Судья Г.Р.Гафарова Дело № 33-5176/2016
Учет № 27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2016 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей А.В.Мелихова, Г.А.Сахиповой,
при секретаре А.Ф.Ахатове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Я.Сафиной на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2016 года, которым в удовлетворении иска Р.Я. Сафиной к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны о признании права на досрочную страховую пенсию отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Я. Сафина обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика в признании ее права на досрочную страховую пенсию по старости отказано ввиду отсутствия сведений, доказывающих занятость на работах в особых условиях. При этом в ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включен период работы с 23 июля 1979 года по 31 декабря 2002 года в качестве штукатура-маляра, маляра строительного, мастера отделочного участка, маляра в ОАО «Челныгорстрой».
Не соглашаясь с таким решением, истица указала, что в амбулаторной карте имеется отметка о том, что она работала маляром с производственной вредностью «бензол и его производные, высота, физические перегрузки».
В связи с этим просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 03 июня 2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене решения суда как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не учтена справка с отметкой о том, что она работала маляром с производственной вредностью «бензол и его производные, высота, физические перегрузки», а также трудовая книжка, являющихся достаточным подтверждением вредных условий труда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно разделу XXXIII Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на досрочную трудовую пенсию пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены должности "маляры при работе с нитрокрасками" и "штукатур".
Судом первой инстанции установлено, что решением ответчика от 10 июля 2015 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из специального стажа был исключен период ее работы в качестве штукатура-маляра, маляра строительного, мастера отделочного участка, маляра с 23 июля 1979 года по 31 декабря 2002 года в ОАО «Челныгорстрой» ввиду отсутствия документального подтверждения ее занятости на работах в особых условиях.
Отказывая в удовлетворении заявленных ею требований, суд исходил из того, что истица в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представила достоверные и бесспорные доказательства, подтверждающие факт занятости на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и пенсионному законодательству.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, предусмотрено, что периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 4 Порядка). Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно трудовой книжке истица с 23 июля 1979 года до 01 октября 1986 года осуществляла трудовую деятельность в качестве штукатура-маляра 4 разряда в ОАО «Челныгорстрой», с 01 октября 1986 года до 20 апреля 2001 года - маляра строительного, с 20 апреля 2001 года до 07 февраля 2002 года - мастера отделочного участка, с 07 февраля 2002 года по 31 декабря 2002 года - маляра.
В справке № 2251 от 13 апреля 2010 года, выданной МБУ «Архив документов по личному составу профессия истицы указана как «маляр строительный».
Таким образом, в имеющихся в деле копии трудовой книжки истицы, а также в других документах, отсутствует указание на характер выполняемой ею в спорный период работы, а именно: в качестве маляра при работе с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками, либо маляра с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности, а также о ее полной занятости в тяжелых условиях труда.
Выписка из амбулаторной карты о том, что истец работала в СМУ 63 «ДСК» маляром с производственной вредностью «бензол и его производные, высота, физические перегрузки» сведений о занятости истицы в особых условиях труда и в режиме полного рабочего дня не содержит, в связи с чем, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего наличие у нее льготного стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости досрочно. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, амбулаторная карта была выдана с целью прохождения периодического медицинского осмотра.
Учитывая, что каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих тот факт, что истица была занята выполнением работ, предусмотренных Списком N 2, не представлено, при этом работодатель в спорный период не характеризует ее работу как работу с вредными веществами, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в иске.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации..
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иную оценку установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Я.Сафиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи