Дело № 2-1356/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубановой Г.А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Зубанова Г.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «г. Горно-Алтайска» площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Заявленные требования мотивированы тем, что истец Зубанова Г.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения. В период с 1992 года по 1998 г. проживала с матерью в г. Горно-Алтайске, отца не знает, никогда не видела. С 1998 года находилась в реабилитационном центре, затем в Манжерокском детском доме и КОУ РА «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова». Какого-либо жилья закрепленного за истцом не было, в собственности жилья также не имеет.
В судебном заседании истец Зубанова Г.А. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить, пояснив, что в настоящее время проживает в съемном жилье в г. Горно-Алтайске вместе с матерью, другого жилья не имеет, обучение закончила, социальные пособия на малолетнего ребенка получает в учреждении соцзащиты города Горно-Алтайска..
Представитель ответчика Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Пяткова О.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, указывая, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав лиц, состоящих в списке до очереди истца.
Третьи лица Министерство финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Возражений на иск в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.
Правовые гарантии защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Алтай установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года №12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъекта, а жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления названных оснований.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Материалами дела подтверждено, что Зубанова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Зубанова И.В. решением Майминского районного суда Республики Алтай от 15.11.2004 года лишена родительских прав в отношении сына Зубанова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Зубановой Г.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По данным БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» Зубанова Г.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма сроком на 5 лет, на основании Приказа БУ РА «УСПН города Горно-Алтайска» от 11.06.2014 года под порядковым номером 211.
На момент подачи иска Зубанова Г.А. достигла возраста 18 лет и в настоящее время она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилья.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 21.07.2017 г. № 04-00-4001/5001/2017-2583 информация о правах Зубановой Г.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют.
Зубанова Г.А. является матерью несовершеннолетнего <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и получает ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до 1,5 лет по месту проживания: <адрес> что подтверждается справками БУ РА «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» от 25.07.2017 года.
До настоящего времени истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поэтому на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, в соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей, подтвержденные квитанцией.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зубановой Г.А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.
Обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Зубановой Г.А. из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск»
Взыскать с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Зубановой Г.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2017 года