88-6047/2021
25RS0№-84
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Старовойт Р.К., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белковца Николая Григорьевича к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Белковец Н.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании оплаты труда.
В обоснование исковых требований указал, что работает электрорадионавигатором смтн «<данные изъяты>» в\части № ОСОФ. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года на основании приказов работодателя привлекался к работе днем в рабочие дни, ночью в рабочие дни, в выходные и нерабочие праздничные дни. Ему не выплачена заработная плата за 104 рабочих часа. Оплата работы ночью, выходные и праздничные дни произведена без учета компенсационных и стимулирующих надбавок. Разница в оплате составила 71 764 руб. 41 коп. С учетом уточнений, просил взыскать оплату труда за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года в сумме 66 720 руб.07 коп., доплату отпуска с 20 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 625 руб.35 коп., компенсацию морального вреда - 2 000 руб.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ с ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в пользу Белковец Н.Г. взыскана задолженность по оплате труда с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 66 720 руб.07 коп., оплате отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 325 руб. 35 коп., компенсация морального вреда в размере 2000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583» (утратило силу в декабре 2019 года) и утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 №545 Положением «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ», которое предусматривает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций ВС РФ.
Оба положения не содержат механизма расчета оплаты сверхурочной работы, имея отсылку к положениям ст. 152 Трудового Кодекса РФ.
Согласно Приложению № 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Коллективный договор войсковой части на ДД.ММ.ГГГГ годы предусматривает оплату гражданскому персоналу за каждый час работы в ночное время в размере 35 процентов (п.6,6.4) В пункте 6.8.1. коллективного договора предусмотрена оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни в повышенном размере с учетом компенсационных и стимулирующих надбавок.
Таким образом, исходя из системного толкования норм права (ст. ст. 149, 153, 154 ТК РФ) следует, что работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежит оплате в повышенном размере с учетом всех доплат: компенсационных и стимулирующих надбавок, предусмотренных системой оплаты труда.
Из материалов дела и судом установлен факт трудовых отношений между истцом и войсковой частью, привлечение истца на основании приказов начальника 696 отряда судов обеспечения флота в период с сентября 2019 по сентябрь 2020 года к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, работе ночью, начисление финансовым органом оплаты труда за пределами нормальной продолжительности и обычных условий без учета стимулирующих и компенсационных выплат. Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. ст. 129, 149,152, 153 Трудового кодекса РФ, Положениями о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и 18 сентября 2019 года № 545, пришел к правильному выводу о том, что оплата труда истца подлежит расчету с применением компенсационных и стимулирующих надбавок, районного коэффициента и ДВ надбавки.
Это же следует из разъяснений Департамента социальных гарантий Минобороны РФ № 182/5/3257 от 22.05.2019, № 1/5483 от 27.06.2019, согласно которым оплату за сверхурочную работу следует производить с учетом компенсационных и стимулирующих выплат в пределах утвержденных контрольных сумм фондов оплаты труда гражданского персонала.
Отклоняя суждения работодателя о расчете спорных выплат исходя из оклада (тарифной ставки), суд правильно исходил из того, что такой расчет нарушит принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, т.к. в этом случае оплата за один час работы в обычных условиях работы будет выше, чем час такой же работы в условиях, которые отклоняются от нормальных.
В силу ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и других" следует, что при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Ссылка в кассационной жалобе на пункт 57 приказа Министра обороны от 18 сентября 2019 года №545, согласно которому членам экипажей судов обеспечения за работу в особых условиях предусмотрена компенсационная выплата за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа - 25 % должностного оклада (тарифной ставки), пункт 27 Приложения к приказу №255, пункт 17 Приложения №2 к приказу №545, пункт 6.6.3 Коллективного договора № ОСОФ, согласно которым доплата гражданскому персоналу воинских частей за каждый час работы в ночное время составляет 35% часовой ставки (ставки должностного оклада за час работы), не опровергает выводы суда, т.к. приведенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П оценка аналогична по своему содержанию разъяснениям, содержащимися в Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1557-0-0, решении Верховного Суда РФ от 07.06.2006 N ГКПИ06-526, из которых следует, что при исчислении оплаты труда за работу, которая отличается от обычных условий необходимо учитывать все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 года № 17-П, который при проверке конституционности положений ст. 129, чч.1 и3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ указал на то, что повышенная оплата сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлена повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
При разрешении спора суды обеих инстанций правильно применили указанные выше нормы материального права в соответствии с их содержанием и фактическими обстоятельствами дела.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи