Решение по делу № 2а-1052/2019 от 09.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2019 года                             город Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Галихановой А.В., с участием старшего помощника прокурора г.Шелехова Липовцевой И.В., административного истца Данчикова В.А., представителя административного истца Даниловцева С.В., представителя административного ответчика Лола Н.А., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Иркутской области *номер скрыт* от 14 декабря 2015 года о назначении председателем Шелеховской территориальной избирательной комиссии,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1052/2019 по административному исковому заявлению Данчикова В.А. к Шелеховской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 156/933 об отказе в регистрации Данчикову В.А. кандидатом на должность мэра Шелеховского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Данчиков В.А. обратился в Шелеховский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Шелеховской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 156/933 об отказе в регистрации Данчикову В.А. кандидатом на должность мэра Шелеховского муниципального района.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что в результате проверки подписных листов 32 подписи избирателей признаны недействительными в связи с тем, что они выполнены от имени избирателей иными лицами.

Вместе с тем, лица, чьи подписи признаны недействительными: ФИО1 (мужчина), ФИО1 (женщина), ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 лично явились в Шелеховскую территориальную избирательную комиссию для целей подтверждения факта проставления подписи за кандидата на должность мэра Шелеховского муниципального района Данчикова В.А.. Однако, их пояснения относительно собственноручного проставления подписей не были приняты во внимание. В связи с чем, была подана жалоба в областную избирательную комиссию.

Также административный истец указывает, что проверка проводилась только в отношении подписей проставленных в поддержку Данчикова В.А., что, по его мнению, является нарушением принципа равенства, положений ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Административный истец полагает, что в нарушение п.6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ ему не была дана возможность присутствовать при проверке подписей избирателей.

Кроме того, административный истец ставит под сомнение профессионализм эксперта, а также наличие у него специальных познаний.

Просит отменить решение Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 156/933 об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра Шелеховского муниципального района незаконным.

В судебном заседании административный истец Данчиков В.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на том, что невозможно установить, какие подписи признаны недействительными и в связи с чем, эксперт, допущенный к проверке, пришел к подобным выводам.

Представитель административного истца Даниловцев С.В. просил удовлетворить заявленные требования, так как законных оснований для отказа в регистрации не имеется. В ходе судебного заседания поставил под сомнение профессионализм эксперта ФИО13, указал на нарушение прав Данчикова В.А., поскольку последний был поставлен не в равное положение с другими кандидатами.

Представитель административного ответчика Шелеховской ТИК Лола Н.А., просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Данчиков В.А. 23.07.2019 в 10.00 часов представил для регистрации в качестве кандидата на должность Мэра Шелеховского муниципального района следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в количестве 66 штук, сброшюрованные в 2 папки, всего 288 подписей избирателей. Протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 л., Сведения об изменениях данных о кандидате на 1 л., Письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, на 1 л. Порядок проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений, определяются статьей 61 Закона Иркутской области о выборах.

При проверке подписных листов Данчикова В.А. были выявлены следующие нарушения: подписи избирателей, выполненные от имени одного лица другим лицом: 3 подписи (ч.7 ст.61); недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 60 Закона Иркутской области о выборах.

Подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, несоответствующие действительности: 23 подписи (п.3 ч.9 ст.61)

В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 60 Закона Иркутской области о выборах;

Подписи избирателей, даты внесения которых, проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 60 Закона Иркутской области о выборах: 6 подписей.

Таким образом, рабочей группой, осуществляющей проверку подписных листов, было установлено, что количество недостоверных и (или) недействительных подписей составляет 32 шт., количество достоверных составляет 256, что недостаточно для регистрации кандидата Данчикова В.А. в качестве кандидата на должность мэра Шелеховского муниципального района.

Также административный ответчик указала на то, что доводы административного истца относительно подготовки и квалификации эксперта ФИО13 сомнений не вызывают и подтверждаются свидетельством на право самостоятельного производства судебных экспертиз *номер скрыт*.

Представитель административного ответчика Лола Н.А. в судебном заседании пояснила, что Данчиков В.А. извещался о порядке и времени проверки представленных им подписных листов, был информирован председателем Шелеховской ТИК.

Данчикову В.А. неоднократно разъяснялось, что действующее избирательное законодательство не предусматривает личное подтверждение избирателем достоверности внесения подписи в подписном листе. Нарушения прав Данчикова В.А. допущено не было.

Просила в удовлетворении административного иска отказать, в обосновании своей позиции представила письменные возражения.

Старший помощник прокурора Липовцева И.В. в заключении указала, что нарушений при проверке подписей допущено не было, позиция Данчикова В.А. изложенная в иске не подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора Липовцевой И.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требования, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 11 статьи 20 Федерального закона от *дата скрыта* № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 202 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;

г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;

д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные положения предусмотрены частью 6 статьи 112 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Из представленных материалов следует, что Думой Шелеховского муниципального района от 18 июня 2019 года за №24-РД было принято решение о проведении выборов Мэра Шелеховского муниципального района на 6 заседании Думы 18 июня 2019 года.

Полномочия избирательной комиссии Шелеховского муниципального района возложены на Шелеховскую территориальную избирательную комиссию.

12 июля 2019 года Данчиковым В.А. подано заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность Мэра Шелеховского муниципального района в порядке самовыдвижения.

23 июля 2019 года в 10 часов Данчиков В.А. предоставил в Шелеховскую территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в количестве 66 штук, сброшюрованные в 2 папки, всего 288 подписей.

Как следует из Ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом на должность Мэра Шелеховского муниципального района от 25 июля 2019 года, проверке подвергнуты папка *номер скрыт* листов в папке 35 подписей в папке 148, папка *номер скрыт* листов в папке 31 подписей в папке 140.

В ходе проверки рабочей группой с привлечением заместителя начальника отдела – начальника отделения *номер скрыт* МЭКО *номер скрыт* ЭКЦ ГУМВД России по Иркутской области ФИО13 выявлены нарушения, эксперт поставила свою подпись, засвидетельствовав выявленные в ходе проверки нарушения, которые в дальнейшем были отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов.

31 июля 2019 года Решением Шелеховской территориальной избирательной комиссией кандидату отказано в регистрации в связи с тем, что в результате проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Данчикова В.А. на должность Мэра Шелеховского муниципального района, согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей от 26 июля 2019 года, из проверенных 288 подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными было признано 32 (тридцать две) подписи избирателей, что составило 11,11% процентов от общего числа представленных и проверенных подписей избирателей. При этом число достоверных подписей составило 256 (двести пятьдесят шесть) подписей, что является недостаточным для регистрации кандидата. На основании ч.1 и ч. 6 статьи 62 пунктом 7 части 1 статьи 63 закона, Шелеховская территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации кандидату.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов - Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 75) и Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (статья 62).

Административный истец, обращаясь в суд с административным иском, указывает, что несостоятельным является основание, по которому ему отказано в регистрации, так как лица, чьи подписи признаны недействительными, лично явились в ТИК и желали подтвердить факт проставления подписи за кандидата на должность мэра Шелеховского муниципального района Данчикова В.А.

Позиция административного истца, изложенная в административном иске о том, что избиратели, лично явившиеся в ТИК, желали подтвердить факт проставления подписи за кандидата, не может быть признана судом обоснованной, так как действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателя.

В судебном заседании административный истец Данчиков В.А. пояснял, что избиратели желали подтвердить факт проставления подписи, однако, такой способ законодательством не предусмотрен. Привлечение граждан к удостоверению подлинности их подписи ведет к необходимости повторной проверки подписных листов.

Оспаривая законность принятого решения, Данчиков В.А. приводит доводы о том, что из ведомости и протоколов невозможно установить какие подписи были отнесены к недействительным, какие к недостоверным.

Как следует из представленных доказательств, на основании проведенной проверки и выявленных нарушений, допущенных Данчиковым В.А. при сборе подписей избирателей, Шелеховская территориальная избирательная комиссия 31 июля 2019 года приняла решение за *номер скрыт* «Об отказе в регистрации Данчикову В.А. кандидатом на должность Мэра Шелеховского муниципального района» на основании нарушений ст. 63 закона Иркутской области о выборах.

Изучив подлинники подписных листов избирателей в поддержку кандидата в Мэры Шелеховского муниципального района Данчикова В.А. в части подписей избирателей, по которым административный истец приводил свои доводы, а также ведомости, протоколы проверок подписных листов, решение Шелеховской ТИК, суд приходит к выводу об обоснованности отнесения комиссией недостоверных и недействительных подписей составляет 32 штуки, количество достоверных подписей составляет 256, что недостаточно для регистрации Данчикову В.А. в качестве кандидата на должность Мэра Шелеховского муниципального района, так как согласно Решения от *дата скрыта* за *номер скрыт* «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность Мэра Шелеховского муниципального района» необходимо 262 подписи.

Обсуждая доводы административного истца о том, что эксперт ФИО13 не могла быть привлечена к проведению проверки подписных листов, а также то, что эксперт не обладает специальными познаниями, суд полагает, что данные доводы не подлежат удовлетворению, так как из представленного письма, адресованного начальнику ОМВД России по Шелеховскому району Арбатскому Е.О., председателем Шелеховской территориальной избирательной комиссии Лола Н.А. было направлено сообщение с просьбой направить в избирательную комиссию эксперта – почерковеда для проверки достоверности подписей избирателей, представленных в поддержку кандидатов.

Кроме того, суду представлено свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз за *номер скрыт*, выданное ФИО13, из которого следует, что она имеет право производить судебные экспертизы в соответствии с указанными в свидетельстве экспертными специальностями. Из свидетельства видно, что ФИО13 имеет право производства почерковедческих экспертиз.

В судебном заседании административный истец просил вызвать эксперта для дачи пояснения, также ходатайствовал о назначении экспертизы, в удовлетворении данного ходатайства судом было отказано, поскольку ФИО13 находится в отпуске с выездом за пределы Иркутской области, о чем представлена соответствующая справка.

Также судом не было удовлетворено ходатайство административного истца о вызове иного эксперта и проведении экспертизы, так как законодательно закреплено, что на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с п.3 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ.

В судебном заседании административный истец и его представитель указывали на то, что экспертом не дано заключение по результатам проверки подписных листов с подписями избирателей, образцы почерка инспектируемых не отбирались, в связи с чем, ставили под сомнение выводы рабочей комиссии и эксперта и в последующем законность принятого решения Шелеховской ТИК об отказе в регистрации кандидату на должность Мэра Шелеховского района.

Выслушав изложенные доводы, суд считает необходимым указать, что в соответствии с методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатом на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлениями ЦИК РФ от 13 июня 2012 года заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе, эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указан номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.

Обсуждая доводы административного истца о том, что он не был своевременно уведомлен о месте и времени относительно проверки подписей, суд полагает необходимым указать следующее.

Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе, при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Таким образом, законодательно предусмотрено уведомление и участие кандидата при проведении проверки. В судебном заседании установлено и подтверждается телефонограммой от 24 июля 2019 года, что Данчиков В.А. был извещен о дате и времени заседания рабочей группы по проверке подписных листов.

В судебном заседании административный истец не возражал против того, что ему на сотовый телефон поступал звонок от Шелеховской ТИК и сути состоявшегося разговора, однако, он был не согласен со временем поступления звонка. Кроме того, представитель административного ответчика пояснила в судебном заседании, что Данчикову В.А. при приеме документов был разъяснен порядок проверки подписных листов.

Административный истец самостоятельно распорядился своим правом, не прибыв на заседание рабочей комиссии, не отправив уполномоченного представителя.

Как следует из представленных материалов, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Данчикова В.А. был составлен 26 июля 2019 года в 16 часов 05 минут и получен административным истцом 26 июля 2019 года в 17 часов 02 минуты.

Копии ведомостей о проверке подписных листов, а также копии 23 адресных справок получены административным истцом Данчиковым В.А. *дата скрыта*, что подтверждается его подписью.

Доводы административного истца и его представителя о том, что был нарушен принцип равенства, суд находит несостоятельными, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что в порядке самовыдвижения на выборы мэра Шелеховского муниципального района было выдвинуто 5 кандидатов, подписные листы которых в соответствии с решением Шелеховской территориальной комиссии от 18 июня 2019 года *номер скрыт* проверялись, вопреки изложенным доводам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушений требований закона Шелеховской территориальной избирательной комиссией, вопреки позиции административного истца, допущено не было.

Также, не может суд согласиться с доводами представителя административного истца о том, что в полномочия рабочей группы не входит проверка подписных листов, поскольку в полномочия рабочей группы в соответствии с Положением от 13 июня 2019 года о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов входит прием документов, представленных кандидатом, проверка их соответствия требованиям Закона, подготовка соответствующих документов по результатам проверки для принятия решений ТИК.

Кроме того в соответствии с Методическими рекомендациями ЦИК от 13 июня 2012 года проверки подписных листов подлежат все подписи избирателей.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований административного истца, следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных требований Данчикову В.А. к Шелеховской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 156/933 об отказе в регистрации Данчикову В.А. кандидатом на должность мэра Шелеховского муниципального района - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в мотивированном виде, которое будет изготовлено в 17 часов 13 августа 2019 года.

Судья                                      О.И. Плындина

2а-1052/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Данчиков Виталий Александрович
Ответчики
Шелеховская территориальная избирательная комиссия
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Плындина О.И.
Дело на странице суда
shelehovsky.irk.sudrf.ru
09.08.2019Регистрация административного искового заявления
09.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2019Судебное заседание
13.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2019Дело оформлено
10.09.2019Дело передано в архив
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
31.03.2020Дело передано в архив
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее