дело № 2 - 298/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Арзамас 21 января 2020 г.
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи С.А.Лелёкина,
при секретаре Костылевой Н.С.,
с участием истца Ерофеевой Е.Ф., представителя ответчика ООО «Арзамасский водоканал» по доверенности Вавиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерофеевой Е.Ф. к ООО «Арзамасский водоканал» о признании действий незаконными, взыскании премии, компенсации морального вреда,
установил:
Ерофеева Е.Ф. обратилась в суд с иском к ООО «Арзамасский водоканал» о признании действий незаконными, взыскании премии, компенсации морального вреда, указывая, что работала главным бухгалтером в ООО «Арзамасский водоканал». <дата> трудовой договор был расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Приказом ООО «Арзамасский водоканал» <дата> №/лс по итогам работы за 3 квартал 2019 года сотрудникам ООО «Арзамасский водоканал» назначена премия в размере 15% пропорционально отработанному времени. Истице премия не была начислена и не была выплачена. Действия ответчика по невыплате премиального вознаграждения являются незаконными и нарушающими ее трудовые права. Прекращение трудового договора с работодателем не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд - заработной платы, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат за проработанное время. В ООО «Арзамасский водоканал» действует Положение о премировании, начисление премии осуществляется в месяце, следующим за отчетным периодом. Выплата премии производится в день выдачи заработной платы. Истица была уволена <дата>, то есть после окончания отчетного периода (3 квартал 2019г.), а не в течение 3 квартала 2019г. У ответчика отсутствовали основания для невыплаты премии. Просит суд взыскать с ООО «Арзамасский водоканал» премию по итогам работы за 3 квартал 2019г. и сумму процентов в связи с несвоевременной выплатой в соответствии со ст. 236 ТК РФ. Признать действия ООО «Арзамасский водоканал» по невыплате премии незаконными. Взыскать с ООО «Арзамасский водоканал» моральный вред в размере 1 000 рублей.
В судебном заседании Ерофеева Е.Ф. исковые требования поддержала, доводы, изложенные в иске, подтвердила.
Представитель ответчика ООО «Арзамасский водоканал» по доверенности Вавилова Е.А. иск не признала, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Следовательно, если премия начислена работнику согласно приказу о премировании, принятому до его увольнения, то она должна быть выплачена, а в случае если приказ о премировании работников предприятия был издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях. Ерофеева Е.Ф. была уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ приказом ООО «Арзамасский водоканал» <дата> №. <дата> Ерофеевой Е.Ф. произведена выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя (расчетный листок за октябрь 2019 г. прилагается). Приказ ООО «Арзамасский водоканал» о назначении премии по итогам работы за 3 квартал 2019 г. издан <дата>, после увольнения Ерофеевой Е.Ф. Следовательно, оснований для выплаты премии Ерофеевой Е.Ф. - лицу, не состоявшему в трудовых отношениях с ООО «Арзамасский водоканал» не имеется.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В судебном заседании установлено следующее.
Приказом <дата> № Ерофеева Е.Ф. была принята на работу на должность главного бухгалтера в ООО «Арзамасский водоканал», с ней был заключен трудовой договор <дата>. №. <дата> трудовой договор со Ерофеевой Е.Ф. был расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации - сокращение численности или штата работников организации.
Согласно п. 4.6.6 Коллективного договора ООО «Арзамасский водоканал» на <дата> премирование на предприятии осуществляется в соответствии с Положением о премировании работников ООО «Арзамасский водоканал».
Положением о премировании работников ООО «Арзамасский водоканал», утв. приказом <дата> № (в редакции приказа от <дата>. №) предусмотрены премии по итогам работы за отчетный период. Отчетным периодом является квартал (п. 1.5.2 Положения).
Премирование работников по итогам работы за отчетный период производится при условии выполнения установленных показателей согласно приложению 1 к Положению (пункт 2.2). Начисление премии осуществляется в месяце, следующим за отчетным периодом. Выплата премии производится в день выдачи заработной платы (п. 2.3).
Лишение премии допускается:
- в случае совершения сотрудниками нарушений, содержащихся в перечне нарушений (п. 2.6);
- при увольнении работника в течение отчетного периода (п. 2.7).
<дата> Ерофеевой Е.Ф. произведена выплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении. Согласно расчетному листку за <дата> премия за 3 квартал 2019 г. Ерофеевой Е.Ф. не была начислена.
Согласно протоколу комиссии по премированию работников ООО «Арзамасский водоканал» <дата>, приказу и.о. генерального директора ООО «Арзамасский водоканал» от того же числа, по итогам работы за 3 квартал 2019 г. назначена премия работникам в процентном соотношении на месячный должностной оклад в размере 15% пропорционально отработанному времени согласно сводной ведомости показателей премирования работников ООО «Арзамасский водоканал» по результатам за 3 квартал 2019 г. Ерофеева Е.Ф. в число премированных работников не включена.
Из объяснений представителя ответчика следует, что основанием для не начисления премии Ерофеевой Е.Ф. явился факт ее увольнения до издания приказа ООО «Арзамасский водоканал» от <дата> о назначении премии по итогам работы за 3 квартал 2019 г., в связи с чем оснований для включения истицы в приказ не было, так как на момент издания приказа она не состояла с организацией в трудовых отношениях.
Суд не принимает указанные доводы ответчика, поскольку в соответствии с п. 2.7 Положения о премировании работников ООО «Арзамасский водоканал» при увольнении работника в течение отчетного периода премия не начисляется. При этом Положение не содержит аналогичной нормы в отношении работников, уволенных после отчетного периода.
Какие-либо основания для лишения Ерофеевой Е.В. премии за 3 квартал 2019 г., предусмотренные Положением о премировании, иными локальными нормативными актами ООО «Арзамасский водоканал», ответчиком не представлены.
Прекращение трудового договора с работодателем, по общему смыслу закона, не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат за проработанное время.
Согласно представленному ответчиком расчету, в случае, если бы премия Ерофеевой Е.В. была начислена, ее размер составил бы 7125 рублей 09 копеек. Дата выплаты премии - <дата>.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий ООО «Арзамасский водоканал» по невыплате премии за 3 квартал 2019 г. Ерофеевой Е.Ф. и взыскании в пользу истицы с ответчика премии в размере 7125 рублей 09 копеек.
На основании ст. 236 ТК РФ с ответчика, согласно представленному расчету, подлежат взысканию проценты за период с <дата> по <дата> в размере 188 рублей 46 копеек.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из обстоятельств дела, с учетом характера и объема причиненных истице нравственных страданий, степени вины работодателя, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается госпошлина в доход бюджета в размере 700 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия ООО «Арзамасский водоканал» по невыплате премии за 3 квартал 2019 г. Ерофеевой Е.Ф..
Взыскать с ООО «Арзамасский водоканал» в пользу Ерофеевой Е.Ф. премию за 3 квартал 2019 г. в размере 7125 рублей 09 копеек, проценты в размере 188 рублей 46 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а всего 8313 рублей 55 копеек.
Взыскать с ООО «Арзамасский водоканал» госпошлину в доход бюджета в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья С.А.Лелёкин
Решение суда изготовлено в окончательной форме <дата>.