному налоговому уведомлению и требование об уплате налогов, до 29 мая 2019 года. Факт направления налогового уведомления и требования об уплате налога подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
С заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС России №4 по Астраханской области обратилась в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поскольку определением мирового судьи судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области от 16 декабря 2019 года судебный приказ от 12 декабря 2019 года отменен, а административный иск направлен в суд 29 апреля 2020 года, в пределах срока, определенного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, то суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного налога и пени по налогу на имущество физических лиц, налоговым органом соблюдена.
При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы порядок расчета пеней по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц судом первой инстанции проверен и признан верным. При проверке правильности исчисленных истцом сумм суд верно исходил из данных, представленных уполномоченным органом. Иных допустимых доказательств, опровергающих суммы пеней, ответчиком суду представлено не было.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено взыскание на основании решения налогового органа задолженности, указанной в требовании № от 29 мая 2019 года, не нашел своего подтверждения, поскольку решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 02 июля 202 года постановление МИФНС России № 4 по Астраханской области № 2896 от 04 октября 2019 года, решение УФНС России по Астраханской области от 09 января 2020 года, на которые ссылается административный истец, признаны незаконными и отменены.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.