Решение по делу № 2а-44/2020 от 29.11.2019

Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2020 г.                                     ...

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,

при секретаре Егоровой Н.Г.,

с участием административного истца Шемякина И.С., представителя административного ответчика Луцкевич С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Шемякина И.С. к отделу МВД России по <...> району о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Шемякин И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия ОМВД России по <...> району, выразившиеся в том, что 19.01.2019 с 02 час. 30 мин. до 14 час. 50 мин. ответчиком нарушались права и свободы административного истца при содержании его в специальном помещении задержанных (СПЗ) в связи с административным правонарушением, поскольку он содержался в нечеловеческих условиях более 10 часов без какого-либо рапорта о его задержании, без каких-либо оснований был доставлен на медицинское освидетельствование, где на него без оснований составили рапорты и поместили в СПЗ. За проведенное в СПЗ ночное и дневное время ему не выдавались матрас, подушка, одеяло, постельное белье, завтрак, обед, питьевая вода, возможность проведения личной гигиены, справления нужд из-за отсутствия в камере раковины и санузла. В связи с тем, что о нарушении прав административному истцу стало известно только 05.11.2019 в ходе судебного заседания <...> городского суда <...> по его иску к ответчику, Шемякин И.С. просил восстановить ему срок подачи административного искового заявления и признать незаконными указанные действия административного ответчика.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениям к нему, согласно которым административным истцом пропущен срок на подачу данного искового заявления без уважительных причин. Кроме того, факты, указанные истцом, ранее были рассмотрены судом 05.11.2019 по делу № №.... Доказательств незаконности действий должностных лиц ответчика при задержании Шемякина И.С. и при его последующем содержании в СПЗ ОМВД России по <...> району не представлено. Выдача постельных принадлежностей лицам, содержащимся в СПЗ, действующим законодательством не предусмотрена. Питание лиц, содержащихся в СПЗ более 3-х часов, организовано посредством заключения контракта с ООО «<...>» от 29.12.2018, согласно акту выполненных работ от 31.09.2019 услуг по организации питания оказано на сумму 20700 руб. Ведение ведомости на выдачу питания не предусмотрено. Влажная дезинфекция дежурной части (СПЗ) проводится ежемесячно на основании заключенного договора с ИП <...>, что подтверждается актом. Кроме того, проводится ежедневная уборка помещений дежурной части. Нарушений температурного режима в помещении СПЗ не имеется. От Шемякина И.С. в период его нахождения в СПЗ каких-либо жалоб на его содержание в СПЗ или на действия сотрудников ОМВД России по <...> району не поступало.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из решения <...> городского суда <...> от 05.11.2019 по гражданскому делу №... по иску Шемякина Ильи Сергеевича к отделу МВД России по <...> району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, что Шемякин И.С. 19 января 2019 г. в 04.45 час. был доставлен в дежурную часть ОМВД России по <...> району в целях составления протокола об административном правонарушении, так как, согласно протоколу о доставлении, он находился в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте по ул. .... В результате чего Шемякин И.С. был задержан.

В целях подтверждения факта нахождения в состоянии алкогольного опьянения Шемякина И.С. 19.01.2019 около 7.00 час. оперативным дежурным дежурной части ОМВД России по <...> району было дано распоряжение полицейским ОВ ППСП ОМВД России по <...> району Романову А.С. и Бурянину И.И., которые находились на службе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в г. <...> с 20.00 18.01.2019 до 08.00 19.01.2019, о доставлении Шемякина И.С. на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в ГБУЗ «<...> ЦРБ».

Согласно рапортам полицейских ОВ ППСП ОМВД России по <...> району Романова А.С. и Бурянина И.И., находясь в помещении приемного отделения ГБУЗ «<...> ЦРБ», расположенного по адресу: г. ..., Шемякин И.С. отказался пройти в комнату для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, после чего был доставлен в дежурную часть ОМВД России по <...> район для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ и помещен в камеру административного задержания. Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ был составлен в отношении Шемякина И.С. 19.01.2019 в 07.30 час.

Административный истец пояснил, что для рассмотрения материала об административном правонарушении 19.01.2019 в районе 14 часов он был доставлен в <...> городской суд <...>, однако судебное заседание не состоялось, поэтому его отпустили домой.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено 21.01.2019.

Постановлением судьи <...> городского суда <...> от 21.01.2019 производство по административному делу №... по отношении Шемякина И.С. было прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Постановление судьи вступило в законную силу.

Согласно п. 14, 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с временным принудительным ограничением свободы, данный Кодекс предусматривает доставление, административное задержание и привод (статья 27.1).

В исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, применяется административное задержание, срок которого, как правило, не должен превышать трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (часть 1 ст. 27.3, части 1 и 2 ст. 27.5 КоАП РФ).

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», на полицию возлагаются обязанности пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения обязывает сотрудника органов внутренних дел отреагировать путем возбуждения соответствующего дела об административном правонарушении.Таким образом, действия сотрудников ОМВД России по <...> району по задержанию Шемякина И.С. были правомерными, они действовали в рамках предоставленных им законом полномочий, находились при исполнении своих служебных обязанностей.

Согласно книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа Министерства Внутренних дел Российской Федерации №..., Шемякин И.С. содержался в СПЗ ОМВД России по <...> району в период с 04:45 час. до 14:50 час. 19.01.2019.

Как пояснял Шемякин И.С., в этот период его вывозили в ГБУЗ «<...> ЦРБ» на медицинское освидетельствование около 7.30 час., где он находился непродолжительное количество времени, затем был снова помещен в камеру для задержанных.

Основания для задержания Шемякина И.С. имелись.

Установленный законом срок задержания административного истца должностными лицами административного ответчика не нарушен.

Запись в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть, №..., основание доставления – оказал неповиновение, не является свидетельством того, что у сотрудников полиции отсутствовали основания для доставления Шемякина И.С. в дежурную часть. Такие основания указаны в иных документах, в частности, в протоколе о доставлении, где причиной доставления указано: находился в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте по ... .... Административный материал по факту совершения данного административного правонарушения не был составлен, поскольку медицинское освидетельствование в отношении Шемякина И.С. не было проведено.

Административный истец ссылается на то, что условия его содержания в камере для задержанных были ненадлежащими, поскольку за проведенное в СПЗ ночное и дневное время ему не выдавались матрас, подушка, одеяло, постельное белье, завтрак, обед, питьевая вода, возможность проведения личной гигиены, справления нужд из-за отсутствия в камере раковины и санузла.

Согласно части 2 статьи 27.6 КоАП РФ условия содержания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 (ред. от 04.09.2012) определен порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями КоАП РФ.

В силу пунктов 2, 3 указанного Положения задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ (в том числе, органов внутренних дел - полиции), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения), оборудованных в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 утверждены Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России (далее - Наставление) после доставления граждан, распространяющееся в силу пункта 3 Наставления на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

Согласно пп. 5.1 п. 5 Наставления по результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным может быть принято решение о помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции», оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными Приложением № 2 к настоящему Наставлению (пп. 8.5 п. 8).

В соответствии с Правилами оборудования служебных помещений для задержанных количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека. Служебные помещения располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного. Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией. В помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками. Радиаторы отопления в помещении для задержанных защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов.

Приложением № 4 к Наставлению предусмотрен перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах. Согласно перечню задержанные лица могут иметь при себе, хранить, получать в передачах: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции; одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) - по сезону в одном комплекте; нательное белье - по сезону в одном комплекте; носки; платки носовые; предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа; постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце; столовые предметы (комплект пропиленовой посуды).

Согласно представленным ответчиком сведениям и документам, условия оборудования помещений для задержанных соблюдаются, проводится санитарная обработка, температурный режим соответствует норме.

Также лицам, задержанным на срок более 3-х часов, предоставляется питание на основании государственного контракта с ООО «<...>» №... от 29.12.2018, согласно которому доставка завтраков производится с 06.00 до 07.00, обедов – с 12.00 до 14.00.

Из технического задания (приложение № 1 к контракту) следует, что доставка питания в СПЗ и ИВС производится согласно ежедневной заявке заказчика на следующий день за днем предоставления заявки.

Как пояснила представитель административного ответчика, в случае, если в СПЗ помещены лица, не учтенные в заявке, оперативным дежурным посредством телефонного звонка делается дополнительный заказ питания. Ведомости на предоставление питания не ведутся, поскольку это не предусмотрено нормативными либо иными документами. Однако имеется акт приема выполненных работ, а также накладные от 19.01.2019 №... и №..., согласно которым завтрак был доставлен в количестве 6 порций, обед – 4 порции.

При этом, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что во время завтрака и обеда административный истец не находился в СПЗ. Так, утром он был доставлен в ГБУЗ «<...> ЦРБ» на освидетельствование, до этого находился в СПЗ менее трех часов (с 4 час. 45 мин. до 7 час.), следовательно, завтрак ему не полагался. После возникновения оснований для задержания Шемякина И.С. в связи с наличием в его действиях, по мнению должностных лиц, состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, он был доставлен в дежурную часть и помещен в СПЗ. В обеденное время Шемякин И.С. в СПЗ не находился, поскольку был доставлен в <...> городской суд <...> для рассмотрения административного материала по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, однако, поскольку материал не был рассмотрен, Шемякин И.С. был отпущен.

Доказательств того, что истец обращался к сотрудникам ОМВД России по <...> району с просьбами о предоставлении ему возможности воспользоваться санитарным узлом, с иными просьбами, однако ему в этом было отказано, не имеется.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований по существу не имеется.

При этом, о незаконности содержания в СПЗ и о ненадлежащих условиях содержания административным истцом заявлялось при рассмотрении гражданского дела №... по иску Шемякина И.С. о взыскании компенсации морального вреда. Данные доводы были предметом рассмотрения суда.

Кроме того, административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока на подачу административного искового заявления.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из пояснений административного истца усматривается, что обжалуемые действия имели место 19.01.2019.

Административное исковое заявление поступило в суд 29.11.2019 (направлено в суд 28.11.2019).

Таким образом, срок на оспаривание указанных в исковом заявлении действий (как и бездействия) административным истцом пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока не представлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать также в связи с пропуском истцом срока на обжалование действий (бездействия) административного ответчика.

Оснований для восстановления указанного срока, учитывая давность оспариваемых действий (бездействия), не усматривается.

Довод административного истца о том, что о нарушении его прав стало известно 05.11.2019 при рассмотрении гражданского дела по его иску к ответчику, является несостоятельным.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Шемякина И.С. к отделу МВД России по <...> району о признании действий незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья                     подпись          М.А. Ронгонен

Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ..

2а-44/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шемякин Илья Сергеевич
Ответчики
ОМВД России по Сегежскому району
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Ронгонен М.А.
Дело на странице суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
29.11.2019Регистрация административного искового заявления
29.11.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2019Предварительное судебное заседание
30.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее