Решение от 05.04.2023 по делу № 2-15/2023 от 03.02.2023

                                                                                                                           Дело № 2-15/2023

                                                                                            УИД 88RS0002-01-2022-000111-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2023 года                                                                                                    с. Байкит

Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи                                       Навгиновой В.В..

при секретаре                                                                  Иванченко Н.А.,

с участием

помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края – Фомина М.А.,

представителя материального истца – главы с. Байкит Скребцовой И.О., представителя администрации с. Байкит по доверенности – Варганова В.Н.,

ответчика- Лобановой Ирины Геннадьевны

представителя третьего лица - Байкитского сельского Совета депутатов по доверенности Головиной Н.А.,

представителя третьего лица – МАУ с. Байкит «Индивидуально-жилищное сотрудничество» Музыкантовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования- сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Шамов В.В. обратился в суд в интересах муниципального образования – село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, бюджетного и трудового законодательства в муниципальном образовании с. Байкит. По результатам проверки установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон об органах местного самоуправления) к вопросам местного значения отнесено, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, а Уставом с. Байкит (в действующей редакции) к вопросам местного значения отнесено в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч.1 ст.8).

В силу норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обосновывает свои требования тем, что в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; порядок формирования, полномочия, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава; расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации; управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов; полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 16 Закона о местном самоуправлении).

Согласно ч. 17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, на постоянной основе может работать - 1 депутат.

Статья 2 Закона о местном самоуправлении предусматривает, что депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, является председатель представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 23, ст. 24 Устава с. Байкит представительный орган состоит из десяти депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в одном десятимандатном округе сроком на 5 лет. Редакция Устава с. Байкит, действовавшая до 19.11.2018 г., содержала аналогичные положения в части численности депутатского корпуса. Представительный орган самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Организацию деятельности представительного органа в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. Председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, председатель представительного органа является депутатом, - замещающим должность председателя представительного органа на постоянной основе.

Решением представительного органа с. Байкит – Байкитский сельский Совет депутатов (далее по тексту - БССД) от 11.04.2019 № 5-46 депутат Лобанова Ирина Геннадьевна избрана председателем БССД из состава депутатов 5 созыва.

29.04.2019 г. в соответствии с решением БССД от 29.04.2019 г. № 5-48 Лобанова И.Г. вступила в должность председателя БССД.

Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.11.2021 г. по делу № 66а-1245/2021 состав БССД, избранный на муниципальных выборах 09.09.2018 г., признан неправомочным. Определение вступило в законную силу со дня принятия.

Следовательно, полномочия депутатов БССД, избранных на муниципальных выборах 09.09.2018 года, прекращены с 19.11.2021 года.

Согласно требованиями ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 26.06.2008 N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" предусматривается перечень гарантий для депутата. Для депутатов представительного органа, полномочия которого признаны прекращенными досрочно, в том числе по решению суда, гарантии осуществления депутатских полномочий не предоставляются.

Полномочия председателя БССД в части осуществления руководства юридическим лицом (исполнительно распорядительные, административно-хозяйственные) - муниципальным казенным учреждением «Байкитский сельский Совет депутатов» являются вытекающими из полномочий депутата.

Проверкой установлено, что председатель БССД Лобанова И.Г. 19.11.2021 года присутствовала на оглашении вышеуказанного определения апелляционного суда. При этом в дальнейшем свои полномочия как депутата, а равно как председателя БССД не сложила, и с 19.11.2021 года по дату обращения в суд с настоящим иском продолжала осуществлять деятельность в данной сфере и получать соответствующее денежное содержание.

17.12.2021 года в адрес главы с. Байкит Управлением территориальной политики администрации Губернатора Красноярского края направлено разъяснительное письмо, которое главой села перенаправлено 12.01.2022 года в БССД. Никакие меры по исполнению требований закона не принято.

Расходы на содержание представительного органа несет муниципальное образование -село Байкит, эти расходы отнесены на бюджет поселения. Включение расходов на денежное содержание (предоставление соответствующих гарантий депутату представительного органа, осуществляющему свою деятельность на постоянной основе) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, не предусмотрено законом. Вместе с тем, фактически указанные расходы с учетом уточнений исковых требований произведены Лобановой с ноября 2021 года по 17.05. 2022 года.

Уставом с. Байкит, действующими муниципальными нормативно- правовыми актами, регулирующими деятельность БССД, не предусмотрено осуществление выплат денежного содержания депутату после прекращения полномочий избранного состава депутатов представительного органа.

Согласно п.4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 136 БК РФ муниципальные образования, указанные в данной норме Кодекса, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 22 Устава с. Байкит структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган – Байкитский сельский Совет депутатов; глава сельского поселения – Глава села Байкит; администрация - Администрация села Байкит; контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 59 Устава разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет администрация. Порядок и сроки разработки проекта бюджета сельского поселения, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сельского поселения, утверждаемым представительным органом.

В соответствии с Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании с. Байкит», утвержденного Решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26.12.2018 года № 309 полномочия участников бюджетного процесса устанавливаются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Составление проекта бюджета сельского поселения осуществляет Администрация сельского поселения.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию.

Осуществление выплат, не предусмотренных действующим законодательством, причиняет ущерб муниципальному образованию с. Байкит. В соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства бюджету села Байкит причинен ущерб, размер которого с учетом уточненных исковых требований, оставляет 492072, 46 руб. Ссылаясь на положения ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, считает, что муниципальному образованию – с. Байкит причинен материальный ущерб.

Согласно п.11-12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, полагает, что в связи с признанием неправомочным состава депутатов БССД 5 созыва с 19.11.2021 г., Лобанова И.Г. утратила статус депутата и, соответственно, статус председателя БССД. Осуществление Лобановой И.Г. функций депутата - председателя представительного органа Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва после прекращений полномочий депутата и получение ею денежного вознаграждения федеральным законодательством, Уставом с. Байкит не предусмотрено. В этой связи получение ею денежного содержания, противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и явилось следствием причинения материального ущерба муниципальному образованию – с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края. С учетом уточненного размера иска просил взыскать с Лобановой И.Г. в бюджет муниципального образования –село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края причиненный ущерб в виде неправомерного получения ежемесячного денежного вознаграждения за период с 20.11.2021 г. по 17.05.2022 г. в размере 492072, 46 руб.

В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края – Фомин М.А. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал полностью, размер уточненной цены иска также поддержал в полном объеме, пояснив, что после прекращения статуса депутата право на получение денежного вознаграждения Лобановой И.Г. действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем получению ею в оспариваемый период ежемесячно денежного вознаграждения нарушило требования федерального законодательства. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Лобанова И.Г. иск не признала в полном объеме, пояснила, что Байкитский сельский Совет депутатов является юридическим лицом, что не оспаривается сторонами и о чем указано в статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Согласно выписке ЕГРЮЛ лицом, которое может выступать от имени юридического лица, является председатель, о чем указано в Положении о представительном органе. Юридическое лицо – это представительный орган, который не может быть разделен на Совет депутатов и на аппарат, то есть является одним целым юридическим лицом. Апелляционным определением от 19.11.2021 г. признан неправомочным состав депутатов, но не председатель представительного органа. Так как в Уставе села не закреплены основание и порядок снятия полномочий председателя, в связи с этим она продолжала осуществлять свою деятельность как выборное должностное лицо, до вступления в должность нового председателя представительного органа. Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что лицо, замещающее муниципальную должность – это депутат. Считает, что председатель является как депутатом, занимающим должность, так и должностным лицом. Регламент БССД не является нормативным правовым актом села, имеющим высшую юридическую силу, так как этим НПА является Устав села, в котором не определен срок полномочий председателя Совета депутатов. Считает позицию прокуратуры противоречащей Федеральному закону № 131-ФЗ. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, о чем установлено в п. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Нормативно-правовые акты местного самоуправления не требуют от председателя Совета немедленного сложения полномочий председателя после прекращения полномочий депутата. По её мнению не будет являться нарушением, в том числе бюджетным, продолжение осуществления полномочий председателя Совета как должностного лица местного самоуправления, с получением оплаты труда до вновь избранного председателя или до первого заседания Совета депутатов в правомочном составе, на котором в обязательном порядке должен быть избран председатель. Выбор определения полномочий председателя и его досрочное прекращение полномочий остается за коллегиальным органом. Таким образом, председатель избирается из состава депутатов и по окончании срока исполнения полномочий председателя, не всегда остается депутатом, но продолжает исполнять полномочия, в соответствии с установленными положениями Устава муниципального образования, что не противоречит законодательству. Решение апелляционного суда (Новосибирск) о признании неправомочным Совета депутатов является основанием для назначения дополнительных или досрочных выборов в период с 19.11.2021 г. по 18.05.2022 г. С начала работы выборного органа местного самоуправления шестого созыва досрочно прекращены полномочия представительного органа пятого созыва. В соответствии с Законом Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий…» гарантии предусматриваются Уставом муниципального образования. Уставом села Байкит не предусмотрено прекращение выплат денежного содержания должностному лицу при признании неправомочным состава Совета депутатов, что не противоречит федеральному и региональному законодательству. Просила в иске отказать.

Свои возражения приобщила к материалам настоящего гражданского дела.

Глава с. Байкит Скребцова И.О., с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, мотивируя следующим.

На основании кассационного определения от 10.01.2023 г. Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Администрация с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края признана материальным истцом по настоящему гражданскому делу, которым установлены значимые для правильного разрешения данного дела обстоятельства: БССД- является представительным органом местного самоуправления с. Байкит, является юридическим лицом (что не запрещено законом), зарегистрированным с 24.06.2005 г. в форме муниципального казенного учреждения и имеет в своем оперативном управлении обособленное муниципальное имущество, имеет аппарат, состоящий из муниципальных служащих, призванный осуществлять обеспечение деятельности Совета, возглавляется Председателем Совета, избираемым депутатами Совета из своего состава. Полномочия Председателя могут исполнять заместителем Председателя, также избираемым депутатами из своего состава. Федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами руководство Советом и как представительным органом и как юридическим лицом предусмотрено только Председателем Совета, а в случае его отсутствия – заместителем.

С 29 апреля 2019 года Председателем Совета являлась Лобанова И.Г. на основании решения № 5-48. Глава с. Байкит на основании Устава села исполняет полномочия главы местной администрации, не вправе быть депутатом Совета, не вправе распоряжаться имуществом и денежными средствами, находящимися в ведении Совета.

19.11.2021 г. апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции состав Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва признан неправомочным. При этом судом не принималось решение о ликвидации БССД как юридического лица, не решался вопрос об отстранении Лобановой И.Г. от осуществления руководства БССД как юридическим лицом. Признание неправомочным состава не означает прекращения деятельности юридического лица, не является основанием для прекращения трудовой деятельности муниципальных служащих и увольнения из аппарата БССД, в ведении БССД остались функции печатного органа с. Байкит и ведения официального сайта с. Байкит, прекращение их действия означало бы нарушение действующего законодательства о нарушении прав граждан на получение информации о действиях органов публичной власти с. Байкит, существовала угроза имуществу, исполнение требований ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При обращении за консультацией к действующему на тот период заместителю прокурора Эвенкийского района Красноярского края, прокурор, ссылаясь на ч. 3 ст.53 ГК РФ указал, что отказ Лобановой И.Г. от осуществления полномочий по руководству Советом до вступления в должность вновь избранного председателя Совета будет являться нарушением принципа добросовестности и разумности в деятельности руководителя учреждения. В связи с этим Лобанова И.Г. должна была исполнять свои полномочия до избрания нового председателя и вступления его в должность. Она являлась должностным лицом местного самоуправления в силу закона, что подтверждено решением Байкитского районного суда от 20.04.2021 г., следовательно, на неё распространяется ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, то есть её полномочия прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. В Уставе села на период признания неправомочным состава БССД пятого созыва и о прекращения полномочий Лобановой И.Г. отсутствовали указания на возможность досрочного прекращения полномочий председателя Совета, такие указания содержатся в Регламенте БССД. Прокурор в иске ссылается на бюджетные нарушения, однако прокуратура в силу Бюджетного кодекса РФ не является органом, уполномоченным проводить бюджетные контрольные мероприятия. В иске прокурор также ссылается на мнение начальника Управления территориальной политики Губернатора Красноярского края, выраженное в письме от 17.12.2021 г., согласно которому, по мнению Богданова В.Д. прекращение полномочий депутатов 5 созыва БССД влечет прекращение полномочий и председателя Совета. Также считает, что ни Управление территориальной политики, ни его начальник не уполномочены на толкование закона и судебных актов, а также разъяснения порядка их исполнения, таким правом наделены только суды. Следовательно, В.Д. Богданов, направляя такое письмо, вышел за пределы своих полномочий, а процессуальный истец безосновательно ссылается на его мнение. Считает, что фактов недобросовестности исполнения Лобановой И.Г. своих обязанностей не установлено, ни одно принятое ею решение не обжаловано. Полагает иск прокуратуры необоснованным, поданным не в интересах муниципального образования. Просила в иске отказать.

Представитель администрации с. Байкит Варганов В.Н. полностью поддержал позицию главы с. Байкит, дополнительно пояснив, что в случае взыскания с Лобановой И.Г. требуемых прокурором сумм, в бюджет муниципального образования невозможно будет возместить расходы, понесенные на уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Считает, что Лобанова И.Г., осуществляя управленческо-распорядительные функции руководителя юридического лица – МКУ с. Байкит «БССД», являлась должностным лицом органа местного самоуправления, и за осуществление этой деятельности имела право на получение денежного содержания. В соответствии со ст. 1109 ГК РФ полученная Лобановой И.Г. оплата взысканию не подлежит. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица- Байкитского сельского Совета депутатов – Головина Н.А. исковые требования поддержала, пояснив, что Устав с. Байкит регламентирует деятельность представительного органа местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования -это постоянно действующий выборный орган местного самоуправления с. Байкит, наделенный представительными, нормотворческими и контрольными полномочиями. Это коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и является формой осуществления населением через органы местного самоуправления своей власти. Руководителем юридического лица – МКУ «БССД» может являться лицо, избранное председателем из числа избранных депутатов. Руководителем может являться только действующий председатель представительного органа. Решением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции 19.11.2021 г. прекращены полномочия представительного органа, и соответственно, прекращены полномочия его председателя. Исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица – МАУ с. Байкит «Индивидуально-жилищное сотрудничество» (далее- Учреждение) Музыкантова В.В. пояснила, что состоит на должности главного бухгалтера данного учреждения. На основании договора на бухгалтерское обслуживание, заключенное между ИЖС и БССД, Учреждение осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности БССД, в том числе начисление и перечисление заработной платы работникам БССД. Денежное вознаграждение Лобановой И.Г. как председателю БССД начислялось и выплачивалось на основании соответствующего решения БССД. Решение пятого апелляционного суда о признании неправомочным состава депутатов БССД 5 созыва, как и решение о прекращении начисления и выплаты Лобановой И.Г. указанных денежных средств в Учреждение не поступало. Самостоятельно прекратить начисления и выплаты Учреждение не имеет право. В Учреждение была представлена доверенность на использование ЭЦП и карточка подписей на право первой подписи документов БССД, в том числе платежных и иных документов. Этим правом наделялась Лобанова И.Г. как председатель БССД и консультант-юрист БССД. В случае переплаты заработной платы бухгалтерия производит перерасчет и обращается в налоговый орган о возврате излишне уплаченных налога на доходы физических лиц и обязательных взносов. Случаи возврата этих налогов и взносов в связи с возмещением ущерба, в практике Учреждения отсутствуют. Оставила разрешение вопроса относительно заявленного иска на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат - член представительного органа поселения;

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно частям 1-3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

На основании положений статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (ч. 2).

Представительный орган сельского поселения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (ч.9).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава (ч.14).

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов (ч. 15 ст. 35).

Согласно ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе может работать 1 депутат, если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек.

Согласно Уставу села Байкит, принятому Решением Собрания представителей муниципального образования с. Байкит от 30 декабря 2004 г. (с изменениями от 28 июня 2018 года № 4-187 и 19 ноября 2018 г. № 5-13) местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через муниципальные выборы органами местного самоуправления (ст. 5); структуру органов местного самоуправления сельского поселения: представительный орган- Байкитский сельский Совет депутатов, глава сельского поселения – Глава села Байкит, администрация – Администрация села Байкит, контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сельского поселения (ст. 22 Устава).

Согласно ст. ст. 23 24 Устава с. Байкит представительный орган состоит из десяти депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в одном десятимандатном округе на 4 года (в редакции, действовавшей до 19 ноября 2018 года) (т.3 л.д. 26) и на 5 лет (в редакции с 19 ноября 2018 года) (т. 1 л.д. 85).

Организацию деятельности представительного органа в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель представительного органа, избранный этим органом из своего состава. Председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Председатель представительного органа руководит работой представительного органа, организует процесс подготовки и принятия муниципальных актов представительного органа, издает и подписывает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Статья 9 Положения о представительном органе местного самоуправления с. Байкит – Байкитском сельском Совете депутатов также дублирует перечень полномочий председателя представительного органа, установленных Уставом села и дополнительно включает следующие полномочия Председателя: назначает на должность и освобождает от должности сотрудников аппарата Совета депутатов в соответствии с действующим законодательством; открывает и закрывает расчетные и текущие счета Совета депутатов.

В судебном заседании установлено, что 09 сентября 2018 года состоялись очередные муниципальные выборы депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва.

Решением избирательной комиссии муниципального образования села Байкит Эвенкийский район, Красноярский край, от 11.09.2018 г. № 34/145 выборы депутатов БССД пятого созыва признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными. Установлено, что в Байкитский сельский Совет депутатов пятого созыва избрано 10 депутатов, в числе которых - Лобанова И.Г., зарегистрированная депутатом БССД решением указанной избирательной комиссии от 19 сентября 2018 года № 36/160, и ей выдано удостоверение об избрании её депутатом (т.1 л.д. 211-212).

Решением Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва от 11 апреля 2019 № 5-46 Лобанова И.Г. избрана председателем данного представительного органа из числа депутатов этого представительного органа (т.1 л.д. 210).

На основании Решения БССД 5 созыва от 29 апреля 2019 г. № 5-48 датой вступления Лобановой И.Г. в должность Председателя Байкитского сельского Совета депутатов считается 29 апреля 2019 года (т.1 л.д. 12).

В силу ч. 16, ч. 17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Аналогичные положения о прекращении полномочий представительного органа сельского поселения, депутата представительного органа муниципального образования – сельского поселения с. Байкит закреплены в пункте 2 части 1 статьи 26, п.9 ч. 5 ст. 36 Устава с. Байкит (т.1 л.д. 87, 92), что опровергает доводы ответчицы и представителей материального истца об отсутствии в Уставе села положений, определяющих наименование, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, в том числе положений о прекращении полномочий председателя представительного органа.

Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит Эвенкийского автономного округа от 06.05.2005 № 5 (в ред. от 26.12.2018 № 5-27) утвержден Регламент Байкитского сельского Совета депутатов (далее - Регламент), статья 26 которого также закрепляет полномочия председателя Совета депутатов, аналогичные полномочиям, установленным Уставом с. Байкит, в том числе порядок избрания и прекращения полномочий.

Согласно п. 26.2 ст. 26 Регламента полномочия Председателя Совета депутатов прекращаются одновременно с прекращением депутатских полномочий.

Статьей 28 Регламента установлено, что Председатель Совета депутатов досрочно прекращает свои полномочия в случае добровольного сложения, а также в случаях, предусмотренных для досрочного прекращения полномочий депутата (т.1 л.д. 132, 134).

В судебном заседании ответчик подтвердила, что со дня избрания её председателем Байкитского Совета депутатов– представительного органа местного самоуправления, она выполняла полномочия руководителя юридического лица - муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов». При этом подтвердила, что в соответствии со ст. 37 Устава с. Байкит, ст. 17 Положения о БССД смета расходов Совета депутатов является самостоятельной частью бюджета с. Байкит, утверждается решением Совета депутатов, где ежегодно закладывается фонд для выплаты денежного вознаграждения председателю представительного органа. Ей как выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выплачивалось ежемесячное денежное вознаграждение, в соответствии с постановлением Совета Администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-П «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих».

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года по делу № 66а-1245/2021 по административному исковому заявлению Тыняновой Т.М. о признании неправомочным состава Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, отменено решение первой инстанции и принято новое решение по делу.

Данным решением признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, избранный на муниципальных выборах 09 сентября 2018 года.

Апелляционное определение вступило в законную силу со дня его принятия.

В судебном заседании установлено и не отрицалось ответчицей, что она присутствовала при рассмотрении дела Пятым апелляционным судом общей юрисдикции и при оглашении данного апелляционного определения 19 ноября 2021 года.

Таким образом, в силу вышеперечисленных норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и нормативно-правовых актов муниципального образования – сельского поселения село Байкит, полномочия представительного органа муниципального образования – Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва прекращены в связи с признанием неправомочным его состава вышеуказанным решением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции – с 19 ноября 2021 года.

Следовательно, досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ повлекло досрочное прекращение полномочий его депутатов.

На основании ст. 23 Устава с. Байкит представительный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством; расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Байкитский сельский Совет депутатов включен в ЕГРЮЛ, способ образования – создание юридического лица, дата регистрации – 24.06.2005 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Устава с. Байкит, со ст. 4 Положения о Байкитском сельском Совете депутатов, утвержденного Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит Эвенкийского автономного округа от 20.06.2005 г. № 29 ( в ред. от 21.01.2019 № 5-32) (далее- Положение о БССД) Совет депутатов обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением села Байкит, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Совет депутатов, как юридическое лицо, действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, может вести самостоятельный баланс, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, лицевые счета в казначействе и в органах, исполняющих бюджет, печать со своим наименованием и изображением герба, штампы, бланки со своим наименованием.

Должностными лицами представительного органа - Совета депутатов являются: Председатель, заместитель Председателя, председатели постоянных комиссий Совета депутатов.

Содержание статьи 4 Положения о БССД полностью соответствует положениям статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

В соответствии с п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Байкитский сельский Совет депутатов, являясь представительным органом местного самоуправления, одновременно зарегистрирован в качестве юридического лица и имеет организационно-правовую форму – муниципальное казенное учреждение.

Согласно штатному расписанию данного юридического лица, утвержденному Распоряжением Байкитского сельского Совета депутатов от 21 сентября 2020 № 38-ОД, должность руководителя данного юридического лица не предусмотрена.

В данном учреждении принято и действует Положение об оплате труда муниципальных служащих Байкитского сельского Совета депутатов (утв. Распоряжением Председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 21 сентября 2020 № 37-ОД). Данное Положение регулирует вопросы оплаты труда муниципальных служащих юридического лица, включенных в штатное расписание – аппарата Байкитского сельского Совета депутатов: консультанта –юриста- 1 ед; ведущего специалиста – 1 ед.; специалиста 1-ой категории- 1 ед.; специалиста по закупкам- 1 ед.

При этом оплата труда руководителя юридического лица также данным Положением не предусмотрена.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчицей не представлены письменные доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, а также не представлены доказательства, предусматривающие функции и должностные обязанности руководителя юридического лица – муниципальное казенное учреждение «Байкитский сельский Совет депутатов», и правовые основания получения руководителем юридического лица денежного содержания.

Вместе с тем суд также исходит из того, что замещение должности руководителя муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» действительно возможно только путем избрания (статьи 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации), однако в большей мере зависит от получения статуса депутата представительного органа местного самоуправления, что в свою очередь, обусловлено результатами очередных муниципальных выборов.

Байкитский сельский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, постоянно действующим выборным органом местного самоуправления с. Байкит, наделенным представительными, нормотворческими и контрольными полномочиями.

Согласно положениям статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования - коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени, и, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

К компетенции указанного представительного органа местного самоуправления также относятся определение размера вознаграждения председателя этого органа.

В соответствии с Уставом с. Байкит, Положением о БССД руководство деятельностью этого представительного органа осуществляет его председатель – депутат, который не может совмещать свою деятельность в органе местного самоуправления с работой в представительном органе как юридическом лице по трудовому договору.

Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

В случае по настоящему делу депутаты Байкитского сельского Совета пятого созыва и его председатель действовали исключительно как орган местного самоуправления в интересах населения муниципального образования – сельского поселения село Байкит, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях признаков трудовых отношений.

В ходе судебного разбирательства Лобанова И.Г. подтвердила, что она избиралась председателем представительного органа села Байкит 5 созыва именно из состава депутатов, будучи избранной и зарегистрированной депутатом этого созыва. Она также подтвердила, что лицо, не получившее статус депутата представительного органа села Байкит, не может быть избрано председателем этого органа. Также пояснила, что в ЕГРЮЛ нет должности руководитель, а указана должность «Председатель», которое является одним и тем же лицом.

Таким образом, доводы ответчицы, поддержанные представителями материального истца, подтверждают выводы суда о том, что должность председателя представительного органа – Байкитского сельского Совета депутатов является производной от статуса депутата, избранного в установленном законом порядке. При этом право по осуществлению управленческих функций в отношении юридического лица –муниципальное казенное учреждение «Байкитский сельский Совет депутатов» лицо приобретает одновременно с приобретением статуса председателя представительного органа села Байкит.

Лобанова И.Г. в судебном заседании также подтвердила, что до вынесения вышеуказанного решения 19.11.2021 года в Байкитском Совете депутатов осталось только три действующих депутата: она - Лобанова, Костоусов, Тонко.

Следовательно, ввиду досрочного прекращения полномочий Байкитского Совета депутатов 5 созыва - 19.11.2021 года, досрочно прекращены полномочия перечисленных депутатов, в том числе и полномочия Лобановой И.Г. как депутата и, соответственно, как председателя данного представительного органа. Как следствие, с данной даты она утратила и статус руководителя юридического лица- муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов».

ФИО1 и представители материального истца также подтвердили в судебном заседании, что она получала ежемесячное денежное содержание как депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, на основании постановления Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих».

Данные обстоятельства также подтверждаются следующими доказательствами.

Распоряжением председателя Байкитского сельского Совета депутатов И.Г. Лобановой от 23.05.2019 г. № 27-лс на основании Решения Байкитского сельского Совета депутатов от 21.05.2019 № 5-56 «Об утверждении Положения об оплате труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления села Байкит, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» (далее по тексту- Положение) отделу учета и отчетности (бухгалтерии) муниципального казенного учреждения с. Байкит «Содействие» (ныне- МАУ с. Байкит «ИЖС» прим. суда) дано указание производить Лобановой Ирине Геннадьевне, Председателю Байкитского сельского Совета депутатов оплату труда, состоящую из: ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения. На ежемесячное денежное вознаграждение, ежемесячное поощрение подлежат начислению районный коэффициент – 50%, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях 80%.

Данное Положение принято на основании Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», постановления Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года № 512-П «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих», Устава села Байкит и устанавливает порядок и условия оплаты труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании с. Байкит (п. 1.1).

Оплата труда выборных должностных лиц производится в виде денежного вознаграждения и денежного поощрения и является расходным обязательством села Байкит (п.п. 1.2, 1.4 Положения).

Финансирование расходов на оплату труда выборных должностных лиц осуществляется за счет средств бюджета села Байкит Эвенкийского муниципального района (п.3.1 Положения).

Приложением № 1 к данному Положению установлены размеры должностных окладов выборных должностных лиц ОМСУ с. Байкит, в перечень должностей которых включены только 2 (две) должности: Глава села Байкит и Председатель Байкитского сельского Совета депутатов, установлен размер их должностных окладов.

Решениями БССД 5 созыва от 14.11.2019 г. № 5-98 и от 29.04.2020 г. № 5-126 внесены изменения в Положение в части увеличения размеров денежного вознаграждения указанным двум выборным должностным лицам органов местного самоуправления села Байкит с 01.11.2019 г., во исполнение которого председателем БССД 5 созыва Лобановой И.Г. издано Распоряжение от 28.11.2019 г. № 52-А-ЛС об установлении увеличенных размеров денежного вознаграждения председателю БССД.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 26.06.2008 N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, может гарантироваться право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения; замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться компенсация расходов, связанных с осуществлением полномочий.

Согласно ст. 37 Устава с. Байкит лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, устанавливаются гарантии, в числе которых установлено право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения в размере, определяемом муниципальными правовым актами, принятыми в соответствии с законами Красноярского края (т.1 л.д.94).

Как следует из письма начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края от 17.12.2021 г., адресованного главе села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края И.О. Скребцовой, 19.11.2021 года досрочно прекратились полномочия депутатов Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, в том числе его председателя, что влечет за собой также прекращение предоставления муниципальным образованием гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, которые установлены Законом Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае, а также уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 51 Устава села Байкит сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Расходы бюджета сельского поселения регулируются статьей 57 Устава с. Байкит, согласно которой расходы бюджета сельского поселения осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением представительного органа определяются размеры и условия труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет администрация (ст. 59) (т.1 л.д. 105-106).

В соответствии с ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что Лобанова И.Г. в силу ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ являлась депутатом, замещающим должность в представительном органе. Поскольку 19.11.2021 года досрочно прекращены полномочия депутатов пятого созыва БССД, которым являлась также Лобанова И.Г., прекращены полномочия представительного органа. Следовательно, с момента утраты статуса депутата она утратила статус председателя представительного органа.

Выплата денежного вознаграждения депутату, замещающему должность в представительном органе муниципального образования,- председателю представительного органа муниципального образования, после прекращения его полномочий, в том числе после прекращения полномочий представительного органа, в котором этот депутат замещал должность председателя, действующим законодательством не предусмотрена.

В органах местного самоуправления села Байкит существуют только два выборных должностных лица, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе - это Глава села и председатель представительного органа, о чем подтвердили в судебном заседании и ответчица и глава села Скребцова И.О.

Между тем в судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что должность руководителя (председателя) муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» как самостоятельная должность не существует и ежемесячное денежное вознаграждение как таковое руководителю (председателю) этого юридического лица никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Из положений Устава с. Байкит следует, что председатель представительного органа местного самоуправления наделяется только полномочиями по организации деятельности представительного органа местного самоуправления. При этом полномочия руководителя (Председателя) юридического лица – Байкитский сельский Совет депутатов в Уставе не оговорены.

Представленными доказательствами подтверждено и не опровергнуто ответчицей и материальными истцами, что Лобанова И.Г. получала в период с 20.11.2021 г. по 17.05.2022 г. ежемесячное денежное вознаграждение, назначенное ей именно как депутату – председателю представительного органа муниципального образования.

На основании вышеизложенного доводы ответчицы, представителей материального лица, изложенные в ходе судебного разбирательства, являются несостоятельными, и не соответствующими положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Устава с. Байкит и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления сельского поселения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что получение Лобановой И.Г. ежемесячного денежного вознаграждения за период с 20 ноября 2021 года по 17 мая 2022 года, является незаконным.

Кроме того, суд критически оценивает позицию стороны материального истца - Главы села Байкит Скребцовой И.О., представителя администрации села Байкит Варганова В.Н. об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как указано выше в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, с Уставом села Байкит – Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе представляет сельское поселение в отношениях с органами государственной власти, гражданами, организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения (ст. ст. 27, 28, т.1 л.д.88).

Частью 1 ст. 30 Устава села, Положением об администрации села Байкит, утвержденным решением БССД 5 созыва от 21.05.2019 № 5-55 установлено, что администрация села Байкит (далее- Администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным Уставом сельского поселения полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацию возглавляет Глава села Байкит (далее- Глава) (т.1 л.д. 90, т. 2 л.д. 148-151).

Основными функциями Администрации, в том числе является осуществление управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в казне сельского поселения с. Байкит в соответствии с действующим законодательством (п.2.2.6 ст. 2 Положения).

Деятельностью Администрации руководит Глава, который в пределах своей компетенции издает постановления, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории села Байкит юридическими и физическими лицами, а также в рамках задач и функций, определенных для Администрации настоящим Положением: управляет объектами муниципальной собственности; осуществляет контроль над деятельностью муниципальных предприятий и учреждений с. Байкит.

Таким образом, по смыслу вышеперечисленных норм действующего законодательства Глава с. Байкит Скребцова И.О. в силу своего должностного положения, своих полномочий, исходя из общих принципов организации местного самоуправления, обязаны действовать исключительно в интересах муниципального образования, высшим должностным лицом которого она является.

Аналогично должна осуществлять свою деятельность и администрация сельского поселения.

Из позиции Главы с. Байкит Скребцовой И.О. и представителя администрации с. Байкит Варганова В.Н., следует, что она не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ, Уставу с. Байкит и противоречит правам и интересам муниципального образования - сельское поселение с. Байкит.

В силу пунктов 3-4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова", по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности.

Необходимым условием (conditio sine qua non) возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.

При этом наступление вреда непосредственно вслед за определенными деяниями не означает непременно обусловленность вреда предшествующими деяниями. Отсутствие причинной связи между ними может быть обусловлено, в частности, тем, что наступление вреда было связано с иными обстоятельствами, которые были его причиной. Это, во всяком случае касается причинения такого вреда (ущерба), признаки которого оговорены нормами права или из них вытекают применительно к отдельным категориям правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что депутату, замещающему должность в представительном органе – председателю представительного органа муниципального образования, денежное содержание выплачивается за счет средств бюджета муниципального образования, в настоящем случае, за счет средств бюджета муниципального образования – сельское поселение село Байкит.

    В судебном заседании также установлено и не отрицалось ответчицей, что 19 ноября 2021 года она узнала о том, что с этой даты признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета 5 созыва, в число которых она входила, и с этой даты представительный орган данного созыва прекратил осуществлять свою деятельность.

Оценивая действия Лобановой И.Г. с точки зрения добросовестности или недобросовестности, суд исходит из того, что ожидаемое от неё поведение, учитывающее права и законные интересы муниципального образования села Байкит, не должно было противоречить вступившему в законную силу решению Пятого апелляционного суда общей юрисдикции. То есть, действуя добросовестно и разумно, она должна была прекратить осуществлять полномочия председателя представительного органа, в том числе управленческие функции в юридическом лице - муниципальном казенном учреждении «Байкитский сельский Совет депутатов», и соответственно, отказаться от получения денежного вознаграждения, выплачиваемого ей как депутату, замещающему должность в представительном органе, осуществляющему деятельность на постоянной основе. Однако в обход вступившего в законную силу решения суда, в нарушение закона, она, достоверно зная о досрочном прекращении полномочий представительного органа и его депутатов, получив разъяснительное письмо начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края Богданова В.Д. от 17.12.2021 г. (направленное Главой села в БССД 13.01.2022 г.), не предприняла ожидаемых от неё в данной ситуации действий, а, наоборот, в отсутствие действующего представительного органа, в период с 20.11.2021 года по 17.05.2022 года продолжала незаконно осуществлять полномочия председателя этого неправомочного представительного органа и незаконно ежемесячно получать денежное вознаграждение.

Факт получения ответчицей денежного вознаграждения за указанный период подтверждается расчетными листками и платежными поручениями. Окончательный расчет Лобановой И.Г. произведен 17 мая 2022 года.

При этом в расчетных листках, указано: организация - Байкитский сельский Совет депутатов, подразделение - Совет депутатов (Председатель), должность - председатель Байкитского сельского Совета депутатов, что также подтверждает выводы суда о неправомерности получения ею денежного вознаграждения.

Распоряжением председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 17.05.2022 г. № 04-ЛС за подписью Лобановой И.Г. (указано: председатель Байкитского сельского Совета депутатов) «О прекращении полномочий председателя Байкитского сельского Совета депутатов V созыва» Лобанова И.Г. считается прекратившей исполнение полномочий председателя Байкитского сельского Совета депутатов V созыва с 17 мая 2022 года. Отделу учета и отчетности (бухгалтерии) МАУ с. Байкит «ИЖС» дано указание произвести окончательный расчет с Лобановой И.Г. с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 110 календарных дней на основании расчета.

В трудовую книжку Лобановой И.Г. 17.05.2022 года внесена запись о прекращении полномочий председателя БССД с указанной даты, основание: решение Байкитского сельского Совета депутатов от 16 мая 2022 г. № 6-10, распоряжение от 17.05.2022 г. № 04-ЛС.

Таким образом, суд считает установленным, что между неправомерными действиями ответчицы по получению в оспариваемый период денежного вознаграждения и наступлением вредных последствий в виде причинения материального вреда муниципальному образованию – село Байкит имеется прямая причинная связь.

Согласно представленным расчетным листкам, платежным поручениям Лобановой И.Г. выплачено и ею получено:

- за 7 дней ноября 2021 года: с 20 по 30 ноября 2021 года – 24843, 57 руб.;

- за декабрь 2021 года – 72 898,53 руб.;

- за январь 2022 года – 70 983,20 руб.;

- за февраль 2022 года – 70 984, 20 руб.;

- за март 2022 года – 58 076, 61 руб.;

-за апрель 2022 года – 70 406, 88 руб.

В мае 2022 года за период с 01.05.2022 г. по 17.05.2022 г. Лобановой И.Г. выплачено и ею получено: заработная плата – 31 548, 31 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск с 29.04.2020 г. по 18.11.2021 г. – 174 942, 04 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск с 19.11.2021 г. по 17.05.2022 г. – 92 330, 16 руб., а всего: 298 820, 51 руб.

Таким образом, всего Лобановой И.Г. выплачено и ею незаконно получено за период с 20.11.2021 г. по 17.05.2022 г. – 492071, 46 руб., которые подлежат возмещению в бюджет муниципального образования с. Байкит.

При этом доводы ответчицы и Варагнова В.Н. о том, что в случае взыскания с Лобановой И.Г. полученных денежных средств, муниципальное образование не сможет получить обратно в бюджет суммы налога на доходы физических лиц и обязательных страховых взносов, уплаченных МАУ с. «ИЖС» при начислении и выплате денежного вознаграждения Лобановой И.Г. суд также считает ошибочными.

Так, порядок зачета и возврата излишне уплаченных налога на доходы физических лиц и страховых выплат урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, данный вопрос не имеет правового значения при рассмотрении настоящего гражданского дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчицы в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8120 руб. 72 коп.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 20.11.2021 ░░░░ ░░ 17.05.2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 492071 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 46 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8120 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░) ░░░. 72 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░                                             ░. ░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                                                      ░. ░. ░░░░░░░░░

2-15/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование село Байкит
Заместитель прокурора Эвенкийского района
Ответчики
Лобанова Ирина Геннадьевна
Другие
МАУ с. Байкит "Информационно-жилищное сотрудничество"
Байкитский сельский Совет депутатов
Суд
Байкитский районный суд Ставропольского края
Судья
Навгинова Валентина Викторовна
Дело на сайте суда
baykitsky.tur.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.02.2023Передача материалов судье
13.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее