Дело № 2-161/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2015 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре Обелановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диспатович Е.А. к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа <адрес>, Администрации муниципального района «<адрес>», Муниципальному учреждению управления образованием администрации МР «<адрес>», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы (в части обеспечения выплаты вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты) и возложении обязанности начислять заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы,
установил:
Диспатович Е.А. обратилась в суд с указанным иском, просит взыскать с ответчиков недоначисленную и недовыплаченную заработную плату за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МОУ СОШ <адрес> денежными средствами для выплаты недоначисленной и недовыплаченной заработной платы за указанный период. Обязать ответчиков производить начисление заработной платы при отработанной полностью месячной норме и выполнении норм труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы.
В обоснование заявленных требований указав, что она работает в МОУ СОШ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Она была принята на должность <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>. Её заработная плата включает оклад, 12 % надбавка за вредные условия работы, районный коэффициент, Забайкальскую надбавку. Считает, что размер её заработной платы без районного коэффициента и Забайкальской надбавки не может быть меньше установленного МРОТ.
Истец Диспатович Е.А. будучи надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, при подаче искового заявления представила заявление которым просит о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика МОУ МОШ <адрес> о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений по поводу исковых требований Диспатович Е.А. не представили.
Представитель ответчика Администрации МР «<адрес>» Кожина Н.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась. В представленном суду отзыве на исковое заявление просит о рассмотрении дела в своё отсутствие. Также отзывом исковые требования Диспатович Е.А. не признала и пояснила, что заработная плата истцу начисляется в соответствии с действующим законодательством. Считает, что нарушений со стороны работодателя при начислении заработной платы истцу Диспатович Е.А. допущено не было в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика МУ УО администрации МР «<адрес>» будучи надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, возражений по поводу исковых требований Войцеховской З.Н. не представили.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> будучи надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражений по поводу исковых требований Диспатович Е.А. не представили.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В представленном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Исковые требования не признала и пояснила, что финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений производится из средств субвенций в соответствии с представленными заявками муниципального района. Заявки муниципального района «<адрес>» финансировались в пределах бюджетных ассигнований в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях», <адрес> не относится к районам Крайнего Севера, относится к местности с особыми климатическими условиями, где предусмотрен следующий порядок начисления процентных надбавок по истечении первого года работы - 10%, за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10%, по достижении 30% заработка, районный коэффициент, применяемый для оплаты труда составляет 1,2.Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2014 года в сумме 5 554 рублей в месяц).
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда, к числу которых относится и условие о размере заработной платы.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации расчетный листок является письменной формой извещения работника работодателем о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей к выплате, расчетный листок выдается работнику при выплате заработной платы.
На основании ст.136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в связи с чем при принятии решения суд основывается на представленных сторонами доказательствах.
В судебном заседании установлено, что Диспатович Е.А. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята в МОУ СОШ <адрес> на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ со ставкой 1 и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку. Её заработная плата включает в себя оклад, на который производились надбавки в размере 12 % за работу с вредными условиями труда, 30 % Забайкальская надбавка, 50% районный коэффициент.
Также установлено, что согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Диспатович Е.А. оплачено 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Заработная плата истца за ДД.ММ.ГГГГ в случае полной отработки нормы рабочего времени не достигала уровня, гарантированного законом. Истцу, полностью отработавшему норму рабочего времени при ставке 0,95 должно быть начислено не менее <данные изъяты> однако как усматривается из материалов дела Диспатович Е.А. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> на ставку 1, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заработная плата Диспатович Е.А. должна быть рассчитана исходя из приказа, т.е. по 1 ставке. Согласно действующего законодательства истцу, полностью отработавшему норму рабочего времени должно быть начислено не менее <данные изъяты>
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу полностью отработавшей норму рабочего времени <данные изъяты> без учета стимулирующих выплат начислено <данные изъяты> Должно быть начислено <данные изъяты>.
Следовательно работодателем истцу за ДД.ММ.ГГГГ недоначислена заработная плата в размере <данные изъяты>
Заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ истцу, полностью отработавшей норму рабочего времени <данные изъяты>, без учета стимулирующих выплат начислена заработная плата <данные изъяты> Должно быть начислено <данные изъяты>.
Следовательно работодателем истцу за ДД.ММ.ГГГГ недоначислена заработная плата в размере <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ истец отработала на 1 ставке <данные изъяты> норму рабочего времени и без учета стимулирующих выплат ей начислена заработная плата в размере <данные изъяты> и по 0,5 ставки <данные изъяты> отработавшей <данные изъяты> начислена заработная плата без учета стимулирующих выплат <данные изъяты> Должно быть начислено при ставке <данные изъяты> 1 - <данные изъяты>. При ставке 0,5 должно быть начислено <данные изъяты>
Следовательно работодателем истцу за ДД.ММ.ГГГГ по ставке гардеробщика недоначислена заработная плата в размере <данные изъяты>
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований предъявленных истцом о выплате недоначисленной и недовыплаченной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Указанное нарушение требований Федерального законодательства об оплате труда, стало возможным в следствии неправильного применения норм права.
С учетом установленных обстоятельств требования о понуждении ответчиков производить начисление и выплаты заработной платы в размерах не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Как следует из Устава МОУ СОШ <адрес>, учреждение является муниципальным учреждением образования и финансирование деятельности осуществляется за счет средств муниципального бюджета района, фонд оплаты труда работников МОУ, финансируемых из бюджета МР «<адрес>», формируется на календарный год в пределах ассигнований муниципального бюджета и средств поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст.9 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п.1 ст.86 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования указанные в абз 3 п.1 настоящей статьи устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами (законами субъектов РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего кодекса (п.3 ст.86 БК РФ).
В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РЙФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23.12.2011 г. №612 ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Таким образом, администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств перечисляемых муниципальным бюджетным учреждением для оплаты труда работников. То есть, несет обязанности по финансированию муниципального образовательного учреждения МОУ СОШ <адрес> денежными средствами для выплаты взысканных сумм, в случае их недостаточности в пределах, выделяемых на эти цели субвенций.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Диспатович Е.А. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы <адрес> пользу Диспатович Е.А. задолженность по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (без вычета НДФЛ). При недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> выплаты заработной платы истицы в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> производить начисление и выплату заработной платы Диспатович Е.А. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья И.Л. Силяева