Дело № 2а-5042/2022 29 апреля 2022 года
47RS0004-01-2020-007581-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре Наймович В.В.
с участием старшего помощника Всеволожского городского прокурора Ленинградской области – Артемьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к Всеволожской городской прокуратуре Ленинградской области, Ленинградской областной прокуратуре о признании незаконным представления от 22.07.2020 г. №07-87-2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к Всеволожской городской прокуратуре, Ленинградской областной прокуратуре, в обоснование требований указав, что в адрес администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Всеволожской городской прокуратурой было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, зарегистрированное 27.07.2020 г., входящий номер 12888/1.0-15. В представлении ставится вопрос об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно позиции административного истца, в обоснование своих требований прокурор указывает на обнаружение в рамках проведенной проверки в границах защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на землях, государственная собственность на которые не разграничена, двух мест несанкционированного складирования отходов.
Административный истец полагает, что вывод административного ответчика о том, что земельный участок, на котором выявлено наличие двух мест несанкционированного размещения отходов, находится в собственности администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, поскольку государственная собственность на него не разграничена, не основан на действующем законодательстве. Указанный участок не прошел государственный кадастровый учет, в муниципальной собственности не находится, Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с учетом вышеприведенной нормы осуществляет лишь часть полномочий собственника, а именно, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (расположенными на территориях сельских поселений и межселенных территориях). Полномочиями по пользованию и владению подобными земельными участками в соответствии с ч. 1 ст.209 ГК РФ администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области не наделена, соответственно собственником являться не может.
Административный истец указывает, что ссылка в представлении Всеволожской городской прокуратуры на ст.11 ЗК РФ и ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не подтверждает обоснованность выводов прокурора, поскольку указанные нормы права являются общими для органов местного самоуправления и местных администраций (как исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), не определяют орган местного самоуправления какого уровня наделен соответствующими полномочиями и подлежат применению только в совокупности с иными нормами права, которыми предусмотрены как полномочия, так и принципы их разграничений.
Объект культурного наследия регионального значения «Памятное место, где захоронены местные партийные и советские работники, погибшие в 1919 году» расположен на территории МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Следовательно, с учетом приведенных норм права, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов возлагается на орган местного самоуправления, в границах муниципального образования которого выявлена несанкционированная свалка отходов.
Административный истец полагает, что спорным является требование прокурора о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения требований федерального законодательства (п.2 представления).
Административный истец указывает, что требования прокурора не соответствуют положениям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с чем просит суд:
- признать незаконным представление об устранении нарушений федерального законодательства от 22.07.2020 № 07-87-2020, внесенное по факту выявления мест несанкционированного складирования отходов в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.01.2021 г. в удовлетворении административных требований администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области - отказано.
Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25.11.2021 г. решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.01.2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
11.04.2022 г. административное дело передано судье Береза С.В. из канцелярии Всеволожского городского суда Ленинградской области.
Определением судьи Береза С.В. от 11.04.2022 г. дело принято к производству судьи Береза С.В.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные административные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Всеволожской городской прокуратуры Ленинградской области, действующая также по доверенности от административного ответчика – Ленинградской областной прокуратуры просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал письменную правовую позицию, представленную в материалы настоящего админситарвтиного дела.
Заинтересованные лица, в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения административного дела заказной почтой с обратными уведомлениями, представлены в материалы настоящего административного дела письменные возражения на административный иск, заявления о рассмотрении административного дела в отсутствии.
При таких обстоятельствах, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что 23.04.2020 г. в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО6 поступило обращение заинтересованного лица ФИО2 по вопросу ненадлежащего состояния прибрежной полосы Лемболовского озера в близи памятников, нахождения на указанной территории свалок мусора.
Письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО6 от 25.06.2020 г. исходящий номер МСИ-5/1829 обращение ФИО2 было направлено в Прокуратуру Ленинградской области в целях организации проведения проверки по фактам, изложенным в обращении.
Письмом от 03.07.2020 г., исходящий номер 7-582-2020 Прокуратура Ленинградской области направила обращение ФИО2 во Всеволожскую городскую прокуратуру и в адрес Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора для проверки доводов, содержащихся в обращении.
Указанное письмо поступило во Всеволожскую городскую прокуратуру 07.07.2020 г., входящий номер 565948.
Согласно резолюции Всеволожского городского прокурора Ленинградской области, содержащейся на письме, входящий номер 565948 от 07.07.2020 г., поступившем из Прокуратуры Ленинградкой области, обращение ФИО2 передано в работу заместителю Всеволожского городского прокурора Ленинградской области – ФИО7
Заместителем Всеволожского городского прокурора Ленинградской области ФИО7 согласно резолюции, содержащейся на письме, входящий номер 565948 от 07.07.2020 г., 07.07.2020 г. инициировано проведение проверки доводов, содержащихся в обращении ФИО2 Проведение проверки поручено помощнику Всеволожского городского прокурора Ленинградской области ФИО8
Помощником Всеволожского городского прокурора ФИО8 было направлено письмо от 15.07.2020 г.. исходящий номер 7-86-2020 в адрес и.о. председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, в которым указано, что по заданию прокуратуры Ленинградской области, городской прокуратурой рассматривается обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО6 в интересах жителей д. Васкелово Всеволожского района, по вопросу возможного нарушения федерального законодательства. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в срок не позднее 22.07.2020 г. и.о. председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области надлежало предоставить в городскую прокуратуру (Колтушское ш. 139, г. Всеволожск, ЛО) информацию о проведенных комитетом проверках на земельных участках и объектах культурного наследия регионального назначения, расположенных на побережье Лемболовского озера.
Помощником Всеволожского городского прокурора ФИО8 было направлено письмо от 15.07.2020 г.. исходящий номер 7-86-2020 в адрес председателя комитета по культуре Ленинградской области, в которым указано, что городской прокуратурой рассматривается обращение ФИО2 о нарушении требований к сохранению объектов культурного наследия и иным доводам. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в срок не позднее 22.07.2020 г. председателю комитета по культуре Ленинградской области надлежало предоставить в городскую прокуратуру (Колтушское ш. 139, г. Всеволожск, ЛО) следующую информацию: список памятников культуры, расположенных на территории Куйвозовского сельского поселения; является ли памятником культуры церковный крест (1764-1935 г.г.), расположенный в д. Васкелово рядом с Лемболовским озером; является ли памятником памятник погибшим за советскую власть в 1919 г., расположенный в д. Васкелоаво рядом с Лемболовским озером; информацию о проводимых комитетом проверках на указанной территории.
Помощником Всеволожского городского прокурора ФИО8 было направлено письмо от 17.07.2020 г.. исходящий номер 7-86-2020 в адрес главы администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в которым указано, что городской прокуратурой проводится проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО6 в интересах жителей д. Васкелово Всеволожского района о ненадлежащем содержании прибрежной полосы Лемболовского озера и иным вопросам. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в срок не позднее 21.07.2020 г. главе администрации надлежало предоставить в городскую прокуратуру (Колтушское ш. 139, г. Всеволожск, ЛО) информацию о содержании и сохранении объектов культурного наследия, указанных в обращении.
22.07.2020 г. Всеволожской городской прокуратурой Ленинградской области в адрес главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области внесено представление №07-87-2020 об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому Всеволожской городской прокуратурой в связи с коллективным обращением жителей д. Васкелово проведена проверка деятельности администрации МО «Всеволожский муниципальный район» по вопросам соблюдения требований федерального законодательства в части сохранения объектов культурного наследия.
В рамках проведенной проверки установлено, что на побережье Лемболовского озера расположен объект культурного наследия регионального значения «памятное место, где захоронены местные партийные и советские работники, погибшие в 1919». Данный объект находится за границами населенного п.и расположен на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Согласно акту рейдового осмотра комитета экологического надзора Ленинградской области № 1-15-00819-20/з от 14.07.2020 в непосредственной близости от указанного объекта выявлено 2 места незаконного складирования отходов, данный факт также подтвержден городской прокуратурой по итогам выездной проверки.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы защитной зоны объекта культурного наследия для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, устанавливаются на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника.
В рамках проверочных мероприятий установлено, что места незаконного складирования отходов расположены на расстоянии менее 200 метров от границ объекта культурного наследия.
В силу пп. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» полномочия, по распоряжению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений также относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Кроме того, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Таким образом администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» не осуществляется надлежащий контроль за состоянием имущества, находящегося в ведении администрации.
Причиной выявленных нарушений является игнорирование действующего законодательства сотрудниками администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Условием, способствующим совершению указанных нарушений, является ненадлежащий контроль со стороны руководства администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Всеволожский городской прокурор Ленинградской области требовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Всеволожской городской прокуратуры и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в перечисленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности; о дате и времени рассмотрения представления сообщить во Всеволожскую городскую прокуратуру; о результатах принятых мер сообщить во Всеволожскую городскую прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Указанное представление административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.
В соответствии с п.1 ст.21 ФЗ РФ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Частью 2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 установлено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Типовая форма решения о проведении проверки утверждена Приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 г. №172.
В соответствии с п.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 г. №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
Пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 г. №195 проверки исполнения законов надлежит проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Пунктом 16 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 г. №195 установлено, что в документах прокурорского реагирования надлежит излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
Согласно п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силуп.1 ст.2Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается наКонституцииРоссийской Федерации и состоит из данного Федеральногозакона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством(п.6 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ).
Федеральнымзакономот 30.03.1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности(ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам(п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(п.1 ст.22).
Пункт 1 ст.3.4Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенногопостановлениемГосстандарта России от 28.12.2001 г. №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абз.4, 8 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп.2 п.2 ст.13ЗК РФ).
Статьей 1Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названнымзаконом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписанийабз.2 п.1 ст.3.3Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписанийп.2 ст.3.3Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованнымпунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных даннымпунктом.
Из правового анализа приведеннойнормыследует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
15.07.2020 г. входящий номер 7-86/2020 в адрес Всеволожской городской прокуратуры Ленинградской области поступил акт планового (рейдового) осмотра, обследования проведенного 14.07.2020 г., согласно которому ФИО9 - ведущим специалистом Центрального межрайонного отдела департамента экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды, с участием ФИО2. представителя администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО10. проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории по обращению ФИО2 по вопросу несанкционированного размещения отходов на берегу Лемболовского озера и окрестностях д. Васкелово Всеволожского района Ленинградской области (входящий номер к-04-1427/2020 от 02.07.2020 г.). В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования при съезде с автомобильной дороги (41 А-189 «Магистральная) на дорогу по направлению к озеру Лемболовское в непосредственной близости от памятника о событиях Великой Отечественной Войны, памятника кресту на месте финской кирхи (1764-1935 г.г.) и братской могиле погибших за советскую власть в 1919 году в точке координат 60.362288. 30.299134 с правой стороны лесной дороги, в 150 метрах от озера Лемболовское гражданка ФИО2 показала место, где на почве, размещены и складированы отходы, по визуальному наблюдению отходы представляют собой: мешки полиэтиленовые наполненные содержимым неизвестного происхождения, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, жестяные консервные банки и другие отходы от жизнедеятельности человека, видны следы от тушения возгорания по визуальному наблюдению объем отходов составляет около 2 куб, м. В ходе дальнейшего обследования при движении по лесной дороги в сторону озера Лемболовское с левой стороны в точке координат 60.362558, 30.299985 гражданка ФИО2 показала место, где на почве, размещены отходы, по визуальному наблюдению отходы представляют собой: мешки полиэтиленовые наполненные содержимым неизвестного происхождения, пластиковые бутылки, отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО7 31 110 02 21 5). отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО: 43411002295) по визуальному наблюдению объем отходов составляет около 3 куб, м. По информации поступившей в Комитет из администрации «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, исходящий номер 1617/01-08 от 14.07.2020 г.) несанкционированное размещение отходов (60.362288, 30.299134; 60.362558, 30.299985) расположено на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и находятся по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, Куйвозовское сельское поселение.
21.07.2020 г. во Всеволожскую городскую прокуратуру Ленинградской области поступило письмо комитета по культуре Ленинградской области, входящий номер 7-86/2020, согласно которому Комитет по культуре Ленинградской области в ответ на запрос от 15.07.2020 г. №7-86-2020 сообщил следующее. На территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области расположены объекты культурного наследия федерального значения: «Ансамбль «Зеленый пояс Славы Ленинграда»: «Памятник-стела летчикам Героям Советского союза С.М. Алешину, Н.А. Боброву и В.А. Гончаруку, повторившим подвиг Н.Ф. Гастелло»; «Ансамбль «Зеленый пояс славы Ленинграда»: «Памятник «Лемболовская твердыня»; объекты культурного наследия регионального значения (приложение 1 - выкопировка таблицы с номерами позиций 15-69); выявленные объекты культурного наследия (приложение №2 - выкопировка таблицы с номерами позиций 78-84). Церковный крест (1764-1935 гг.), расположенный в д. Васкелово не является объектом культурного наследия и выявленным: объектом культурного наследия. Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 27.10.2014г. №01-03/14-85 «Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Памятное место, где захоронены местные партийные и советские работники, погибшие в 1919 г.», по адресу: ж.д.ст, Васкелево, в 30 км к северу от п. Токсово, в 4 км к западу от ж.д. станции, близ южной стороны дороги, идущей к Приозерскому шоссе» установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения, расположенного в дер. Васкелово. Мероприятие по контролю за состоянием вышеназванного объекта культурного наследия регионального значения комитетом не проводилось, мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения комитетом проведено. К письму были приложены выкопировка региональных и выявленных объектов культурного наследия, копия приказа комитета от 27.10.2014 г. №01-03/14-85.
Из приказа комитета по культуре Ленинградской области от 27.10.2014 г. №01-03/14-85, схемы расположения несанкционированных свалок бытовых отходов, представленной администрацией МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, следует, что несанкционированные свалки были расположены за границами объекта культурного наследия на землях, право государственной собственности на которые не разграничено.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее содержание указанных земель, обязанность ликвидации свалок, расположенных на них возлежит на администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Оспариваемое представление заместителем Всеволожского городского прокурора Ленинградской области- ФИО7 было внесено главе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – надлежащему лицу, который в силу ст. 34, ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, осуществляет руководство деятельностью органа местного самоуправления, является законным и обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований.
Вместе с тем, суд исходит из следующего.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ на административном истце лежит обязанность в административном исковом заявлении указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из имеющихся в представленных стороной административных ответчиков материалов проверки по обращению ФИО2 следует, что несанкционированные свалки были ликвидированы на основании муниципального контракта, заключенного между администрацией МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области». Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В Определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 г. №84-О разъяснено, что по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федеральногозакона"О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2статьи 21),само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1статьи 21данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Право прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности, в том числе дисциплинарной основано на положениях пункта 2 статьи 22 Закона о прокуратуре. Вместе с тем, согласност. 192 Трудового кодексаза совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. В Постановлении ВС РФ от 02.08.2019 г. №57-АД19-40 разъяснено, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является именно правом, а не обязанностью работодателя. В связи с этим содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не является законным, В оспариваемом представлении Всеволожского городского прокурора Ленинградской области, исходя из буквального толкования указано, что административным ответчиком предложено администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и не возлагает на административного истца обязанность по привлечению указанных лиц к административной ответственности. Таким образом, довод административного истца о том, что данное требование нарушает права и законные интересы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области не основан на нормах материального права. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к Всеволожской городской прокуратуре Ленинградской области, Ленинградской областной прокуратуре о признании незаконным представления от 22.07.2020 г. №07-87-2020 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 13 мая 2022 года.