Решение по делу № 2-37/2015 (2-2555/2014;) от 28.10.2014

г.Луга 26 января 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-37/2015

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Писаревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу к Федеральному государственному бюджетному учреждению фтизиоофтальмологическому санаторию «Красный Вал» о возмещении ущерба, причиненного недрами,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению фтизиоофтальмологическому санаторию «Красный Вал» (далее – ФГБУ ФОС «Красный Вал»).

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ФОС «Красный Вал» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа по факту пользования недрами без лицензии на пользование недрами. Согласно материалов дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, возбужденного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, ФГБУ ФОС «Красный Вал» осуществляет пользование недрами посредством эксплуатации скважины с целью добычи подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами.

На балансе ФГБУ ФОС «Красный Вал» числятся две артезианские скважины: резервная, 1938 года постройки, из которой забор воды не производится; а также скважина инвентарный №260, которая была введена в эксплуатацию в 2006 году, забор производится для хозяйственно-бытовых нужд санатория. Для забора воды из второй скважины установлен глубинный насос, глубина скважины 106 м.

За 2012 год ФГБУ ФОС «Красный Вал» добыто 5 123,7 куб.м. воды, за 2013 год – 5 129,3 куб.м.

В соответствии с ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами.

Истцом представлен расчет вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в соответствии с Правилами, утвержденных постановлением правительства РФ от 4.07.2013 года №564 за период 2012-2013 г.г., который составил <данные изъяты> руб. исходя из показателя средневзвешенного тарифа на отпуск питьевой воды за 1-й квартал 2014 года

Истцом ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение по возмещению вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в тридцатидневный срок, однако до настоящего времени оплата ответчиком не произведена.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу просит взыскать с ФГБУ ФОС «Красный Вал» вред причиненный недрам в 2012-2013 г.г. в сумме <данные изъяты> руб., уточнив в ходе рассмотрения дела в заявлении от 12.12.2014 г., что данную сумму просит взыскать в доход Российской Федерации.

Истец Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу явку своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФГБУ ФОС «Красный Вал» Семенов В.Н., на основании доверенности от 2.04.2014 года, исковые требования не признает, считает исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку никакого вреда недрам санаторий не причинил, воду не загрязнил. Кроме того, полагает расчет взыскиваемых сумм истцом произведен необоснованно, т.к. в соответствии с п.7 Правил расчета вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах сведения о рыночной стоимости реализации полезного ископаемого предоставляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Истец же в расчете использует стоимость (тариф) установленный для ОАО «Лужский водоканал».

Главный врач ФГБУ ФОС «Красный Вал» Симчук М.Н., также представляющий ответчика, поясняет, что лицензия на пользование недрами будет получена в ближайшее время. В настоящее время других источников снабжения водой, кроме указанной спорной скважины, у санатория нет. Вода добывается для нужд санатория уже длительное время. Кроме того указывает, что санаторий является учреждением финансируемым из федерального бюджета.

Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, находит требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закона), пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Ст. 11 Закона устанавливает: предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст.49 Закона, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.51 Закона "О недрах").

Ст.77 Федерального закон "Об охране окружающей среды" устанавливает:

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с ст.51 Закона "О недрах", постановлением Правительства Российской Федерации от 4.07.2013 г. №564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее Правила).

Согласно п.2 Правил, вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр (п.3).

П.6 Правил определяет: стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

Lз = Nбз x Р,

где:

Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;

Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее:

ФГБУ ФОС «Красный Вал» Минздрава России осуществляет деятельность по оказанию санаторно-курортной медицинской помощи по адресу: <адрес>. В ходе данной деятельности ответчик пользуется артезианской скважиной: ), являющейся основной, кроме того имеется резервная скважина ).

Постановлением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ФОС «Красный Вал» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. по факту пользования недрами без лицензии на пользование недрами.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2014 года по делу №А56-30024/2014 постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о назначении административного наказания от 30.04.2014 года №16-030/2014 изменено в части назначения административного наказания, штраф снижен до <данные изъяты> руб.

Как следует из указанного решения Арбитражного суда, ответчик осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование, наличие которой для ответчика является обязательным. При этом, за 2012 год ФГБУ ФОС «Красный Вал» добыто 5 123,7 куб.м. воды, за 2013 год – 5 129,3 куб.м.

В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ, данное решение в настоящем деле имеет преюдициальное значение, поскольку в рассмотрении настоящего дела участвуют те же лица.

Кроме того, ответчиком в настоящем деле данные обстоятельства не оспариваются.

Истец, на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, произвел расчет размера вреда, который составил <данные изъяты> руб. Расчет размера вреда произведен на основании тарифов на товары (услуги) ОАО «Лужский водоканал» на 2014 год, утвержденных Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2013 года №223-п.

До принятия Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах Правительством РФ 22.08.1998 года было принято распоряжение N 1214-р, которым дано поручение Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Министерству налоговой службы Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размера убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, определяется исходя из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Вместе с тем указанное распоряжение по своей правовой природе является ненормативным актом, и поэтому не может быть принято в качестве документа, устанавливающего для неопределенного круга лиц порядок расчета размера вреда, как это предусмотрено статьей 51 Закона «О недрах».

Пленум Верховного Суда РФ в п.37 Постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснил: при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

В связи с чем, для расчета, вреда причиненного недрам, в данном случае, должны использоваться именно указанные Правила расчета размера вреда, как принятые до даты выявленного правонарушения.

Доводы ответчика о том, что в силу п.7 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах сведения о рыночной стоимости реализации полезного ископаемого предоставляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, истец же в расчете использует стоимость (тариф) установленный для ОАО «Лужский водоканал», суд полагает, ошибочными по следующим основаниям:

Действительно, в соответствии с абз.1 п.7 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно абз.2 п.7 указанных Правил, в случае отсутствия данных о средней рыночной цене реализации полезного ископаемого у Федеральной службы государственной статистики Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации запрашивает сведения о средней рыночной цене реализации полезного ископаемого, определяемой Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 94 "О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ", а в случае отсутствия указанных сведений у Федерального агентства по недропользованию средняя рыночная цена реализации полезного ископаемого определяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом данных отчетов о выполненных работах по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Как следует из ответов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) и Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) сведения о рыночной стоимости подземных вод отсутствуют. Из ответа Комитета государственного заказа Ленинградской области от 23.12.2014 г. следует, что сведения об отчетах о выполненных работах по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, объектом закупки которых является питьевая вода, также отсутствуют.

В связи с изложенным, использование Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу при расчете вреда тарифов, используемых ОАО «Лужский водоканал» не противоречит п.7 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

Вместе с тем, суд полагает, что при расчете вреда Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу необоснованно указана стоимость полезного ископаемого за 1 квартал 2014 года.

Согласно п.6 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам, стоимость единицы полезного ископаемого определяется по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения.

Из ответа ОАО «Лужский водоканал» от 19.01.2015 года следует, что тариф на питьевую воду в 2011 году, на основании приказа ЛенРТК от 23.12.2010 г. был установлен в размере 13,53 руб./куб.м.

Суд находит, что при расчете размере вреда, причиненного недрам, должен быть применен указанный размер.

Таким образом, денежных сумм, подлежащих взысканию с ответчика с возмещение вреда составит <данные изъяты>

Доводы ответчика о том, что ФГБУ ФОС «Красный Вал» никогда не загрязнял, не истощал и не портил природные ресурсы, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку не соответствуют указанным нормам права. Самовольное использование санаторием недрами повлекло утрату запасов полезных ископаемых, не восстановленных к моменту разрешения спора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Т.о., взыскиваемые с ответчика суммы подлежат зачислению в бюджет Лужского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С ФГБУ ФОС «Красный Вал» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой при подаче иска освобожден истец.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу -удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения фтизиоофтальмологический санаторий «Красный Вал» в бюждет Лужского муниципального района Ленинградской области в возмещение ущерба, причиненного недрам <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения фтизиоофтальмологический санаторий «Красный Вал» в счет госпошлины, от уплаты которой освобожден истец, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации – <данные изъяты> руб.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 2.02.2015 г.

2-37/2015 (2-2555/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
Ответчики
ФГБУ фтизиоофтальмологический санаторий "Красный Вал"
Другие
Семенов В.Н.
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Дело на странице суда
lugasud.lo.sudrf.ru
28.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2014Передача материалов судье
31.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2014Подготовка дела (собеседование)
18.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2014Судебное заседание
17.12.2014Судебное заседание
13.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее