№ 16-1116/2024
27RS0004-01-2023-009150-04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 13 мая 2024 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника Очилова Элбека Зохидиновча – адвоката Афанасьевой Алина Анатольевны, действующей на основании ордера № 1682 от 1 апреля 2024 года на вступившее в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 8 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Очилова Элбека Зохидиновча,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 8 декабря 2023 года гражданин Республики Узбекистан Очилов Э.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2024 года ходатайство защитника Очилова Э.З. – адвоката Афанасьевой А.А. о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление судьи районного суда от 8 декабря 2023 года оставлено без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник гражданина Республики Узбекистан Очилов Э.З. – адвокат Афанасьева А.А. просит вступившее в законную силу постановление судьи районного суда изменить, исключив из него административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Узбекистан ФИО1, въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Покинуть территорию Российской Федерации должен был ДД.ММ.ГГГГ с учётом требований Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и положений Распоряжений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р. ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 40 минут по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1 который находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушил статью 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Действия гражданина Республики Узбекистан Очилова Э.З. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); протоколом об административном задержании <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4); рапортом инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); копией паспорта гражданина Республики Узбекистан ФИО1 (л.д.6-7); справкой на физическое лицо (л.д.8-9); справкой СПО «Мигрант-1» (л.д.10-12).
В судебном заседании гражданин Республики Узбекистан Очилов Э.З. указал, что приехал на территории Российской Федерации с целью заработать денежные средства. Ранее назначенные наказания в виде административного выдворения с территории Российской Федерации не исполнил и исполнять не планировал, так как на территории России проживает супруга и трое несовершеннолетних детей.
Из ответа УМВД России по городу Хабаровску от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приговором Исилькульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был осужден по <данные изъяты> (л.д.50). Из ответа начальника ОД ОП № УМВД России по городу Хабаровску от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью <данные изъяты> (л.д.84).
В действиях гражданина Республики Узбекистан Очилова Э.З. имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. С выводами судьи районного суда следует согласиться.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
При назначении гражданину Республики Узбекистан Очилову Э.З. административного наказания судьёй районного суда требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, фактические обстоятельства дела учтены.
Оснований для не применения судьёй районного суда наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имелось. Более того, материалы дела свидетельствуют о том, что Очилов Э.З. длительное время пребывал на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, никаких мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации им принято не было. Представленная к жалобе копия ответа УМВД России по городу Хабаровску от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что ФИО1 находясь на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ обратился в уполномоченный орган для урегулирования миграционных вопросов только ДД.ММ.ГГГГ, при этом получив ответ на своё обращение, где был указан срок пребывания на территории Российской Федерации мер не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка. Кроме того, из представленной справки СПО «Мигрант-1» (л.д.10-12) следует, что ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, назначенные наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не исполнил, что также свидетельствует о пренебрежительном отношении иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, вновь проигнорированному последним.
Согласно части 1 статьи 27.19 КоАП РФ помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 27.19 КоАП РФ регламентировано, что содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Постановление судьи районного суда, в том числе и части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к гражданину Очилову Э.З. указанной меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы о нахождении на территории Российской Федерации членов семьи, являлись предметом оценки судьи районного суда, отвергнуты по мотивам, приведённым в обжалуемом акте. С данными выводами следует согласиться. Оснований для изменения судебного акта по доводам жалобы не усматриваю.
Следует отметить, что согласно пункту 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 628-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федераций и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Наличие у привлекаемого лица к административной ответственности несовершеннолетних детей и супруги, являющихся гражданами Российской Федерации, безусловным основанием для изменения состоявшегося судебного акта не является, поскольку пребывая с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в отсутствие разрешительных документов, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка.
Выводы судьи районного суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено гражданину Республики Узбекистан Очилову Э.З. правильно, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении гражданина Республики Узбекистан Очилова Э.З. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 8 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Очилова Элбека Зохидиновча, жалобу защитника Очилова Элбека Зохидиновча – адвоката Афанасьевой Алина Анатольевны - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов