К делу №12-341/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
29 декабря 2014 года г.Геленджик
Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Дрепа М.В.
рассмотрев жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук Кравченко В.Т. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора по ЮФО Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 07 октября 2014 года, ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе представитель учреждения Кравченко В.Т. просит постановление отменить, ссылаясь на малозначительность содеянного, так как допущенные учреждением нарушения в области обращения с отходами не повлекли последствия в сфере экологии, предусмотренные ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал жалобу по доводам, в ней изложенным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
В статье 1 данного Закона указано, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно протокола об административном правонарушении от 23.09.2014г. №0297/06/6485/1520/ПР/2014, в результате проверки было установлено, что «в процессе и в результате деятельности Учреждения образуются отходы, что подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года, данными учета в области обращения с отходами за 2 квартал 2014 года, справками на вывоз ТБО, актами от 30.04.2014г. и 31.05.2014г. (вывоз мусора). Также Учреждение осуществляет обращение с образующимися в процессе и в результате своей деятельности отходами, в т.ч. их накопление.
На основании договора № № на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) от 09 января 2014 года МУП БХО оказывало услуги по вывозу ТБО с территории Южного отделения ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН, расположенной по адресу: г. Геленджик, ул. Просторная, 1-г во 2 квартале 2014 года, что подтверждается справками на вывоз ТБО и актами № от 30 апреля 2014 года и № от 31 мая 2014 года.
Согласно данным учета отходов, переданных от ЮО ИО РАН, Учреждение передавало для размещение отходы (мусор) от бытовых помещений IV класса опасности в количестве 0,9 тонн МУП «БХО». Однако, у МУП «БХО» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по размещению опасных отходов.
Своими действиями ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН нарушило требования: ч.1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»; ст.4,
11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления»; п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
За совершение вышеуказанных нарушений, постановлением государственного инспектора по ЮФО Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 07 октября 2014 года ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования данного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно частям 1,3 ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Передача собственником на основании договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ч.3 ст.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления") отходов 1У класса опасности (мусор от бытовых помещений в количестве 0,9 тонн) организации, не имеющей соответствующей лицензии (МУП «БХО»), является основанием для привлечения собственника отходов к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Материалами дела, в том числе актом проверки от 15.08.2014г, протоколом об административном правонарушении от 23.09.2014г. №0297/06/6485/1520/ПР/2014, подтверждается нарушение учреждением приведенных требований законодательства в области охраны окружающей среды и в области обращения отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения ФГБУН ИО им. П.П. Ширшова РАН требований законодательства в области охраны окружающей среды и в области обращения отходов производства и потребления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, а также принятия всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вина ФГБУ ИО им. П.П. Ширшова РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
При определении меры наказания административным органом учтены требования ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ, и в качестве меры наказания избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
В связи с указанным, законных оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░