Дело №2а-515 /2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Уйское 20 сентября 2016 года
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Иксановой Р.А., с участием помощника прокурора Уйского района Рудаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Магнитогорской природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Уйского муниципального района, Администрации Аминевского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Магнитогорская природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным иском к Администрации Уйского муниципального района, администрации МО «Аминевское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
В обоснование иска истец указал, что на территории Аминевского сельского поселения в с. Аминево для обеспечения питьевой водой используются 3 водозаборные скважины: №-ю, № и б/н. Данные объекты недвижимости состоят на балансе Аминевского сельского поселения, на скважины разработаны кадастровые паспорта. В соответствии с письмом администрации Аминевского сельского поселения от Дата № проекты санитарно-защитной зоны скважин для добычи подземных вод находятся в стадии разработки. Магнитогорской природоохранной прокуратурой с участием представителей Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области Дата проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников питьевого водоснабжения на территории с. Аминево, в ходе которой было установлено, что водоснабжение в с. Аминево надлежащим образом не организовано, полномочия по определению для централизованной системы водоснабжения гарантирующей организации, по организации водоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения надлежащим образом не исполняются, заключение на проект санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны отсутствует. Зона санитарной охраны данных скважин не оформлена надлежащим образом, что является нарушением водного и санитарного законодательства(л.д.5-11).
По поручению прокурора Магнитогорской природоохранной прокуратуры интересы истца в судебном заседании представляет помощник прокурора Уйского района Рудакова М.А.(л.д.114), которая исковые требования к Администрации Уйского муниципального района, администрации МО «Аминевское сельское поселение» поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчиков Администрации Уйского муниципального района, Администрации Аминевского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы, в котором не возражают против требований истца, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, предметом судебного разбирательства являются водозаборные скважины, из которых осуществляется водоснабжение с Аминево: скважина №, глубиной <данные изъяты>, расположенная <адрес> и скважина №, глубиной <данные изъяты>., расположенная в <адрес>, что подтверждается паспортами на водозаборные скважины(л.д.14, 17-18), Актом обследования водозаборных скважин(л.д.32-34), заключением Министерства имущества и природных ресурсов(л.д.35-38).
Забираемая из данных скважин вода через водопроводную сеть распределяется жителям и иным потребителям с.Аминево Уйского муниципального района.
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от Дата года видно, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества- водозаборные скважины №-ю и №, расположенные в <адрес>(л.д.78-79).
Из письма главы администрации Аминевского сельского поселения от Дата № следует, что скважины для добычи подземных вод состоят на балансе Аминевского сельского поселения, на них изготовлены кадастровые паспорта(л.д.15).
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного собственника и эксплуатирующей организации водопроводных сетей, артезианских водозаборов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из смысла п. п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п. 4 ч. 1, частям 3,4, частям 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, на территории Уйского муниципального района Челябинской области решение вопросов местного значения по организации водоснабжения в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложено на Администрацию Уйского муниципального района.
Кроме того, пунктом 1.1. ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении» также предусмотрено, что на территории сельских поселений полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения и(или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определению для централизованной системы холодного водоснабжения и(или) водоотведения поселения гарантирующей организации осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с Уставом Муниципального образования «Аминевское сельское поселение» Уйского муниципального района Челябинской области Глава поселения возглавляет администрацию поселения и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрацией Уйского муниципального района полномочия по организации в границах Аминевского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, переданы Администрации Аминевского сельского поселения, что подтверждается Соглашением № от Дата, которое заключено сроком на один год. Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено предоставление Администрации Аминевского сельского поселения субвенций для осуществления переданных полномочий. Данное соглашение никем не оспорено, не признано недействительным(л.д.102-105).
Из указанных норм правовых актов следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 5, п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Как следует из п. 1.6, п. 1.13 указанного СанПиНа организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.
В силу п. 1.3 СанПиНа соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, предпринимателей и юридических лиц.
Из указанных выше норм правовых актов следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании установлено, что зона санитарной охраны на водозаборных скважинах №-ю и № в с. Аминево не организована, соответствующие проекты не разработаны, что также подтверждается письмом главы Аминевского сельского поселения № от Дата года(л.д.15), отзывом по существу иска, в котором Администрация Аминевского сельского поселения не возражает против иска(л.д.80).
Доказательств того, что на территории Аминевского сельского поселения для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения определена гарантирующая организация в судебное заседание не представлено. Из письма главы поселения от Дата № следует, что договор с ООО «Тош_Туба», обслуживающей водоснабжение, расторгнут(15). Доказательств иного в судебное заседание ответчиками не представлено.
Оценивая установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие администрации Аминевского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области по непринятию мер по обеспечению разработки и согласования проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин №-ю и № в с. Аминево Уйского муниципального района Челябинской области, и обеспечению организации зон санитарной охраны водозабора, поскольку такое бездействие не обеспечивает в полной мере охрану источников питьевого водоснабжения от вредных воздействий, загрязнений, что ведет к нарушению прав жителей с. Аминево Уйского района Челябинской области и других граждан на благоприятную окружающую среду, и считает необходимым возложить на администрацию Аминевского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны данных водозаборных скважин в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН и обеспечить организацию зоны санитарной охраны водозабора.
Суд также считает необходимым, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, возложить на Администрацию Уйского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу определить для централизованной системы водоснабжения с. Аминево Уйского района Челябинской области гарантирующую организацию и организовать водоснабжение населения поселков Аминевского сельского поселения Уйского муниципального района в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.