Решение по делу № 2-322/2021 от 01.06.2021

Дело № 2-322/2021

34RS0026-01-2021-000606-13

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего федерального судьи Сулохиной Н.Н.,

при секретаре Степухиной О.М.,

23 июня 2021 года в городе Ленинске Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> к Б.А.Р. о взыскании расходов, связанных с обучением сотрудника.

       У С Т А Н О В И Л:

        Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> (далее - УФСИН России по <адрес>) обратилось в суд с иском к Б.А.Р. о взыскании расходов, связанных с обучением сотрудника, указав в обосновании заявленных требований, что ответчик Б.А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по направлению УФСИН России по <адрес>.

По условиям контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязался прослужить в уголовно-исполнительной системе после окончания учебного заведения пять лет. Свои обязательства ответчик не исполнил, был уволен по собственному желанию. Просит суд взыскать с ответчика в пользу УФСИН России по <адрес> расходы, связанные с обучением в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» в размере 258.252,75 рублей (двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят два рубля 75 копеек).

В судебное заседание представитель истца УФСИН России по <адрес> не явился, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлен надлежащим образом, представитель ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на заявленных требованиях настаивает.

Ответчик Б.А.Р. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. О причине своей неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении дела слушанием не направил, в связи с чем, в силу статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив и проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 года N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших, либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Абзацем первым статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" установлено, что действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 года принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 года.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением ответчика в образовательном учреждении ФСИН России возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Б.А.Р. контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.08.2013 года и от 24.07.2018 года, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 г. N 76 (далее также - Инструкция).

Согласно статье 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлено, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определённый, так и на неопределённый срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трёх лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 года N 76, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

В соответствии с пунктом 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем, к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счёт средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

В силу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно - исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе, и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы, затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Судом установлено, что 01.08.2013 года УФСИН России по <адрес>, в лице начальника Управления полковника внутренней службы ФИО2 и Б.А.Р. заключили контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, сроком действия на время обучения во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний» и пять лет службы в уголовно-исполнительной системе после окончания данного образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 9 названного контракта правовым последствием досрочного расторжения контракта по инициативе начальника по пункту "д" (в случае нарушения условий контракта по вине сотрудника), пунктам "к" и "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации является возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества. Иные правовые последствия досрочного расторжения контракта по инициативе сотрудника, его условиями не предусмотрены.

В период с 01.08.2013 года по 30.07.2018 года Б.А.Р. обучался в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по направлению УФСИН России по <адрес>.

Ответчик полностью прошёл обучение, по окончании обучения 24.07.2018 года и 31.07.2020 года стороны заключили контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком пять лет. По условиям контрактов ответчик Б.А.Р., с его согласия, назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела в ФКУ ИК - 12 УФСИН по <адрес>.

Пунктом 9 контракта от 24.07.2018 года предусмотрены правовые последствия его досрочного расторжения, аналогичные указанным в пункте 9 контракта, заключенного 01.08.2013 года. Контрактом от 31.07.2020 года последствия его досрочного расторжения не оговорены, пункт 9 указанного контракта предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств по настоящему контракту наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

01.02.2021 года Б.А.Р. на имя начальника УФСИН России по <адрес> подан рапорт об увольнении.

Согласно выписке из приказа УФСИН России по <адрес> -лс от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Б.А.Р. уволен из уголовно-исполнительной системе на основании рапорта последнего, по пункту 2 части 2 статьи 84 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 5 лет.

Согласно приказу выслуга лет Б.А.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 07 лет 07 месяца 00 дней, в льготном исчислении - 08 лет 10 месяцев 16 дней.

        Обучение ответчика в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по направлению УФСИН России по <адрес> оплачено за счёт средств федерального бюджета. ФСИН России финансирует обучение курсантов в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание.

По условиям контрактов, ответчик должен был проходить службу в УФСИН России по <адрес> в течение 5 лет, фактически ответчик же проходил службу в течение двух лет семи месяцев 00 дней.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о невыполнении ответчиком Б.А.Р. обязательств по отработке пяти лет в системе УФСИН России по <адрес> после окончания обучения, принятых на себя контрактом.

Как следует из искового заявления, УФСИН России по <адрес> предъявляет к взысканию с Б.А.Р. средств, связанных с обучением ответчика в учебном заведении в размере 258.252,75 рублей двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят два рубля 75 копеек).

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 года N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила от 28.12.2012 г. N 1465).

В соответствии с пунктом 2 Правил от 28.12.2012 года N 1465 затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника.

Согласно пункту 7 Правил от 28.12.2012 года N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: а) на оплату труда профессорско-преподавательского состава; б) на амортизацию учебного оборудования в период обучения; в) на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; г) на коммунальные услуги; д) на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465, с учётом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, размера средств федерального бюджета; затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Согласно справке ВЮИ ФСИН России, затраты на обучение одного курсанта за пять месяцев 2013 года, 2014 -2017 годы и семь месяцев 2018 года составили 534.242,35 рублей (пятьсот тридцать четыре тысячи двести сорок два рубля 35 копеек), из которых: денежное довольствие – 393.840,02 рубля, оплата труда гражданских служащих – 466.214,73 рубля; страховые взносы – 14.079,76 рублей; материально-техническое обеспечение – 79.700,83 рубля.

Таким образом, в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465, размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение ответчика в образовательном учреждении и подлежащих возмещению, составил 258.252,75 рублей (двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят два рубля 75 копеек) и подлежит взысканию с Б.А.Р. в пользу истца. Иного расчета размера средств, затраченных на обучение, ответчиком суду не представлено.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 336.36 НК Кодекса Российской Федерации, с ответчика в соответствии с требованиями статьи 98 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Ленинского муниципального района <адрес> в размере 5.783,00 рублей (пять тысяч семьсот восемьдесят три рубля 00 копеек).

          На основании изложенного, руководствуясь статей 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> к Б.А.Р. о взыскании расходов, связанных с обучением сотрудника, удовлетворить.

Взыскать с Б.А.Р., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> в пользу УФСИН России по <адрес> расходы, связанные с обучением в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» в сумме 258.252,75 рублей (двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят два рубля 75 копеек).

Взыскать с Б.А.Р., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> в доход бюджета Ленинского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 5.783,00 рублей (пять тысяч семьсот восемьдесят три рубля 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Судья: подпись

2-322/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УФСИН России по Волгоградской области
Ответчики
Башаев Айрат Рифатович
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Сулохина Н.Н.
Дело на странице суда
lenin.vol.sudrf.ru
01.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее