Решение по делу № 2-887/2019 от 20.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2019 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,

с участием истца Сомова А.М., его представителя по доверенности Корендясовой Г.А.,

представителя ответчика по доверенности Громовой А.М.,

при секретаре Котовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-887/2019 по иску Сомова Андрея Михайловича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным решения от 28.01.2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании установить инвалидность 3 группы,

УСТАНОВИЛ:

Сомов А.М. обратился в суд с иском о признании незаконным решения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России от 28.01.2019г. об отказе в установлении инвалидности незаконным.

В обоснование иска Сомов А.М. указал, что в 2015г. у него выявлено заболевание - рассеянный склероз. Заболевание регрессировало и в 2016г. была установлена 3 группа инвалидности. В 2017г. при переосвидетельствовании, несмотря на то, что улучшения здоровья не было, а болезнь продолжала прогрессировать, инвалидность на новый срок установлена не была. В связи с прогрессированием болезни 29 декабря 2018г. в очередной раз направлен на медико-социальную экспертизу. К направлению на МСЭ приложено заключение Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина, в котором указан диагноз: Достоверный рассеянный склероз, вторично-прогредиентное течение, ст. медленного прогрессирования. Межьядерная офтальмоплегия, центральный спастический тетрапарез, в левой ноге - выраженный, легкие чувствительные нарушения. EDSS 5,5 балла. Стойкие умеренно выраженные стато-динамические нарушения.

Согласно акту от 28 января 2019г. инвалидность не установлена. Пунктом 10.4 Акта нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамоческих) функций установлено в 20%. Истец полагает, что нарушения составляют не менее 40%. На момент проведения экспертизы имелись стойкие нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности.

С учетом изложенного, истец просил признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России от 28.01.2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязать установить инвалидность 3 группы.

В судебном заседании истец и его представитель доводы иска поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Указали, что при освидетельствовании сделан неверный вывод о степени выраженности стойких нарушений функций организма (EDSS 2,5 балла), в то время как при направлении на освидетельствование врачом неврологом сделан вывод EDSS 5,5 балла.

Представитель ответчика Бюро МСЭ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России возражала против иска, указав, что выводы экспертов об отсутствии оснований для установления инвалидности являются правильными, с учетом всех проведенных исследований и освидетельствования истца.

Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных медицинских документов следует, что Сомов А.М. впервые проходил освидетельствование 29.12.2016 г. в бюро МСЭ № 31, где ему была определена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год и датой очередного переосвидетельствования 01.12.2017.

При освидетельствовании 13.02.2018 г. в Бюро МСЭ № 26, группа инвалидности не установлена.

28.01.2019 года Сомов А.М. на основании направления ГБУЗ СО «Новокуйбышевская ЦГБ» от 14.01.2019г. прошел очное освидетельствование в бюро МСЭ № 1, где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские и медико-экспертные документы по диагнозу: Рассеянный склероз, вторично-прогредиентное течение, ремиссия. Правосторонний детальный парез с умеренными двигательными нарушениями. EDSS - 5,5 баллов. Стойкие значительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением статодинамических функций», вынесли экспертное решение об отсутствии оснований для становления инвалидности.

Согласно обжалуемому решению установлено максимально выраженное нарушение функций организма - 20%, выявлены незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с передвижением (статодинамических) функций, не приводящие к ОЖД (ограничению жизнедеятельности), не вызывающие социальную недостаточность и необходимость в мерах социальной защиты и помощи, включая реабилитацию.

11.02.2019 года Сомов А.М. прошел освидетельствование в Экспертном составе № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, по результатам которого оставлено без изменения решение от 28.01.2019 года.

14.03.2019 года Сомов А.М. прошел освидетельствование в Федеральном бюро МСЭ Минтруда России, Экспертный состав №3, которым предыдущие решения оставлены без изменения.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Определением Самарского районного суда г. Самары от 17.06.2019г. по ходатайству истца назначена судебная медико-социальная экспертиза для определения обоснованности вынесения решения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области от 28.01.2019 года об отказе в установлении Сомову А.М. инвалидности.

По определению Самарского районного суда <адрес> ФИО1 освидетельствован экспертным составом ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (заключение от ДД.ММ.ГГГГ ).

По результатам изучения медицинских документов эксперты пришли к выводу, что при освидетельствовании 28.01.2019 года у Сомова А.М. имелось нарушение здоровья со стойкими нарушениями функций нервной системы, системы кровообращения и сенсорных функций (зрения) в диапазоне от 10% до 30%, которые не приводили к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, что не является основанием для установления инвалидности. Вынесенное решение ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 28.01.2019г. являются правомерными.

Таким образом, правильность решения ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России от 28.01.2019г подтверждена экспертным заключением медико-социальной экспертизы, проведенной по определению суда.

Указанное заключение экспертизы выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.

Суд признает допустимым и достоверным доказательством экспертное заключение от 18.07.2019 года, выполненное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области». Эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, имеют высшее медицинское образование, соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают требованиям к экспертам, уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Выводы экспертов мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований, объективность которых не вызывает сомнений.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопреки позиции истца, степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, может быть определена только экспертами, имеющими право на проведение медико-социальной экспертизы. В этой связи, не может являться допустимым доказательством степени выраженности стойких нарушений функций организма человека заключение врача, не являющегося экспертом бюро медико-социальной экспертизы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в признании истца инвалидом осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки его состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено.

С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Сомова Андрея Михайловича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным решения от 28.01.2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании установить инвалидность 3 группы, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2019г.

2-887/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сомов А.М.
Ответчики
ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
samarsky.sam.sudrf.ru
20.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2019Передача материалов судье
22.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2019Судебное заседание
19.08.2019Производство по делу возобновлено
09.09.2019Судебное заседание
14.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее