УИД 11RS0014-01-2022-000341-95
Дело № 2а -289/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Корткерос 12 сентября 2022 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Ветошкиной Л.И.
к администрации МР «Корткеросский»
об обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Ветошкина Л.И. обратилась в суд с требованиями к АМР «Корткеросский» об обязании заключить с ней договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорное жилое помещение). В обоснование заявленных требований указано, что она в спорной квартире зарегистрирована и постоянно проживает с <...>., квартира была ей предоставлена <...>.. Договор соцнайма жилого помещения с ней не заключался. Она как наниматель жилого помещения, обеспечивает сохранность указанного жилого помещения, поддерживает его в надлежащем состоянии, производит текущий ремонт, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. за вывоз твердых бытовых отходов и электроэнергию.
На судебное заседание административный истец Ветошкина Л.И., административный ответчик АМР «Корткеросский», заинтересованные лица – Николаева Г.В., Белинский В.В. не явились. Надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
В предыдущем судебном заседании административный истец на требованиях настаивала, заинтересованное лицо Николаева Г.В. возражений по заявлению не имеет.
Суд, с учетом ст. 150 КАС РФ ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением. Согласно ч. 2 указанной статьи правом совершать действия, связанные с предоставлением в пользование принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, наделен только собственник этого жилого помещения.
Согласно ст. 19 Конституции РФ гражданам гарантируется равенство прав и свобод, которые приобретаются на основании федеральных законов.
В соответствии со ст.ст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
По п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Частью 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с ч. 1 ст. 60, ч.1 ст. 61 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, договором социального найма данного жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч.1 ст. 63 ЖК РФ).
Как следует из представленных материалов дела, в т.ч. похозяйственных книг АСП «<...>» за период с <...>., пояснений лиц, участвовавших по делу, Ветошкина Л.И. с <...> проживает в спорном жилом помещении по адрес <адрес>, изначально в составе семьи, в т.ч. с супругом (<...>.) и детьми – заинтересованными лицами, которые в настоящее время выехали и постоянно проживают по иным адресам, сохраняя в спорном жилом помещении лишь регистрацию.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцу по месту работы <...>, в последующем после реорганизации - <...>».
Из представленных документов усматривается факт работы в тот период истца в <...>, ее супруга – <...>.
По информации сектора по архивной работе АМР «Корткеросский» следует об отсутствии сведений по производственной деятельности <...>, <...> в документах по личному составу приказов (решений, постановлений) о предоставлении жилого помещения.
Факт проживания в спорном жилом помещении истца стороной ответчика не оспаривается, а также подтверждается отметкой о регистрации в паспорте от <...>.. При этом указание о регистрации в <адрес> без указания квартир суд считает опиской, поскольку по сведениям АМР «Корткеросский», АСП «<...>» в <адрес> имеется лишь один многоквартирный <адрес>, частный дом по указанному адресу отсутствует.
В соответствии с положениями ст.30 Жилищного кодекса РСФСР", утвержденнного ВС РСФСР 24.06.1983, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 9 Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", с учетом распоряжения Совета Министров Республики Коми от 20.04.1993 № 292-р, определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Таким образом, судом достоверно установлено, что истец с <...> настоящее время фактически проживает в спорном жилом помещении, предоставленном семье, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством, зарегистрирована в нем, пользуется данным жилым помещением, поддерживает его в надлежащем состоянии, производит текущий ремонт, оплачивает жилищно–коммунальные услуги. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
В настоящее время, что подтверждается представленными документами, спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования муниципального района «Корткеросский».
Согласно ст. 5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то к ним применяются положения действующего в настоящее время жилищного законодательства.
По нормам ранее действовавшего законодательства (ст. 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Администрацией не оспаривается факт вселения Ветошкиной в спорную квартиру, до настоящего времени истец зарегистрирована в спорном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги, иных жилых помещений в собственности не имеет.
Статьей 675 ГК РФ и ст. 64 ЖК РФ предусмотрено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Следовательно, право пользования жилым помещением по договору социального найма за заявителем сохраняется.
Каких-либо требований, оспаривающих законность вселения истца в спорное жилое помещение и законность ее проживания в нем, собственником (администрацией) не устанавливалось. Сведений об оспаривании законности вселения истца в спорное жилое помещение, в т.ч. бывшими владельцами жилого фонда и собственниками спорного жилого помещения, не представлено, в судебном заседании истец не признавалась утратившей право пользования.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд считает, что у Ветошкиной Л.И. возникло законное право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
С учетом положений ст.ст. 49, 57, 60, 63 ЖК РФ предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда оформляется решением о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования и заключенным на основании данного решения договором социального найма и является обязанностью именно органа местного самоуправления в определенных законом случаях.
То есть, именно орган местного самоуправления, в случае его уклонения от заключения с гражданином договора социального найма в отношении жилого помещения по иску Ветошкиной, поданному на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ, обязан заключить с истцом такой договор.
Установлено, что по обращению Ветошкиной Л.И. письмом от <дата> администрацией МР «Корткеросский» по вопросу заключения договора социального найма было отказано, с рекомендацией признания право пользования спорным жилым помещением и заключения договора социального найма через суд.
Принимая во внимание изложенное, длительное время проживания истца в спорном жилом помещении, добровольный выезд совершеннолетних детей административного истца в иное место жительства, несения ею бремени содержания, оплачивая коммунальные платежи, и тот факт, что право на указанное жилое помещение у истца возникло до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает требования Ветошкиной об обязании заключить с ней договор социального найма спорного жилого помещения подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Обязать АМР «Корткеросский» заключить с Ветошкиной Л.И. договор социального найма жилого помещения- квартиры по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Э.Ф. Буян
Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2022 года.