Судья первой инстанции: Шевченко В.В. УИД 91RS0020-01 -2023-000687-53 № 2-121/2024
№ 33-5007/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: Хмарук Н.С.,
судей: Белинчук Т.Г., Лозового С.В.,
при секретаре: Павловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис» о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительного предмета спора: Территориальный отдел по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, администрация Советского района Республики Крым, администрация Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма»,
по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис»,
на решение Советского районного суда Республики Крым от 21февраля 2024 года,
у с т а н о в и л а:
В сентябре 2023 года прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис» о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах. МУП «Торгсервис» на основании лицензии от 15.10.2020 № 300 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению 40 многоквартирными домами, расположенными в пгт. <адрес> Республики Крым. Согласно информации территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю проверка качества питьевой воды ни в одном доме, находящемся в управлении организации не проводилась, план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемиологических мероприятий управляющей организацией не составлен и не выполняется, в адрес Роспотребнадзора на согласование не направлялся. На основании выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Торгсервис» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства управляющей организацией не устранены. Кроме того, по информации территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, программа производственного контроля качества питьевой воды МУП «Торгсервис» на согласование не направлялась. С учетом того, что в МУП «Торгсервис» вносилось представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, прокурор полагает, что грубо нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и качества питьевой воды. Кроме того, указанные нарушения могут привести к недостижению целей Национального проекта «Экология». В связи с чем, прокурор обратился в суд и просит возложить на Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования <адрес> Республики Крым «Торгсервис» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на согласование в Территориальный отдел по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах.
Решением Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.
На Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования <адрес> Республики Крым «Торгсервис» возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на согласование в Территориальный отдел по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>; <адрес>. Разрешен вопрос о судебных расходах.
Не согласившись с решением суда, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис» подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение юридически значимых обстоятельств по делу, неверные выводы суда первой инстанции, которые не соответствуют обстоятельствам дела, просило его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на то, что между МУП «Торгсервис» и ГУП РК «Вода Крыма» договора на поставку воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении, не заключались; апеллянт не относится к числу ресурсоснабжающих организаций осуществляющих поставку холодного водоснабжения и водоотведения; собственники помещений в многоквартирных домах напрямую заключают договора на поставку холодного водоснабжения и водоотведения с ГУП РК «Вода Крыма»; в стоимость услуг по управлению многоквартирными домами не заложено возмещение по поставке холодного водоснабжения и по водоотведению, в связи с чем, МУП «Торгсервис» является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом, обязанность в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, по разработке программы производственного контроля качества воды Законом №416-ФЗ не предусмотрена.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Советского района Республики Крым, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района ФИО5, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУП РК «Вода Крыма» просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальный отдел по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, администрация Советского района Республики Крым направил в суд апелляционной инстанции ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя территориального отдела.
МУП МО Советский район Республики Крым «Торгсервис» направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя, также указало, что требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает и просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации Советского района Республики Крым ФИО6 просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Советского района Республики Крым в адрес Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 10-13)
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления в прокуратуру Советского района Республики Крым директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования <адрес> Республики Крым «Торгсервис» ФИО7 был предоставлен ответ о том, что в настоящее время ресурсоснабжающей организацией является ГУП РК «Вода Крыма», которая осуществляет свою деятельность в сфере предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению в пгт. Советский и в Советском районе Республики Крым, у предприятия находится вся система водоснабжения водопроводных сетей, где источником водоснабжения являются артезианские скважины. Между МУП «Торгсервис» и ГУП РК «Вода Крыма» договоры на поставку воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении, не заключались; МУП «Торгсервис» не относится к числу ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих поставку холодного водоснабжения и водоотведения: собственники помещений в многоквартирных домах напрямую заключают договоры на поставку холодного водоснабжения и водоотведения с ГУП РК «Вода Крыма»; в стоимость услуг по управлению многоквартирными домами не заложено возмещение по поставке холодного водоснабжения и по водоотведению. Считает, что нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис» не имеется в связи с тем, что ГУП РК «Вода Крыма», осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ХВС обязана подавать абонентам холодную воду, соответствующую требованиям, установленным законодательством (л.д.14-18).
Судом первой инстанции установлено, что на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Торгсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению 40 многоквартирными домами, расположенными в пгт. <адрес>
Вместе с тем, согласно информации Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю проверка качества питьевой воды ни в одном доме, находящемся в управлении МУП «Торгсервис» не проводилась, план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических мероприятий управляющей организацией не составлен и не выполняется, в адрес Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю на согласование не направлялся.
Поскольку до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены, чем грубо нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и качества питьевой воды, прокурор обратился с указанным иском в суд.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с пп.1,2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пп.1-3 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человечка и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Согласно ч. 3 ст.1, ч.1 ст.23, Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Согласно п.5 Правил № 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 7 Правил № 10 программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией (п.17 Правил №10)
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (п.19 Правил №10).
В силу подп. «д» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении №1 Правил №354.
Подпунктом «а» п.31 Правил №354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. «а» п.33 Правил №354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020 года, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования). На водопроводных сооружениях, когда эксплуатация системы водоснабжения осуществляется несколькими хозяйствующими субъектами (водоподготовка, хранение и распределение воды), качество воды на соответствие гигиеническим нормативам должно контролироваться также на границах их зон эксплуатационной ответственности.
На основании ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу вышеизложенного, осуществление производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах возложено на управляющую организацию.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, именно ответчик, управляя многоквартирными жилыми домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан обеспечить предоставление гражданам, проживающим в этих домах, коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги холодного водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества холодной воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами - от границы своей эксплуатационной ответственности, в связи с чем доводы относительно того, что МУП «Торгсервис» является ненадлежащим ответчиком по делу судебная коллегия признает несостоятельными.
При этом, бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии разработанных Программ производственного контроля качества питьевой воды и их не согласовании с территориальным отделом, а также отсутствие контроля качества воды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и качество питьевой воды.
Разрешая исковые требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установив, что в МУП «Торгсервис» вносилось представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, чем грубо нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и качество питьевой воды, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Выводы суда, со ссылками на нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика относительно исковых требований, которые были предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, не влияют на правильность принятого судом решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения, постановленного с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда Республики Крым от 21февраля 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Советский район Республики Крым «Торгсервис», без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи