Дело № 2-1890/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2015 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Майорове А.В.., с участием истца Гашимова А.В.-оглы, представителя истца Гашимова Э.А., допущенного к участию в деле по ходатайству истца, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гашимова А.В.-оглы к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о включении периодов нахождения на инвалидности в трудовой стаж и перерасчете размера трудовой пенсии, взыскании задолженности, обязании производить выплату пенсии по старости с учетом перерасчета пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Гашимов А.В.- оглы обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об обязании включить периоды нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж, перерасчете размера трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, выплатить задолженность пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании производить выплату пенсии по старости с учетом перерасчета размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что заключением ВТЭК с ДД.ММ.ГГГГ Гашимову А.В.-оглы была установлена <данные изъяты> группа инвалидности за увечье, полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанной с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С момента получения инвалидности истец является получателем пенсии по инвалидности, а с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по старости в связи с достижением пятидесятилетнего возраста. При определении размера пенсии по возрасту в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Гашимов А.В.-оглы обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о включении спорного периода нахождения на инвалидности в стаж. Письмом пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ему в этом было отказано с указанием на то, что причиной получения инвалидности является увечье, полученное при исполнении им иных обязанностей военной службы связанной с ЧАЭС. В соответствии с подп.4 п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается в том числе, период пребывения на инвалидности первой и второй группы, полученной в следствии увечья, связанного с производством, или с профессиональным заболеванием. Аналогичная норма предусмотрена п. «а» ст. 92 Закона от 20 ноября 1990 года № 340 -1 «О государственных пенсиях в Российской федерации».
Пунктом 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) было предусмотрено, что лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Исходя из того, что внесенные Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 112-ФЗ изменения в п. 1 статьи 29 Закона № 1244-1 распространили свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года, следует вывод, что до указанной даты законодатель гарантировал назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Кроме того, из раздела III 1.1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации «О порядке назначения (перерасчета) пенсии гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 10 ноября 1992 года № 1-98-У, следует, что в соответствии с инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 августа 1988 года № 1-69-И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на Чернобыльской АЭС», заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным. По мнению истца, причиной установления <данные изъяты> группы инвалидности Гашимову А.В.-оглы является заболевание, полученное в связи работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем по мнению истца период нахождения его на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж, а также считает необходимым произвести перерасчет размера его трудовой пенсии с учетом спорного периода нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Гашимов В.А.-оглы, его представитель Гашимов Э.А. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, вновь привели их суду.
Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, одновременно просил рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Как следует из материалов дела, Гашимов А.В.-оглы обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о включении в трудовой стаж периодов нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не учтенных при назначении пенсии, а также о перерасчете размера трудовой пенсии по старости.
Из письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что включение в общий трудовой стаж периода нахождения истца инвалидности <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проведение перерасчета не предусмотрено нормами действующего пенсионного законодательства.
Оспаривая ответ пенсионного органа в настоящее время истцом заявлены требования о включении в общий трудовой стаж указанного спорного периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента назначении пенсии.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Закона N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которые вступили в силу также с 1 января 2015 года. С момента вступления в силу Постановления № 1015 признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 года.
В период с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До 1 января 2002 года пенсионного обеспечение граждан в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 92 указанного Закона периоды нахождения на инвалидности I и II групп включались в общий трудовой стаж в зависимости от причины инвалидности, в частности: вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством.
Однако причинная связь увечья с производством должна быть подтверждена актом или другим официальным документом о несчастном случае на производстве, оформленном в установленном законом порядке и на основании действовавшего Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 558 от 03.06.1995 года.
Из материалов дела следует, что Гашимову А.В.-оглы с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность сроком до ДД.ММ.ГГГГ по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ЧАЭС.
Гашимов В.А.-оглы являлся получателем пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 121, действовавшего до 1 января 2002 года Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», перевод с одной пенсии на другую производился с первого числа месяца, следующего за тем, в котором подано соответствующее заявление со всеми необходимыми документами.
Истец с заявлением о переводе на пенсию по старости обратился ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена по возврату.
Таким образом Гашимов А.В.-оглы является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в связи с введением в действие данного Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 руб.) х Т, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона).
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Включение в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, не связанного с производством, или профессионального заболевания п.3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 не предусмотрено.
Согласно имеющимся в материалах дела выписки из актов освидетельствования во ВТЭК и ВТЭ причиной инвалидности истца является увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ЧАЭС.
Поскольку причиной инвалидности истца явилось не профессиональное заболевание и не увечье, связанное с производством, законных оснований во включении спорного периода времени в трудовой стаж истца не имеется.
В силу подп. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункта «а» ст. 92 Закона № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Однако в данном случае расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с данным пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, не мог бы превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек.
Расчетный же размер трудовой пенсии истца по состоянию на 01 января 2002 года определен по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в сумме <данные изъяты>., что, соответственно, превышает размер пенсии, рассчитанный по нормам п. 4 ст. 30 данного Федерального закона, и также исключает возможность включения в общий трудовой стаж данного периода.
Вместе с тем согласно имеющимся в материалах дела выпискам из актов освидетельствования во ВТЭК и МСЭ причиной инвалидности истца является увечье, полученное им при исполнении иных обязанностей военной службы связанной с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Что касается вопроса пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, то они регулируются положениями ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Редакцией данной статьи, действовавшей в период до 18.07.2006, предусматривалось, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Таким образом, причина инвалидности, наступившей вследствие чернобыльской катастрофы, фактически приравнивалась к трудовому увечью или профессиональному заболеванию.
Новая редакция названной статьи, действующая с 18.07.2006, подобное указание не содержит. Предусмотрено, что инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется назначение пенсии по инвалидности по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Действие данной редакции распространено законом на все отношения, возникшие с 01.01.2002.
Следует отметить, что инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Это право следует из положений п. 2 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому названной категории лиц гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Таким образом, причины инвалидности, связанные с ликвидацией последствий на ЧАЭС, приравниваются законодателем к военной травме в целях предоставления инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС наиболее льготного пенсионного обеспечения по сравнению с иными инвалидами.
Указание на включение в общий трудовой стаж периодов нахождения на инвалидности, закрепленное в п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должно распространяться лишь на лиц, причиной наступления инвалидности которых является трудовое увечье или профессиональное заболевание.
Вместе с тем ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит положения о порядке подтверждения стажа, а не о включении в стаж периодов, предусмотренных ранее действующим законодательством.
Список периодов работы и иных периодов, закрепленный в ст. 30 данного закона, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Особый характер причин инвалидности у лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, уже учтен законодателем, что выражено в п. 2 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 7 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 г., действовавшего на момент назначения пенсии истцу, в общий трудовой стаж, учитываемый при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, засчитывались периоды, предусмотренные, в частности, пунктом «а» 2 ст. 92 этого Закона, согласно которому имелась возможность включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 1 и 2 группы, вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Поскольку причиной инвалидности истца, явилось не профессиональное заболевание и не увечье, связанное с производством, законных оснований к включению спорного периода времени в трудовой стаж истца не имеется, как и не имеется основания для перерасчета назначенной ему трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гашимова А.В.-оглы о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанности по включению периодов нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж, перерасчете размера трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, по выплате задолженности пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании производить выплату пенсии по старости с учетом перерасчета размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья З.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 15 июня 2015 года.