№ 33-2719/2024
УИД 36RS0006-01-2023-006078-62
Строка 2.069 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2024 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Анисимовой Л.В., Сорокина Д.А.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Анисимовой Л.В.,
гражданское дело № 2-115/2024 по исковому заявлению Паниной Наталии Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным отказа включения в общий трудовой и страховой стаж периодов работы, включении в общий трудовой и страховой стаж периодов нахождения на регистрационном учете в качестве безработного, возложении обязанности принять во внимание справки и произвести перерасчет страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 24 января 2024 г.
(судья районного суда Клочкова Е.В.),
УСТАНОВИЛА:
Истец Панина Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском, с учетом уточнения требований, просила признать незаконным отказ от 08.06.2023 № 36-06/11780л.12312 включить в общий трудовой (страховой) стаж периоды с 09.03.1993 по 25.05.1993, с 06.01.2004 по 05.04.2004; обязать включить в общий трудовой (страховой) стаж периоды с 09.03.1993 по 25.05.1993, с 06.01.2004 по 05.04.2004; обязать при подсчете пенсии учесть начисления и выплаты истцу в период с 01.01.2009 по 31.08.2009, указанные в справке о доходах физического лица за 2009 г. № 1, начисления и выплаты истцу в период с 06.01.2004 по 05.04.2004, указанные в справке от 08.01.2004 № 108 и произвести перерасчет размера пенсии с момента назначения.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24.01.2024 исковые требования удовлетворены частично, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области возложена обязанность принять во внимание справку 2-НДФЛ за 2009 г. № 1 за период работы в ООО «Ломбардъ «Ювелирный», выданную Паниной Н.Н., при исчислении размера установленной страховой пенсии по старости.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 10.05.2022 (л.д. 92-100).
В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области Князева Л.Л., действующая на основании доверенности, просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Панина Н.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 07.07.1998, следовательно, периоды ее работы должны подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, однако, в выписке из индивидуального лицевого счета истца сведения о страховом стаже и страховых взносах ООО «Ломбардъ «Ювелирный» имеются только за период с 01.04.2005 по 31.12.2008, данный период учтен пенсионным органом, также учтены страховые взносы за указанный период. Период с 01.01.2009 по 31.08.2009 в разделе «сведения о страховом стаже» выписки из лицевого счета отсутствует, в разделе «сведения о страховых взносах» за 2009 г. сумма начисленных страховых взносов также отсутствует. Удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности принять во внимание справку 2-НДФЛ за 2009 г. № 1 за период работы в ООО «Ломбардъ «Ювелирный», судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Указав в своем решении, что несоблюдение работодателем обязанности по предоставлению сведений о застрахованных лицах, уплате страховых взносов, не может ограничивать пенсионные права истца, а также, что работник не должен нести негативные последствия от ненадлежащего оформления и его учетных данных работодателем, суд первой инстанции не учел страховую природу пенсий в Российской Федерации (л.д. 112-114).
В судебное заседание явились истец Панина Н.Н., представитель ответчика ОСФР по Воронежской области Суханова Н.Н., действующая на основании доверенности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.05.2022.
Назначение пенсии произведено на основании отраженных на индивидуальном лицевом счете сведений о заработной плате и работе и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж.
Расчет размера пенсии истца произведен пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как по наиболее выгодному варианту, и учтены: общий трудовой стаж до 01.01.2002 - 12 лет 11 месяцев 10 дней (включены все периоды работы и получения пособия по безработице, подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета), в том числе, «советский» стаж до 01.01.1991, для валоризации - 2 полных года; среднемесячный заработок 4 067 руб. 91 коп. за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, который при отношении к среднемесячной заработной плате по стране (1 494 руб. 50 коп.) за тот же период дает величину - 2,722, но ограничено максимально допустимой - 1,2; страховые взносы за периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в общей сумме 200 662 руб. 82 коп., после 01.01.2015 - 13,713 индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Общая величина ИПК - 68,897.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа урегулирован нормами статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому периоды работы и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец Панина Н.Н. зарегистрирована в системе индивидуального персонифицированного учета 07.07.1998.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона, засчитываются периоды получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Период получения пособия по безработице подтверждается справкой установленной формы, выдаваемой органом занятости населения. Справка содержит информацию о периоде, в течение которого безработный состоит на учете и периоды, засчитываемые в страховой стаж.
Установлено, что в период с 01.09.1988 по 25.02.1993 истец работала в АООТ «ЦЧОГИПРОВОДХОЗ» в должности инженера, 25.02.1993 была уволена в связи с сокращением численности. В период с 05.05.2003 по 05.01.2004 истец работала в ООО «Оптима» в должности директора, 05.01.2004 была уволена в связи сокращением штата работников организации.
Согласно справке ОАО «ЦЧОГИПРОВОДХОЗ» № 2 от 16.10.2023 и копии выписки из лицевого счета 09016 в 1993 г., представлены начисления и удержания по зарплате, выходному пособию, компенсации отпуска. Выходное пособие в сумме 4 309 руб. в месяц начислялось и выплачивалось в феврале, апреле и мае 1993 г.
На основании информации, отраженной в справке от 14.05.2021 №, выданной ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа, на регистрационном учете в качестве безработного Панина Н.Н. состояла в период с 09.03.1993 по 22.08.1993. Поскольку получение пособия по безработице подтверждено за период с 26.05.1993 по 22.08.1993, он подлежал зачету в страховой (трудовой) стаж. Период с 26.02.1993 (после даты увольнения - 25.02.1993) по 25.05.1993 (до даты начала получения пособия по безработице) не подлежит включению в общий (трудовой) и страховой стаж.
Согласно справке от 13.05.2021 № 4878, выданной ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа, на регистрационном учете в качестве безработного Панина Н.Н. состояла в период с 14.01.2004 по 03.04.2005, а период получения пособия по безработице - с 06.04.2004 по 03.04.2005, который подлежал зачету в стаж.
Остальные периоды нахождения на регистрационном учете в качестве безработного с 09.03.1993 по 25.05.1993, с 14.01.2004 по 05.04.2004 не были учтены в страховой стаж, в связи с тем, что в эти периоды пособие по безработице не выплачивалось.
Суд первой инстанции указал, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в трудовой стаж периодов, за которые выплачивается пособие и сохраняемый средний заработок в связи с увольнением по сокращению штатов, оснований для удовлетворения исковых требований о включении в общий трудовой (страховой) стаж периодов с 09.03.1993 по 25.05.1993, с 06.01.2004 по 05.04.2004 не имеется.
Решение суда в данной части не обжалуется, не подлежит проверке.
Разрешая исковые требования Паниной Н.Н. об обязании при подсчете пенсии учесть начисления и выплаты истцу в период с 01.01.2009 по 31.08.2009, указанные в справке о доходах физического лица за 2009 г. №, произвести перерасчет размера пенсии с момента назначения, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении.
Согласно трудовой книжке АТ-V № на имя Паниной Н.Н. 04.04.2005 истец была принята на должность начальника юридического отдела в ООО «Ломбардъ «Ювелирный», 02.09.2009 уволена по собственному желанию (л.д. 28).
Как следует из материалов дела период работы истца с 01.01.2009 по 02.09.2009 в ООО «Ломбардъ «Ювелирный» не зачтен пенсионным органом в страховой стаж ввиду отсутствия на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Согласно служебной записке зам. начальника отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления ПУ и АСВ ОСФР по Воронежской области ООО «Ломбардъ «Ювелирный» было зарегистрировано в территориальном органе ПФР с 11.03.2004 по 25.03.2014. За период 2009 год отчетность организацией не предоставлялась, страховые взносы не уплачивались (л.д. 70).
Из справки о доходах физического лица за 2009 год № 1 налогового агента ООО «Ломбардъ «Ювелирный» в отношении физического лица – получателя дохода Паниной Н.Н. следует, что истцу производилось начисление заработной платы с января по август 2009 года включительно с удержанием сумм налога (л.д. 49).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ломбардъ «Ювелирный» 24.03.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) (л.д. 13-17).
Принимая во внимание представленные доказательства осуществления истцом в спорный период трудовой деятельности, а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 10.07.2007 № 9-П, в соответствии с которой обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работнике), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности принять во внимание справку 2-НДФЛ за 2009 г. № 1 при исчислении размера установленной страховой пенсии по старости и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее назначения, т.е. с 10.05.2022.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
До 1 января 2002 г. взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивались в составе единого социального налога. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» состав единого социального налога был изменен, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога.
Предусмотренному в части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правилу о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме, корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме.
В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статьей 19 и статьей 55 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Однако данное разъяснение не означает, что лишь наличие записи в трудовой книжке является основанием для включения в страховой стаж периода работы при отсутствии в системе индивидуального (персонифицированного) учета сведений о данном периоде работы застрахованного в случае, если такой период работы имел место после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Для включения в страховой стаж периодов работы, за которые отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете, гражданину - необходимо представить допустимые и достаточные доказательства осуществления трудовой деятельности и получения заработной платы, с которой подлежали начислению обязательные платежи, в том числе в пенсионный фонд.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
С учетом приведенных положений, неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, предоставляя работнику право доказать факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что истцом представлены надлежащие доказательства осуществления трудовой деятельности в период с 01.01.2009 по 31.08.2009 в ООО «Ломбардъ «Ювелирный», начисления работодателем и получения истцом в спорный период заработной платы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.11.2007 № 798-О-О, из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя. Невыполнение работодателем обязанности по оплате страховых взносов или оплате не в полном объеме страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, то есть речь идет именно по неоплате страховых взносов или оплате страховых взносов не в полном объеме, которые были начислены или у пенсионного органа имеется возможность произвести их расчет при наличии сведений о размере заработной платы лица, претендующего на назначение пенсии или ее перерасчет.
Возложение на государство подобной обязанности, возникшей и подлежащей исполнению с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10.07.2007 № 9-П, призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме. Следовательно, осуществляемый в соответствии с данным Постановлением пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) этим лицам трудовых пенсий должен обеспечить ее установление в сумме, которую надлежало бы получать застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о не применении к рассматриваемым отношениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П в связи с не начислением работодателем страховых взносов, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае в материалах дела имеются сведения о начисленной Паниной Н.Н. заработной плате в спорный период, прекращении юридического лица ООО «Ломбардъ «Ювелирный» 24.03.2014.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 24 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2024 г.