Дело №2а-5392/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего Осколковой А.Н.
при секретаре Понкратовой А.О.
с участием представителя административного истца Даниловой И.А., представителя административного ответчика УФССП России по Волгоградской области Гараниной Т.В., заинтересованного лица Дугиной Т.А.
10 ноября 2021 года в г. Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дугина В.М. к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Кажимову А.Ю,, УФССП России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Дугин В.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что является должником в исполнительном производстве №...-ИП от "."..г.., возбужденном на основании исполнительного листа № <...>., выданным Волжским городским судом Волгоградской области по гражданскому делу №... по иску Дугиной Т.А. о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов. "."..г.. по данному исполнительному производству административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 65 477 руб. 58 коп на основании того, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Считает, что постановление от "."..г.. нарушает его права и законные интересы, так как "."..г.. им была подана апелляционная жалоба на решение суда от "."..г.., на основании которого "."..г.. был выдан исполнительный лист №.... В апелляционной жалобе содержится просьба приостановить исполнительное производство №...-ИП от 2"."..г.. до вынесения судом апелляционной инстанции решения по существу апелляционной жалобы. Просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава – исполнителя Кажимова А.Ю. от "."..г.. о взыскании исполнительского сбора в размере 65 477 руб. 58 коп. в рамках исполнительного производства №...-ИП от "."..г.., возбужденного на основании решения Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г. по гражданскому делу №... по иску Дугиной Т.А. о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов.
Административный истец Дугин В.М. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя Даниловой И.А.
Представитель административного истца Данилова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УФССП по Волгоградской области Гаранина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указывая на то, что административные ответчики не были уведомлены административным истцом о подаче апелляционной жалобы на решение суда.
Заинтересованное лицо Дугина Т.А. в судебном заседании при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
По смыслу положений статьи 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. ч. 11, 12, 17 ст. 30 ФЗ №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В судебном заседании установлено и из материалов исполнительного производства следует, что "."..г. Волжским городским судом вынесено решение по делу №..., которым с Дугина В.М. в пользу Дугиной Т.А. взыскана неустойка за несвоевременную уплату алиментов за период с "."..г. по "."..г. в сумме 935 394 рублей 14 копеек.
На основании исполнительного документа и заявления взыскателя, "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Аджиевой Р.А. возбуждено исполнительное производство №...-ИП, должнику Дугину В.М. установлен 5-дневный срок для добровольного выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления. При этом должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена "."..г. и получена взыскателем Дугиным В.М. "."..г.г., что следует из представленного скриншота системы АИС ФССП.
"."..г., "."..г., "."..г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от "."..г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Положениями части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
По правилам ст. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве», сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
"."..г., то есть в установленные законом сроки с учетом положений ст. 15 ФЗ №229-ФЗ, судебным приставом Кажимовым А.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Дугина В. М. в сумме 65 477 рублей 58 копеек со ссылкой на то, что должником в срок, предоставленный для добровольного исполнения, не исполнены требования исполнительного документа.
На момент вынесения оспариваемого постановления сумма долга составляла 935 394 руб. 14 коп.
"."..г. Дугиным В.М. на решение суда от "."..г. по делу №.... по иску ФИО9 к Дугину В.М. о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов подана апелляционная жалоба с просьбой о приостановлении исполнительного производства.
Между тем, в материалы дела копия определения суда о приостановлении исполнительного производства №... от "."..г. не представлена.
Исполнительное производство №...-ИП от "."..г.. до настоящего времени не окончено, что также подтверждается справкой судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела №2 УФССП по Волгоградской области Аджиевой Р.А. по состоянию на "."..г.
Таким образом, анализируя приведенные выше нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», следует вывод, что законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от "."..г. №... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от "."..г. №...-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов "."..г. №..., содержащих указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
Как установлено в судебном заседании, копия постановления о возбуждении исполнительного производства от "."..г. вручена должнику "."..г.г. в электронной форме.
Постановление о взыскании исполнительного сбора вынесено "."..г.. То есть по истечении пяти дней, установленных для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Доказательств исполнения требований в добровольном порядке, до "."..г. должником судебному приставу не представлено, равно как доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Размер исчисленного приставом исполнительского сбора отвечает требованиям ч. 3 ст. 112 ФЗ №229-ФЗ.
В указанный пятидневный срок административным истцом не было представлено приставу сведений о невозможности исполнения требований исполнительного документа, как и не представлено таких сведений суду, следовательно, оснований к освобождению либо уменьшению суммы взысканного исполнительского сбора не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Дугину В.М, в удовлетворении административных исковых требований к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Кажимову А.Ю,, УФССП России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 года (13, 14, 20, 21 ноября 2021 года – выходные дни).
Судья: подпись