Решение по делу № 2-10540/2024 от 13.09.2024

    Дело № 2-10540/2024

14RS0035-01-2024-017555-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Якутск                                            22 ноября 2024 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В. единолично, при секретаре Ивановой У.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюрнева Александра Ивановича к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что является собственником квартиры в деревянном доме по адресу: ____ площадью 86,7 кв.м., квартира приобретена по договору купли-продажи 01.09.2006. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 16.11.2018 №2317р, срок сноса и отселения установлен в 2023г. Меры по переселению жильцов из аварийного дома до настоящего времени не приняты, снос не произведен. Согласно экспертному заключению ООО «Экспертный центр Индекс» от 07.09.2018 №61/09-18.3 в связи со значительным физическим износом в процессе эксплуатации многоквартирного дома, снижения уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, многоквартирный дом признан аварийным, указано об отсутствии перспектив реконструкции. Проведение капитального ремонта и реконструкции дома нецелесообразны, необходим снос. Многоквартирный дом не включен в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025гг. Согласно заключению экспертов АНО «Центр судебных и досудебных экспертиз» от 17.07.2024 №___ имеется угроза жизни и здоровью гражданам, здание является опасным для проживания людей. Истец считает, что многоквартирный дом создает угрозу жизни и здоровью граждан, повреждению или уничтожению имущества. Истец просит признать за ним право на получение жилого помещения и обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить ему благоустроенное жилое помещение площадью не менее 86,7 кв.м., в связи с признание дома аварийным и подлежащим сносу, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в соответствии с Постановлением Главы ГО «город Якутск» №14 от 02 марта 2009 года.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил своего представителя по доверенности Чистоедов Д.В., который исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, по доводам, изложенным в иске.

Представитель Окружной администрации г. Якутска по доверенности Васильева В.М. иск не признала, пояснил, что поскольку многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу собственник ограничен в способе обеспечения своих жилищных прав, имеет право только на возмещение стоимости изымаемого жилого помещения, предоставление другого жилого помещения возможно в случае достижения соглашения с органом местного самоуправления, право истца может быть реализовано в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры. Кроме того, у истца имеется несколько объектов недвижимости, в которые он имеет возможность переехать и жить, исключив угрозу жизни и здоровью, проживанием в квартире, расположенной в МКД признанным аварийным. Отметила, что настоящее время истец также за пределами республике, со слов представителя временно, однако возможно истец постоянно проживает за пределами Республики Саха (Якутия) в г. Белгороде.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью муниципальный специализированный застройщик «Агентство по развитию территорий» городского округа «город Якутск» по доверенности Павлова А.А. с иском не согласилась, поддержала доводы ответчика.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах не явки суду не сообщили, ходатайств не подано.

При указанных обстоятельствах, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу с 04.10.2006 на праве общей совместной собственности с супругой Тюрневой Н.В. принадлежит квартира с кадастровым номером , расположенной по адресу ____ площадью 86, 7 кв.м. (далее – Квартира). После смерти супруги Тюрнев А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.10.2021 стал единоличным собственником Квартиры с 14.10.2021.

Согласно справке МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «город Якутск» от 24.10.2024 в Квартире зарегистрированы дочь истца Аммосова С.А., зять истца Аммосов М.Н., опекаемые дети дочери истца Бдицких А.Д., Бдицких Ан.Д., Федоров В.В., Федоров Р.В.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 16 ноября 2018 года №2317р многоквартирный дом, расположенный по адресу: ____ (далее –МКД) признан аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса и отселения до конца 2023 года.

Согласно экспертному заключению АНО «ЦДиСЭ» от 17.07.2024 №20-ДЭ-24общая оценка технического состояния объекта экспертизы определяется как аварийное. МКД на момент проведения обследования создает угрозу жизни и здоровью людей в части механической безопасности, ухудшения эксплуатационных свойств и (или) снижения надежности конструкций. Здание является опасным для проживания людей.

Согласно выписке из ЕГРН от 24.10.2024 у истца в собственности имеется жилой дом, ___

Между ОА г. Якутска и ООО МСЗ «Агентство по развитию территорий» ГОГ «город Якутск» 20.11.2019 заключен договор о развитии застроенной территории в границах части квартала «16» ГО «город Якутск» №248, в указанный договор также включен МКД.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение).

Так, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания согласно пункту 33 Положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельных эксплуатационных характеристик его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или такого дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном этим кодексом порядке.

В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть 10).

Пункт 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса закрепляет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (Постановление от 15 декабря 2022 года № 55-П).

В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, по которому ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущих граждан, являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 апреля 2023 г. N 20-П признал части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше постановлении, впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Кроме того, пункт 1 части 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье (определения от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 27 февраля 2018 года № 429-О и от 20 июля 2021 года № 1610-О).

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П - части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Материальная, а часто и социальная незащищенность таких граждан предполагает с точки зрения требований Конституции Российской Федерации (статьи 2, 18, 40 и 75.1) прежде всего скорейшее нахождение способа удовлетворить их потребность в жилище с учетом ограниченности публичного жилищного фонда и бюджетных средств на его расширение.

Истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Квартире не зарегистрирован, имеет в собственности несколько жилых и нежилых помещений, земельных участков в Белгородской области, также имеется жилой дом в г. Якутске. При этом МКД признано аварийным, имеется риск жизни и здоровью лицам, проживающим в Квартире. Истец с заявлением в ОА г. Якутска о предоставлении жилья в маневренном фонде с целью исключения угрозы жизни и здоровью проживанием в Квартире не обращался.

Из нотариально удостоверенной доверенности представителя истца следует, что Тюрнев А.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что у истца имеются другие жилые и не жилые помещения, земельные участки на праве собственности, в которые истец и лица, проживающие в Квартире могут переехать, исключив риск угрозе жизни и здоровью, проживанием в Квартире, или продать и приобрести иное жилое помещение в г. Якутске, суд приходит выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу другого жилого помещения, взамен аварийного, на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.

При указанных обстоятельствах иск подлежит отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Тюрнева Александра Ивановича к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме.

    Судья                             п/п                             Н.В. Жиркова

    Копия верна

    Судья                                                                Н.В. Жиркова

Решение изготовлено 06.12.2024.

2-10540/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюрнев Александр Иванович
Ответчики
ОА г. Якутска
Другие
Аммосова Светлана Александровна
Общество с ограниченной ответственностью муниципальный специализированный застройщик «Агентство по развитию территорий» городского округа «город Якутск»
Информация скрыта
Тюрнева Наталья Викторовна
Аммосов Максим Николаевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Жиркова Наталья Васильевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
13.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2024Передача материалов судье
19.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2024Подготовка дела (собеседование)
11.11.2024Подготовка дела (собеседование)
11.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее